- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Недавно мы сделали то, о чём грезят все программисты и дизайнеры — переписали всё с нуля: полный редизайн нашего сайта и написание «движка» с чистого листа. Ниже поведаем о мотивации и процессе миграции с онлайн-CMS на статику.
Сайт-визитка компании [1]. Состоит из ряда информационных страниц (о нас, контакты и т.п.), вакансий и портфолио — большого числа кейсов по нашим проектам, выполненных в едином стиле, но с уникальными особенностями. Никакого интерактива с пользователями. Полная двуязычность (за исключением некоторых страниц).
С контентом работают разные люди — маркетологи, HR-менеджеры, разработчики. У разных людей (и для разных задач) разные предпочтения в инструментах. Если фронтэндщику, верстающему новый кейс в портфолио, удобнее сделать git pull
и работать в своём привычном окружении (vim
, конечно), то HR'у, исправляющему опечатку в тексте вакансии, проще через веб-морду поменять одну букву, нажать кнопку «сохранить» и заниматься дальше своими делами.
Исторически сложилось так, что в предыдущей реинкарнации сайт был построен на самодельном движке, основанном на фреймворке Ruby on Rails. В качестве CMS использовался rails_admin
. Для редактирования части контента был подключен WYSIWYG-редактор (CKEditor); остальное — в виде голого HTML (CodeMirror).
Зачем трогать, если работает?
Банальная CMS на RoR использовала банальную СУБД sqlite
(да, это один из тех случаев, когда sqlite
идеально годится для продакшена). Соответственно, тот контент, который лежит в БД, не лежит в репозитории в git
. Это неудобно для фронтенд-разработчиков, которым необходимо внести серьёзные изменения, например, в кейс портфолио. Дело в том, что первичная версия кейса, создаваемая разработчиком, лежит в виде шаблона в репозитории, а в момент деплоймента шаблон компилируется и пишется в БД, дабы иметь возможность его редактировать в CMS. Обратный процесс нетривиален (а в общем случае хоть и возможен, будет давать не исходный результат, что в итоге создаёт проблемы с патчами, например).
Сайт не требует интерактива от пользователей, но при этом всё равно необходима относительно сложная инфраструктура — как минимум одна машина с реверс-прокси и app-сервер. Как известно, RoR любит покушать RAM, а это стоит денег.
Значительно затрудняется оптимизация производительности. Необходимо кэшировать страницы / фрагменты. Кэш надо инвалидировать. Интеграция с CDN требует когнитивных усилий.
Известный факт: WYSIWYG работает не очень. Часто приходится в нём прибегать к кнопке «показать код» и редактировать HTML. А если этот HTML скомпилирован из шаблона, он бывает не очень красивым, и в окошке браузера работать с ним не комильфо.
Первые три пункта полностью решаются движком, построенным по принципу так называемого генератора статических сайтов. Данные синхронизировать никуда не надо, потому что они лежат в едином хранилище, мощности для
Другие бонусы решения на статике:
e-legion.com
на www.e-legion.com
. Подробнее об этом в документации GitHub'а [3]. И немного на тему: www.yes-www.org [4].git log
'е, а часть — в истории в Rails Admin.
Почему же с такими очевидными плюсами мы осуществили переход только сейчас? Не потому что программисты только из пещеры вылезли. Они уже на протяжении нескольких лет пытались продать начальству своё решение. Но помимо внепланового выделения бюджета, главным препятствием стоял вопрос удобства работы с контентом: как научить главных контентщиков (маркетологов) работать со всей этой историей? Если с редактированием «кода» они более-менее знакомы и привыкли, то обучить работать их с git
'ом не всем представлялось целесообразным.
Какое-то время назад была идея написать свой фронт с интуитивным интерфейсом, но реализация упиралась в трудоёмкость, то есть в ресурсы разработчиков.
Шло время, и появились такие решения, как GitLab и встроенный в него Web IDE. И когда подошло время редизайна сайта, мы наконец создали небольшой прототип, представили его отделу маркетинга на ознакомление, проведя небольшой урок по работе с GitLab. На объяснение потребовалось менее часа. Маркетологам реализация понравилась, и процесс был запущен.
Итак, пара слов о том, как в итоге получилось.
> tree -aL 1 --dirsfirst -C
.
├── .git
├── app
├── images
├── node_modules
├── pages
├── public
├── .gitignore
├── .gitlab-ci.yml
├── .jshintrc
├── README.markdown
├── gulpfile.js
├── makefile
├── package-lock.json
└── package.json
Что видно сразу:
app
(файлы «приложения», то есть шаблоны и исходники js и css), images
(очевидно, картинки), pages
(контент), public
(директория, которая будет сервиться по http).
> tree -aL 3 --dirsfirst -C pages/
pages/
├── en
...
└── ru
├── portfolio
│ ├── projects
│ └── index.pug
├── vacancies
│ ├── klgd
│ ├── msk
│ ├── spb
│ └── index.pug
├── 404.pug
├── about.pug
├── contacts.pug
├── education.pug
├── events.pug
├── faq.pug
├── index.pug
└── process.pug
Контент структурирован интуитивно понятным образом, так что (даже без знания английского языка) можно найти нужный файл, исходя из URL страницы. Используется шаблонизатор Pug (синтаксис проще и чище, чем HTML).
Со сбором js, css и картинок всё банально. Посмотрим на недословную выжимку кода из gulpfile'а, собирающего странички:
gulp.task('pug', () => {
// Preload shared data only once.
let sharedData = {};
for (let lang of ["en", "ru"]) {
sharedData[lang] = loadSharedData(lang);
}
// Load necessary data from other files for each file render.
let dataGetter = (file) => {
let content = frontmatter(String(file.contents));
file.contents = new Buffer(content.body);
let data = content.attributes;
data.lang = file.relative.split(path.sep)[0];
data.env = process.env.NODE_ENV;
loadPageData(data, sharedData);
return data;
};
// Remove html file extensions in URLs.
let renamer = (filepath) => {
if (filepath.basename === '404') {
return; // special case for Github Pages
}
if (filepath.basename !== 'index') {
filepath.dirname = path.join(filepath.dirname, filepath.basename);
filepath.basename = 'index';
}
};
return gulp
.src('./pages/**/*.pug')
.pipe(data(dataGetter))
.pipe(pug(pugOptions))
.pipe(rename(renamer))
.pipe(gulp.dest('./public'));
});
Для подгрузки данных при рендеринге шаблонов используется gulp-data
. Метаданные файлов лежат в самих шаблонах в формате front-matter
, откуда соответствующим пакетом подгружаются. «Смежные» данные, например, список кейсов для индексной страницы портфолио или список вакансий, подгружаются специальным дата-геттером, который собирает необходимый набор данных для каждой отдельной страницы.
Помимо этого используется gulp-rename
для облагораживания URL'ов — все странички помещаются в одноимённые директории под названием index.html
. Таким образом, исходная страничка faq.pug
доступна по URL /faq/
, а не /faq.html
.
Второй интересный момент, который стоит рассмотреть, это конфигурация GitLab CI/CD:
stages:
- build
- deploy
build_sites:
stage: build
tags:
- npm
before_script:
- make deps
script:
- make build
variables:
NODE_ENV: production
artifacts:
when: on_success
expire_in: 7 days
paths:
- public
deploy_staging:
stage: deploy
tags:
- npm
only:
- master
environment: staging
dependencies:
- build_sites
script:
- make deploy_server
variables:
SSH_USER: elegion
deploy_production:
stage: deploy
when: manual
tags:
- npm
only:
- master
environment: production
dependencies:
- build_sites
script:
- make -j2 deploy_ghpages
Тут стоит обратить внимание на следующие вещи:
master
, автоматом происходит деплой на тестовое окружение. Для деплоя используется примитивный rsync --archive --compress --delete --copy-links ./public ${SSH_USER}@${SSH_HOST}:
(да, ещё один бонус сайта на статике — сверхшустрые и беспроблемные деплои).make
, деплой сразу двух сайтов на двух языках (www.e-legion.com [5] и www.e-legion.ru [6]) делается параллельно.На разработку прототипа ушло 2 дня. Доведение движка до ума заняло ещё 3 дня. Настройка CI/CD заняла менее 1 дня. Остальное потраченное время было необходимо в любом случае — создание дизайна, рерайт контента, вёрстка. В итоге довольны все: разработчики, потому что simple is better than complex и поддержка стала в разы проще; админы, потому что они перестали быть нужны вообще, контентщики, потому что стало удобнее. Цитата маркетолога: «Знаю, что мне теперь не хочется закрыть глаза или убежать, когда нужно что-то на сайте поправить». Заодно и на
Если вы в своей IT-компании до сих пор не используете статику для сайтов-визиток, лендингов и подобных штук по причине того, что переживаете за способности ваших контентщиков, спешим переубедить вас и ваше начальство по опыту нашей истории успеха. Современный UI GitLab и подобных ему git-хостингов при должной конфигурации проекта более удобен для работы наших маркетологов и HR'ов, чем старая CMS на rails_admin. Даже если первые пару раз у людей будут возникать вопросы, помочь с ответом сможет любой подручный разработчик, знакомый с git
, потому что всё максимально просто и понятно.
Автор: Dmitry Medvinsky
Источник [7]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/javascript/314000
Ссылки в тексте:
[1] Сайт-визитка компании: https://www.e-legion.ru/?utm_source=habr_dm
[2] хостинга: https://www.reg.ru/?rlink=reflink-717
[3] документации GitHub'а: https://help.github.com/en/articles/about-supported-custom-domains
[4] www.yes-www.org: https://www.yes-www.org/
[5] www.e-legion.com: https://www.e-legion.com/
[6] www.e-legion.ru: https://www.e-legion.ru/
[7] Источник: https://habr.com/ru/post/440134/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=440134
Нажмите здесь для печати.