Опытный методист и дизайнер образовательного опыта развенчивает мифы об одной из нашумевших «профессий будущего»

Привет! Навряд ли вы удивитесь тому, что рынок онлайн-образования обрёл небывалую популярность. Мы уже привыкли учиться дома, принимаем как данность онлайн-курсы по прокачке навыков, а инстаграм-блогеры, запускающие очередной марафон по свечам из ушной серы, вызывают лишь усталую улыбку.
Когда в онлайн-образование пришли большие бюджеты, оно перестало казаться уделом зубрил и гиков. Более того, вместе с новым рынком, гордо причисляющим себя к IT, возникли и новые профессии. Одной из них стала профессия методиста, вокруг которой быстро появился шлейф «нового рэпа».
Появление всевозможных курсов по переподготовке было лишь вопросом времени. Методист встал в одну линейку курсов раскрученных онлайн-университетов вместе с фуллстеком, тестированием и графическим дизайном.
Направления обучения на сайте одной известной edtech-компании:

Тезисы из плана обучения на курсе «Методист с нуля до PRO»:

Имеет ли такая программа право на существование? Законы рынка однозначно говорят «да», если кто-то готов платить за такой продукт. Однако соотносится ли эта программа с тем, чем методисту придётся заниматься на практике? Ответить на этот вопрос труднее.
Методист в edtech — это что-то типа продакта?
Совсем недавно методистами назывались тётушки, заседавшие в школьных методических объединениях. Иногда эти они приходили на уроки к молодым учителям и одаривали их своей мудростью. А иногда — ни к чему себя не обязывали.
Сегодня это понимание несколько изменилось:
Методист (в англоязычной литературе — instructional designer, ID) — это человек, который проектирует и разрабатывает учебные материалы и события. Он задаётся вопросом: «Как лучше организовать процесс обучения и материал, чтобы донести его до ученика?»
Учениками могут быть совершенно разные люди:
-
малыши на подготовке к школе;
-
подростки на кружках после уроков;
-
студенты колледжей и вузов;
-
специалисты, желающие прокачать карьеру;
-
представители «умирающих профессий»;
-
пенсионеры в рамках социальных проектов.
В зависимости от вводных специфика работы может сильно отличаться, поэтому сейчас в российском edtech нет единого понимания обязанностей методиста. Точнее, каждый интерпретирует их по-своему.
Взглянем на задачи, с которыми я сталкивалась в двух edtech-компаниях. Первая занималась дополнительным образованием школьников (назовём её ООО «Детство»), а вторая – профессиональной переподготовкой взрослых (ООО «Карьера»).
Методист в ООО «Детство» — мудрец:
-
Получает заказ на разработку курса «Программирование на Python».
-
Самостоятельно разрабатывает программу курса, начиная от глобальной цели, заканчивая детализацией образовательных результатов на уровне этапа урока.
-
Самостоятельно разрабатывает все уроки курса. Каждый урок включает в себя множество задач, которые будут решать дети, и материалы для учителя.
-
Самостоятельно загружает материалы на обучающую платформу. Для каждой задачи настраивает автопроверку с тест-кейсами. В каждом уроке порядка 25 задач.
-
Ведёт карточки уроков в Jira, где проводит задачи через этапы: разработка, ревью ведущего методиста, редактура, QA, публикация, выдача материалов на перевод.
-
Осуществляет поддержку разработанного образовательного продукта. Коммуницирует как с другими отделами, так и с непосредственными пользователями: учителями и учениками.
Получается, методист в ООО «Детство» — настоящий многостаночник. Он самостоятельно закрывает большинство задач без привлечения разнообразных экспертов. Это возможно, если у методиста есть хорошее понимание предмета (например, опыт преподавания информатики в школе) и знание возрастных особенностей.
Методист в ООО «Карьера» — хранитель:
-
Получает заказ на разработку курса «FS разработчик на Python».
-
Вместе с признанным экспертом из индустрии формулирует цель обучения и выделяет его компоненты. Каждый компонент уточняется в вихре из «глупых» вопросов методиста и «мудрых» советов эксперта.
-
Вместе с экспертами (их также называют «авторами») методист разрабатывает все модули курса. Модуль — это одна неделя обучения.
-
Каждый модуль рождается в танце автора и методиста. Почему выбрана именно такая метафора? Потому что никогда заранее не известно, какой танец вы будете танцевать — классический вальс, безумное танго или чувственное соло.
-
В танце методист выплёскивает методики обучения с доказанной эффективностью, а автор — фреймворки и практики из индустрии. При этом методист погружается в фуллстек, а автор познаёт образовательные технологии.
-
В результате танца рождается документ с изложением всего модуля. Он направляется техническому специалисту для загрузки на LMS.
-
После того, как контент изучается студентами, осуществляется оценка образовательного продукта. Метрики могут быть разными, например, NPC.
В таких компаниях методист не может вытянуть курс в одиночку, ведь он не обладает глубокими знаниями по какой-то профессии, кроме своей. В этом ему помогают эксперты, и тут важно выдержать баланс. Если эксперт перетянет одеяло на себя, то курс окажется неподъёмным для новичков. Если методист — то интересным и легким, но не помогающим обрести профессию.
Это далеко не единственные интерпретации профессии методиста. Помогает ли представленная выше программа переподготовки получить работу в этих компаниях — решать вам.
Подведём итоги
Современный edtech очень неоднороден. В нём есть всё: от онлайн-задачников по математике до модных лайфстайл-лекториев. В зависимости от сегмента меняется и роль методиста в разработке курсов. Вместе с этим есть несколько универсальных тезисов:
-
Любой методист должен хотеть и уметь погружаться в тему образовательного продукта. Вдохновение и знание методик обучения не являются залогом качественного обучения.
-
Восприятие методиста как образовательного менеджера не ведёт ни к чему хорошему. Если вы хотите управлять образовательными проектами, становитесь продактом, а не методистом.
-
Методист — это про ежедневную и монотонную работу по созданию контента, а не модные слова «методолог» и «педагогический дизайнер». Лучшие качества методиста: усидчивость, терпение, внимание и бесконечная рефлексия.
-
Если вы присоединяетесь к edtech-компании в качестве junior специалиста, то всё вышеперечисленное отходит на второй план. Первое время вы будете помогать делать контент другому методисту и творчества в вашей работе будет мало.
Совпало ли ваше восприятие профессии методиста с тем, что вы узнали? Учат ли вашей профессии в знаменитых онлайн-университетах? Как вы к этому относитесь?
Автор: Полина Голубцова