Две крупных организации, занимающихся масштабными исследованиями состояния различных сегментов сети и их метрик, одновременно выпустили аналитические отчёты, посвящённые текущим реалиям: ComScore проанализировала потребителей контента и их вовлечённость, а AAI провела масштабный опрос маркетинговой отрасли относительно прогноза по рекламным бюджетам на следующий год.
Первое исследование, выпущенное исследователями из comScore, резюмирует и анализирует данные по состоянию на май 2015 года, глобально. Издание Sostav проанализировало все данные и выделило цифры, относящиеся к отечественному сегменту интернета.
Главные факты следующие:
- Российские пользователи не отказываются от стационарных ПК и ноутбуков несмотря на идущую «мобильную революцию»;
- Десктопная аудитория в России составляет более 68 млн. уникальных пользователей ежемесячно – это выводит страну в лидеры среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока;
- Доля российских пользователей среди аудитории «большой диагонали» в регионе EMEA (Восточная и Центральная Европа/Азия) составляет 19%, на втором месте – Германия (14%), на третьем – Великобритания с 11%;
- Активнее всего «большим экраном» пользуются россияне среднего возраста: по 27% мужчин и 25% женщин в возрасте 25-34 и 21% обоих полов в возрасте 35-44. Их доля проводимого в сети времени: 29% (мужчины 25-34), 25% (женщины 25-34) и 23% среди представителей обоих полов в возрасте от 35-44 лет;
- Предсказуемо, что наибольший охват и вовлечённость стимулируют такие категории сервисов и продуктов, как «социальные» (лидер с сильным отрывом), «развлечения» и «порталы»;
- Структура общей российской аудитории интернета: только десктоп в возрасте старше 6 лет – 67% пользователей, только мобильные устройства – 4%, и то, и другое – 29%. Чем моложе сегмент аудитории – тем выше доля кросс-платформенного сегмента, поколение 15-34 составляет 53% от общей аудитории;
- Чем больше экран, тем дольше пользователь задерживается в категориях ориентированных на просмотр множества страниц: в ритейле 70% аудитории, среди новостных ресурсов – 37%;
- Пользователи смартфонов доминируют в качестве потребителей информации погодных сервисов (90%) и навигации и поиска по локациям (83%)
- Пользователи смартфонов проводят 70% времени в сети, планшетов – 30%;
- comScore добавила и анализ наиболее популярного видео контента, здесь тоже есть на что посмотреть: категория «развлечений» лидирует по среднему времени в месяц на отдельного пользователя, далее следуют «социальные медиа» (Россия отличается от других стран самыми длительными видео), максимальное же время занимают видео из «образовательной» категории;
- Согласно оценкам comScore, у среднего бренда есть от 20 до 34 секунд для того, чтобы попытаться произвести на пользователя/зрителя эффект;
- Наибольший объем видео-контента (считается вместе с рекламой) у Google, наибольшая доля видеорекламы (53.8%) у ivi.ru, наименьшая – у конкурента megogo.net, самое насыщенное рекламой видео – из «игровой» категории.
Второе исследование от компании AAI (Agency Assessments International) касается динамики «настроений» в маркетинговой среде в 2015-2016 годах. Консультанты опросили 664 маркетолога, работающих в 512 компаниях на 44 сегментах рынка – отраслевое издание AdIndex перевело исследование на русский язык и резюмировало цифры.
Наиболее интересный тезис исследования AAI заключается в том, что по результатам опроса режим экономии, на который вышли компании в конец 2014 — начале 2015 года, в следующем календарном году будет соблюдаться не всеми.
Согласно опросу, в 2016 году бюджеты на рекламу и продвижение начнут медленно «размораживаться», сокращать же бюджет планирует меньшинство опрошенных – 22%, за текущий год этот показатель составляет 33%. Оставить бюджет без изменений планирует половина компаний.
Наращивать же маркетинговые и другие рекламные расходы планирует 30% компаний, против 38% в текущем году. Это позволяет сделать вывод о том, что рынок начинает медленное восстановление.
Особняком от всех отраслей стоит фармакология – динамика маркетинговых расходов в которой существенно отличается от средней по рынку и серьезно росла как в 2015 году, так, согласно ожиданиям, будет расти и в следующем 2016 году. Но и здесь темпы роста не превышают показатель 20% год от года. Дополнительные интерес представляет распределение в предпочтениях в различным рекламным инструментам со стороны данной отрасли.
Редакция «Мегамозга» запросила комментарии экспертов и их прогноз относительно обоих полюсов медиа-рынка.
- Будет ли на ваш взгляд расти российская доля пользователей глобальной сети?
- Будет ли по-вашему увеличиваться доля только мобильных пользователей в рунете (сейчас 4%)?
- Выйдет ли реклама в интернете на траекторию роста в 2016 году?
Герман Клименко (Институт Развития Интернета):
Расти безусловно будет. У нас крайне слабо освоен интернет пенсионерами и потенциал роста интернета сейчас находится именно в «новых пенсионерах».
Если под мобильными пользователями понимать строго смартфоны, то думаю что расти эта доля не будет. Объяснение крайне простое — см. пункт 1. С возрастом зрение не улучшается и требует вежливого к себе отношения. Чем старше, тем больше стационарных компьютеров.
В относительных цифрах в сравнении с остальными видами рекламы безусловно да. В абсолютных цифрах маловероятно. Слишком сильные внутренние процессы перестройки экономики.
Ася Мелкумова, пресс-секретарь «Яндекса»:
Интернет-реклама единственный сегмент, который показывает рост. Посмотрите последний отчет АКАР — www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id6210
Реклама в интернете растет за счет постоянного развития технологий. Так, например, мы все время предлагаем клиентам новые инструменты для работы с аудиторией. Вот последние примеры — advertising.yandex.ru/news/news2015.xml
Что касается мобильных устройств и десктопа, посмотрите вот это исследование — yandex.ru/company/researches/2015/ya_internet_regions_2015#ispolzovanieinternetasmobilnyxustrojjstvsmartfonoviplanshetov Оно апрельское, но может пригодиться.
Игорь Гладкобородов, сооснователь Coub:
Все три – да. Лишь вопрос времени.
Автор: Shapelez