Какой-то сегодня день в космонавтике, что на ум лезут слова содержащие буквы «П» и «Ц». Электро-Л заболел, да тут еще и Госдеп запрещает NASA дружить с Роскосмосом. Количество комментариев, под новостью, как бы намекает, что этот вопрос многих волнует.
Попробую немного прояснить со своей стороны, раз уж взялся за космонавтику. Тем более, недавно смежную тему я сам поднимал.
Как гласит новость в пересказе Ленты.ру:
… правительство США постановило приостановить все контакты НАСА с российскими государственными представителями. Запрет коснется поездок представителей НАСА в Россию, телеконференций, приглашений российских чиновников на объекты агентства, а также переписки с ними по электронной почте. Исключением станут совместные работы на Международной космической станции и возможные встречи на международных мероприятиях в третьих странах.
Не знаю, кому тут что показалось, но по мне так это сугубо демонстративный политический жест, который фактически никак не повлияет ни на космические программы, ни на взаимоотношения космических агентств двух стран.
Объясню.
Насколько я знаю, взаимоотношения США и России в космосе развиваются в нескольких направлениях:
1) МКС
2) Поставки ракетных двигателей для американской космической программы (буквально сегодня полетел американской военный аппарат на наших движках).
3) Участие Института космических исследований РАН в проектах LEND, HEND и DAN по изучению Луны и Марса.
4) Участие американских радиоастрономов в международном проекте «Радиоастрон».
Теперь по-порядку.
МКС — тут все ясно — уникальный международный проект, не имеющий аналогов в истории. Закрывать его из-за каких-то политических дрязг — верх безрассудства. Заморозить его тоже нельзя — упадет. Поэтому тянем вместе.
Поставки ракетных двигателей тоже не сворачиваются. Во-первых, в США уже завезли двигателей до 2017 года. Во-вторых, я знаю как на Хабре любят частную космическую компанию SpaceX, но United Launch Alliance ( Lockheed Martin и Boeing), Orbital Sciences, Sierra Nevada Corporation и прочие — это тоже частные компании. Поэтому какие-то запреты на взаимоотношения госчиновников — им совершенно до фонаря. Возможно, подобный запрет может повлиять на заключение будущих контрактов, которые потребуют участия государственных представителей. Но пока о таких переговорах что-то не слышно, а если они ведутся втихаря, то никто и не узнает, что запрет Госдепа нарушался. И встречаться на нейтральной полосе никто не запрещал. По миру проходит куча авиакосмических салонов и конференций, куда все могут ездить и спокойно договариваться о чем угодно.
Совместное изучение Марса и Луны тоже не прекращается и не приостанавливается.
Всё очень просто: ученые — это не чиновники. Им сотрудничать и общаться никто не запрещал. Да, даже если б и попытались это сделать, что-то мне подсказывает, что они не очень-то и послушались. Российские водители марсохода, находясь в Москве, как водили Curiosity, так и водят (точнее обстреливают нейтронами Марс). Российские ядерные физики, как изучали Марс и Луну с орбиты, так и изучают.
И еще такой момент: Jet Propulsion Laboratory, которая занимается управление межпланетных аппаратов NASA — тоже коммерческая организация. Поэтому запрет на них тоже не распространяется.
"Радиоастрон" — то же самое.
Upd: пояснение от руководителя научной программы проекта «Радиоастрон» Юрия Юрьевича Ковалева:
NASA вышла из всех «Спектров» много лет назад…
Сейчас ситуация неторопливо меняется.
И, например, для РадиоАстрон я последние полгода работал над тем, чтобы привлечь 70-метровую DSN антенну NASA в Goldstone для наблюдений с РадиоАстроном, как один из многих наземных телескопов. Вот с этим, я ожидаю, ничего не выйдет из-за последних решений Госдепа, и следствий для NASA. Но так как они (Goldstone) пока и не начали с нами работать, соответственно, потерей это тоже не назовешь.Еще две антенны NASA из DSN работают с нами в Robledo & Tidbinbilla (Испания). На они желают это в счет своего (национального) времени и NASA не должна иметь к этому касательства.
Наш контракт по станции слежения в Green Bank (US) не имеет к NASA никакого отношения.
Наши взаимодействия с др зарубежными наземными телескопами (Япония, Австралия, Корея, Китай, Европа, США и др.) работают по принципу научных коллабораций и симметричного принципа open skies (открытый доступ к наблюдательному времени для всех через конкурс заявок). Именно из-за того, что мы построили свою работу на этом принципе, а не на принципе политического взаимодействия между странами, я пока не вижу никаких негативных последствий недавних известных событий.
Т.е. как я уже говорил: нынешние запреты могли бы сказаться на переговорах по поводу каких-либо будущих совместных проектов. Но я о таких не слышал. Сейчас у нас гораздо больше с Европой договоренностей, например, по тому же ЭкзоМарсу или JUICE. Европейское космическое агентство в нынешней ситуации ведет себя гораздо спокойнее. Россия им для ЭкзоМарса две ракеты до Марса обещала за свой счет, от такого подарка ESA вряд ли откажется.
Ситуация в целом некрасивая, но ИМХО это сугубо демонстративный жест, типа прошлогоднего отключения NASA.
Автор: Zelenyikot