На днях прочитал книгу «Выступление в стиле TED. Секреты лучших в мире вдохновляющих презентаций». Автор: Джереми Донован.
Начать, пожалуй, стоит с самой конференции TED. Там действительно выступают очень талантливые люди, многие выступления вдохновляют, притягивают к себе внимание. Конечно, не все. И не все выступления попадают на канал TED в том виде, в котором они произошли на самой конференции.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому если вы ещё не видели и не слышали про TED, самое время посетить официальный сайт TED и окунуться в мир удивительного. Под катом — чек-лист для выступления из книги «Выступление в стиле TED».
Теперь о книге. Честно говоря, я ожидал большего. На полях я оставил крайне мало пометок, а книге поставил 2 балла из 10 возможных. Основная информация содержится в самом конце каждой главы, и эти пункты я приведу ниже. Отмечу, что советы Джереми Донована, действительно, больше подойдут тем, кто скоро собирается выступать на крупной конференции, для тех, кому предстоит более «скромное» мероприятие — советы, конечно, подойдут, но в меньшей степени. К тому же, в книге явно не учитываются тонкости, к примеру, работа с микрофоном и работа с аудиторией без микрофона, стиль одежды, работа с инструментарием, подарки и вовлечение аудитории в дискуссию.
Предлагаю всем желающим оставить свои заметки и комментарии по поводу хорошего выступления на публике.
Глава 1. Распространяйте свои идеи
В данной главе приводятся рекомендации самой конференции TED.
Содержание выступления:
- Будьте искренни. Не выставляйте напоказ ваше эго. Не хвастайтесь — это самый надежный способ потерять внимание аудитории.
- Мечтайте о великом. Покажите то, чего никто никогда не видел. Сделайте что-то, что аудитория запомнит навсегда. Поделитесь идеей, которая может изменить мир.
- Рассказывайте истории. Не пытайтесь ослепить интеллектом. Не говорите на языке абстракций. Объясняйте! Приводите примеры. Будьте конкретными.
- Никаких продаж со сцены! Не рекламируйте свою компанию, продукты или произведения. Не просите денег для своих нужд.
- Чаще шутите. Юмор помогает удерживать внимание во время выступления.
Подача материала:
- Создайте эмоциональную связь. Заставьте нас смеяться! Заставьте нас плакать!
- Можете свободно комментировать другие выступления, хвалить или критиковать. Противоречия придают энергии! Поддерживать что-то с энтузиазмом — здорово!
- Покажите себя настоящего. Делитесь своими увлечениями, своими мечтами — и даже своими страхами. Будьте уязвимым. Говорите о провалах, как и об успехах.
- Не зачитывайте выступление. Разрешается иметь небольшие заметки. Но если выбор стоит между чтением и бессвязной речью — читайте!
- Заканчивайте вовремя. Затягивать выступление — значит воровать время у людей, идущих за вами.
Часть 1. Содержание, структура и формат презентации
Глава 2. Как выбрать тему для выступления
Выберите одну единственную идеи, которая способна изменить мировоззрение людей или заставить их действовать.
Чтобы усилить интерес слушателей, дополните свой рассказ историями и фактами
Установите с аудиторией эмоциональную связь, апеллируя к глубоким потребностям, свойственным всем людям: в любви, общении, личностном росте и надежде на светлое будущее.
Глава 3. Как создать ключевую фразу
Представьте суть своей идеи яркой запоминающейся фразой длиной от трех до двенадцати слов.
Сделайте фразу ритмичной, вложите в нее побуждение к действию.
Во время выступления повторите ее как минимум три раза.
Глава 4. Как правильно представиться аудитории
Напишите для ведущего краткий текст представления, связанный с темой выступления.
Не забудьте указать в нем, почему именно вы имеете право рассуждать на эту тему.
Позаботьтесь о том, чтобы вас представили как человека, заслуживающего доверия, но не создали при этом ореола гениальности.
Глава 5. Как начинать выступление
Начните с введения, если настроение в зале не соответствует тону выступления.
Начинайте выступление с личной истории, шокирующего заявления или обескураживающего вопроса.
Завершите введение, показав аудитории, чего ей стоит ожидать от вашего выступления и когда это можно получить.
Глава 6. Как построить основную часть выступления
Старайтесь при каждом переходе кратко подвести итог только что сказанному и оживить внимание слушателей.
Разделите текст основной части выступления на три составляющие в соответствие с моделью «ситуация- усложнение – развязка».
Совмещайте изложение фактов с эмоциональными историями.
Глава 7. Как завершать выступление
Дайте ясно понять, что близится конец выступления.
Объясните, почему ваша идея важна.
Подтолкните аудиторию к действию, создав ощущение значимости момента и подсказав простой первый шаг.
Глава 8. Как рассказывать истории
Рассказывайте истории из своего личного опыта и наблюдений.
Показывайте, а не рассказывайте, используя красочные описания, правдоподобных персонажей и развернутые диалоги.
Превратите историю в эмоциональное путешествие, в котором герои успешно преодолевают препятствия на пути к великой цели.
Часть 2. Подача материала
Глава 9. Как усовершенствовать навыки вербальной подачи материала.
Говорите так, словно ведете оживленную беседу один на один.
Добавьте в речь разнообразия, модулируя ее громкость и темп.
Свободно распоряжайтесь словом «вы», обращаясь к аудитории, как к одному человеку.
Глава 10. Как правильно использовать юмор
Обратитесь к шуткам над собой, преувеличению и высмеиванию власть имущих, чтобы внести немного юмора в свой спич.
Используйте юмор в диалогах.
Правильно подбирайте моменты для шуток и применяйте комбинации из трех шуток в уместных местах. В среднем придерживайтесь нормы одна шутку в минуту.
Глава 11. Как применять жестикуляцию и телодвижения
Начинайте выступление, непринужденно держа руки по сторонам; жестикулируйте на уровне выше талии и ниже шеи.
Следите за соответствием мимики словам.
Поддерживайте зрительный контакт со слушателями на протяжении трех-пяти секунд. Выступая перед большой аудиторией, обращайтесь к отдельным секциям зала в течение одной-трех минут.
Глава 12. Как создавать вдохновляющее визуальное сопровождение
По мере возможности старайтесь не использовать слайды.
Делайте слайды простыми, яркими, но не перенасыщайте их текстом.
Подчеркивайте основные моменты. при помощи выбора цветов, шрифтов и местоположения объекта на слайде.
Глава 13. Как побороть страх
Отрепетируйте выступление по меньшей мере три раза, чтобы обрести уверенность на сцене.
Заранее придите на место, чтобы освоиться и в последний раз все перепроверить.
Помните: аудитория хочет, чтобы вы преуспели.
От автора: я бы рекомендовал перед выступлением посмотреть ТОП-10 выступлений TED. Это лучше и проще — чем пробовать запомнить весь чек-лист.
Автор: invisibleon