- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Копии и копирайты: как патентное и авторское право влияет на развитие 3D-печати

Копии и копирайты: как патентное и авторское право влияет на развитие 3D-печати - 1

Копии копий, из-за которых Университет Огастана подал иск против Джерри Фишера

Энтузиасты 3D-печати с нетерпением ждали 2014 года: именно тогда истекал патент на метод селективного лазерного спекания (технологию 3D-печати изделий из сухих смесей с помощью лазера). Этот метод принес владельцам патента, компании 3D Systems [1], известность и миллиардную прибыль; его применяли в архитектуре, машиностроении, авиакосмической промышленности и в создании арт-объектов. Как и предсказывали эксперты, по истечении срока патента случился настоящий бум в применении метода: производители начали экспериментировать с технологией, появились новые принтеры, рынок стал более конкурентным, а оборудование упало в цене.

Это лишь один яркий пример влияния патентного права на состояние индустрии. С 2014 года аддитивное производство успело пережить настоящий изобретательский бум, отмеченный десятками тысяч выданных патентов. Сейчас этот бум, похоже, закончился. Индустрия переходит к чему-то новому.

3D-печать сегодня: как развивается индустрия

Отчет [2] ресурса ificlaims.com, крупнейшей частной базы опубликованных патентов, показывает: в США за последние 5 лет (с 2013 по 2017) число патентов в сфере аддитивных технологий росло примерно на 35% каждый год. В 2017 году патентным бюро США было выдано свыше 320 тыс. свидетельств, что стало новым рекордом. Больший рост показала только индустрия электронных сигарет (45% в год); вплотную к результату приблизились технологии машинного обучения (рост на 34% в год).

Мировая статистика примерно соответствует данным США, но абсолютный рекорд в ней принадлежит 2016 году. Поисковик Google Patents за этот период выдает данные о 140 тыс. патентов, содержащих слова «additive manufacturing» и 46 тыс. — со словами «3d printing».
Копии и копирайты: как патентное и авторское право влияет на развитие 3D-печати - 2
Копии и копирайты: как патентное и авторское право влияет на развитие 3D-печати - 3
В 2017 году «изобретательский бум» пошел на спад, а в 2018-м (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) он и вовсе иссяк. Вероятно, изобретатели изобрели и запатентовали все, что было возможно, и сейчас перешли непосредственно к разработке серийных моделей принтеров. Как показывает опыт, от момента регистрации патента до выпуска изделия на рынок обычно проходит несколько лет.

Копии и копирайты: как патентное и авторское право влияет на развитие 3D-печати - 4

Копии и копирайты: как патентное и авторское право влияет на развитие 3D-печати - 5 Екатерина Абашина, медиаюрист, эксперт «Центра цифровых прав»:

На патентование в сфере аддитивного производства распространяются общие правила патентования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Различные умозрительные вещи авторским правом не защищаются (например, идеи, концепции, решения технических, организационных и иных задач и иные объекты, указанные в п. 5 ст. 1259 ГК РФ). Объект патента, в зависимости от вида, должен обладать определёнными качествами: быть инновационным и промышленно применимым (изобретение или полезная модель, для которой достаточно 1 и 3 характеристик), а промышленный образец должен быть новым и оригинальным по своим существенным признакам. 

Кто стремится в лидеры?

Топ-5 «чемпионов по патентам» от IFC выглядит [3] любопытно: в него вошли General Electric, Xerox, Boeing, Desktop Metal и Hewlett-Packard Development. Только четвертая компания специализируется на 3D-принтерах; остальные выпускают офисную технику, различную электронику и самолёты. Вероятно, это происходит потому, что у крупных компаний больше возможностей для исследования, и они всегда стремятся закрепить свои интеллектуальные права.

Разработки в области 3D-печати ведут и правительства. Так, Инженерный корпус армии США недавно запатентовал [4] технологию 3D-печати быстровозводимых зданий из бетона. Инновация здесь заключена в том, что бетон раньше не использовался для аддитивных методов в строительстве: он сильно засоряет форсунки. Но при этом бетон гораздо прочнее, что дает ему преимущество. Военные инженеры разработали специальные жидкие присадки для бетонной смеси, которые позволяют использовать ее в строительном 3D-принтере. В прошлом году Инженерный корпус представил напечатанную из строительной смеси хижину площадью 47,5 м2 и анонсировал разработку нового мощного строительного 3D-принтера в сотрудничестве с NASA.

Споры вокруг патентов

Конкуренция среди производителей 3D-принтеров обостряется, и это порой оборачивается детективными историями — со шпионажем и вмешательством суда.

В начале 2017 года компания Markforged представила новый принтер Metal X, после чего против нее был подан иск от Desktop Metal (оба производителя — из США, штат Массачусетс). Истцы обвинили конкурентов в нарушении двух принадлежащих им патентов на ключевые узлы принтеров. Иск включал подозрение в промышленном шпионаже: брат одного из сотрудников Markforged раньше работал в Desktop Metal. Разбирательство длилось около месяца; в результате ответчика признали невиновным.

Своими судебными тяжбами известна и компания Formlabs. В 2016 году она получила иск от EnvisionTEC (США) за нарушение двух патентов. Истец заявил, что хочет добиться запрета на продажи двух принтеров Formlabs, Form 1 и Form 2, использующих метод стереолитографии (или SLA). Ранее компании уже предъявлял иск другой гигант 3D-печатного оборудования — 3D Systems. Дело решили во внесудебном порядке, в результате чего Formlabs решила платить 8% от чистых продаж в качестве возмещения.

Несмотря на то, что еще в 2015 году аналитики предсказывали нашествие «патентных троллей» в индустрию 3D-печати, пока эти опасения не оправдались. Но это может быть лишь вопросом времени.

Копии и копирайты: как патентное и авторское право влияет на развитие 3D-печати - 6
Екатерина Абашина:

Кейсы с патентными троллями в 3D-печати мне пока не попадались, но думаю, самой благодатной почвой для них будут объекты дизайна (промышленные образцы): на них получить или выкупить патент легче, чем на изобретение.

А что с авторскими правами?

Там, где происходит дублирование объектов или информации, неизбежно возникают споры об авторских правах. Есть первые судебные прецеденты и с 3D-печатью.

В 2012 году гражданин США Томас Валенти, который создал на 3D-принтере миниатюры по мотивам игры Warhammer, получил приглашение в суд от правообладателей — компании Games Workshop.

Правообладателям игры не понравилось, что Валенти выложил модели фигурок в свободный доступ, и они потребовали удалить файлы. Суд встал на сторону Warhammer: файлы были удалены.

Спустя три года Университет Огастана (Южная Дакота, США) подал иск против Джерри Фишера — энтузиаста 3D-печати, который оцифровал скульптуры на здании университета и выложил их модели в публичный доступ. Пикантность ситуации заключалась в том, что статуи были не оригинальными: это бронзовые копии работ Микеланджело. Колледж требовал запрета на оцифровку статуй и удаления их моделей с сайта. Пройдя несколько судебных инстанций, Джерри Фишер добился отмены запрета.

Екатерина Абашина:

При оценке легальности использования произведений важно учитывать:

  1. жив ли автор и сколько лет прошло с момента его смерти (то есть срок действия исключительного права);
  2. цели и способы использования произведения (коммерческие или личные, образовательные, научные и т.п.);
  3. есть или нет письменное согласие на использование от правообладателя (если такое согласие необходимо).

Это якорные точки, всех нюансов не пересказать. Упрощённо говоря, если скульптор здравствует, а вы решили без его разрешения и договора печатать его скульптуры и продавать их, это будет нарушением авторских прав (с последствиями в виде компенсаций и возмещения ущерба и упущенной выгоды).

Оцифровку произведения и распространение моделей в сети можно трактовать как способ использования объекта авторских прав, так что даже не печатая ничего на 3D-принтере можно нарушить права правообладателя.

Скульптуры Микеланджело совершенно точно уже давно перешли в общественное достояние и могут спокойно использоваться.

Напомним, срок охраны авторского права истекает через 70 лет после смерти автора. Поэтому произведения скульпторов-классиков, живших ранее 1948 года, можно оцифровывать и использовать в любых целях — включая коммерческие.

Авторские и патентные права в индустрии 3D-печати станут одной из тем лектория на 3D Print Expo [5]. Об этом посетителям выставки расскажет Екатерина Абашина. Полная программа лектория [6]

Автор: Elena-Andreeva

Источник [7]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/kopirajt/291812

Ссылки в тексте:

[1] 3D Systems: https://habr.com/company/smileexpo/blog/420713/

[2] Отчет: https://www.slideshare.net/IFIClaims/8-fastest-growing-technologies-93353280?ref=https://www.ificlaims.com/rankings-8-fast-growing.htm

[3] выглядит: https://3dprintingindustry.com/news/interview-new-study-shows-3d-printing-second-fastest-growing-technology-2017-127179/

[4] запатентовал: https://www.erdc.usace.army.mil/Media/News-Stories/Article/1281737/3-d-printing-a-building/

[5] 3D Print Expo: https://bit.ly/2CvrYA7

[6] Полная программа лектория: https://bit.ly/2Csw6kp

[7] Источник: https://habr.com/post/422577/?utm_campaign=422577