«Если вам не стыдно за текст, значит, вы его не редактировали». Эта мысль пришли ко мне в голову после очередной правки текста одного разработчика. Автор написал коряво, но защищал каждый абзац, как мать — последнего поросенка, а я по одному отрывал у него эти обмякшие хвостики.
На Habr я каждый день вижу такие проблемные тексты и хочу поделиться своими наблюдениями. Вряд ли скажу что-то сильно новое, но редакторская правда остается неизменной годами. Коротко: без редактуры тексты дохнут от ожирения.
Вот три вещи, которые я унесу с собой даже на тот свет.
1. Выжигай лишнее без жалости
«Давай оставим этот абзац, тут важная предыстория».
«Это же мостик к следующей мысли».
«Мне кажется, без этих двух абзацев теряется атмосфера».
Каждый автор убежден, что у него текст — как дом с тонкими несущими стенами. Убери кирпич — и все сложится. Почти всегда это не так.
Представьте, что вы хирург на полевой операции, и ваш пациент — текст, у которого пробито легкое, разорваны сосуды и шансов немного. Будете церемониться? Станете гладить его по голове, предлагая полежать и отдышаться?
При редактуре задавайте себе вопросы: если выбросить этот кусок, изменится ли смысл? изменится ли энергия текста?
Если на оба «нет» — del без малейшей рефлексии. Cначала страшно, но потом входит в привычку и становится профессиональной деформацией: на обложках книг видишь «лишнее предложение», а в любимых статьях — «провисания в динамике».
Автор может рыдать, умолять и присылать войсы на десять минут с объяснениями, почему этот кусок «создаёт вайб».
Вы должны быть глухи.
Текст — важнее чувств.
2. Конфликт — двигатель охвата
Ничто так не убивает интерес, как консенсус. Люди приходят читать не ради аккуратных выжимок, а посмотреть на драку. Без драки текст читают как методичку.
Правильный текст всегда кого-то бьет. Он бьет старую школу, тупые практики, модные тренды, менеджеров, которые мешают жить, авторов, которые запутали простое, весь отдел соседнего опенсорса, который пять лет делает вид, что пишет документацию.
Вот заголовки, которые работают:
-
«Почему 90% курсов по Python — мусор»
-
«Kubernetes мертв, просто никто не сказал вам это вслух»
-
«Весь Agile держится на страхе увольнения»
Люди тянутся к боли, конфликту и драме. Особенно в айтишечке, где весь внешний мир думает, что мы сидим на пуфике и ковыряем код ради удовольствия. Дайте им мясо.
Главное — не быть пустозвоном. Если обещал зарубу — доставь.
Иначе станешь мемом, но не тем, который хочется.
3. Цель — не контент, а мем
90% статей после прочтения растворяются в воздухе. В лучшем случае остается легкий привкус, но через день уже не вспомнишь даже тему.
Настоящая работа редактора — добывать осколки, которые врежутся в память. Это формулировки, от которых у людей начинается внутренняя запись на пленку. Они пересказывают их в курилках, вставляют в переписки, кидают скрином в рабочий чат.
Чтобы вы понимали: если через неделю после выхода текста никто не может вспомнить из него хотя бы одну фразу, вы не работали. Вы заполняли квадратный метр пространства нулями и единицами. Контент ради контента.
Как этого добиться?
-
Запрещайте авторам писать общими словами.
Плохо: «Эта задача требует внимания к деталям».
Хорошо: «Это тот случай, когда одна строчка кода за миллион рублей отправит вам на почту проклятия от налоговой». -
Выжигайте из текста стерильность.
Плохо: «Мы подошли к задаче нестандартно».
Хорошо: «Пока все писали на Java, мы вытащили Rust из кладовки и собрали на нём ракету». -
Пробуйте фразу вслух. Она должна звучать так, чтобы ею можно было назвать Telegram-канал.
*****
Хороший редактор — это не человек, который вычитывает текст по чек-листу. Это автор-убийца, терапевт, мясник и мемолог в одном лице. Нужно расчищать завалы, колоть лед и собирать бриллианты из того, что вчера ещё было глиной.
А если кто-то жалуется, что вы «переписали чрезмерно», то вы на правильном пути.
Автор: kostemelyanov