Увертюра
Как странно иногда пересекаются личности сказочных героев, современные технологии и древняя философия...
В эпоху Борющихся царств в Поднебесной возникло учение, которое было названо даосизмом. Начало становления даосизма приходится на 5 в. до н. э. Основателем философии даосов считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Странная личность — полумифологическая. Одни из современных исследователей считают, что такого человека вообще не было, другие менее категоричны. Они, скрепя сердце, соглашаются, что он всё же существовал, но вот великую книгу даосизма — Дао Дэ Цзин — написать уж никак не мог. Но, так или иначе, книга существует, и кто бы ни был её автором, он сотворил хорошее дело, создав этот философский трактат… Впрочем, трактатом его можно назвать с большой натяжкой. В Поднебесной всё не как у нас, европейцев, привыкших к основательности и солидности. Если стихи — так из трёх строчек, если слово — так картинка, если философский труд — так небольшая книжка.
Гораздо позже, в канун рождества 1925 года, английский писатель Алан Милн на страницах London Evening News впервые опубликовал маленький рассказик про неправильных пчёл. А в октябре 1926 года вышло первое издание книги, которая полюбилась не только детям, но и взрослым и стала бестселлером на многие годы. До сих пор каждый из нас с любовью вспоминает первого рэпера и величайшего философа современности Винни-Пуха (хотя, многие отдают пальму первенства Ёжику в тумане).
Дальше события развивались ещё более захватывающе. В 1982 году писатель из Орегона, фотограф, композитор, бакалавр искусств Бенджамен Хофф, по достоинству оценил философский потенциал медвежонка с опилками в голове и написал книгу «Дао Винни-Пуха».
В это же время свою империю уже вовсю строил юноша с незатейливым именем Билли. Это время расцвета операционной системы MS DOS. Именно в этом году начали разрабатывать страшный сон всех верстальщиков — Microsoft Word. И как ни странно, тогда же шла разработка некой оконной графической операционной системы, которую и так все знают.
В лучших традициях современного приключенческого романа герои сойдутся на страницах этой статьи, чтобы переплести линии своих судеб, заставить читателя изрядно поволноваться и, наконец, привести его к захватывающему и неожиданному финалу.
Действующие лица
-
Медвежонок Винни-Пух — философ и программист.
-
Кристофер Робин — просто пользователь.
-
Сова — продвинутый пользователь (кошмар службы технической поддержки).
-
Кролик по имени Билли.
-
Бенджамен Хофф — человек, который любит поваляться на полу и поспать.
-
Лао-цзы — философ, который, возможно, удивился бы узнав, что он — легенда.
Действие первое
Новости рынка программного обеспечения: вышла русская версия Windows XP в переводе Гоблина.
Итак, мы начинаем.
В начале действия на край сцены выходит Лао-цзы для того, чтобы незримо присутствовать в качестве наблюдателя. Он не будет читать нам лекции и нравоучения, а просто мягко напомнит нам своим присутствием о том, что каждый из нас знал в детстве, но уже успел основательно забыть.
Он напомнит нам, что простота — совсем ещё не означает глупость, что чем активнее мы будем вмешиваться в естественный порядок вещей, тем хуже сделаем себе и окружающему миру, тем дальше мы уйдём от равновесия и гармонии. Древние люди — дети человеческой цивилизации — знали, что такое гармония и единство с окружающим миром. И это совсем не то, что мог бы подумать современный человек, представив себе экзотическую смесь из экологии и философии хиппи. Гармонии можно достичь во всём, нужно только прислушаться к голосу своего сердца.
Гармонии можно достичь и в программировании, и в технике. Ведь всё то, что кажется нам неодушевлённым миром IT-технологий, таких далёких от природы и ромашек на лугу, на самом деле тоже является частью большого многообразного мира. И Лао-цзы, когда писал свою книгу, говорил в том числе и о том, что нам, детям постиндустриального общества, кажется таким далёким от гармонии.
Затем на сцене появляется Кристофер Робин. Обычный среднестатистический пользователь без амбициозных запросов. Всё, что нужно ему от операционной системы и прикладных программ, — это их работоспособность. Компьютер не является для него самоцелью в жизни — он всего лишь удобный инструмент для выполнения необходимой работы, а иногда — для развлечения и отдыха. Кристофер Робин вполне образованный человек, знает, что такое дроби и чем питаются слонопотамы. И уж конечно, способен разобраться в несложном интерфейсе и не будет, как Пятачок, смотреть круглыми от ужаса глазами на каждое сообщение об ошибке.
А теперь пригласим на Сову. Она выпрыгивает на сцену с другой стороны и сразу начинает умничать и гнуть пальцы (простите, перья). Она начинает обкладывать себя последними моделями гаджетов и ноутбуков, запускать самые крутые программы и ходить на самые крутые сайты. Сова усиленно делает безразличный вид, стараясь всем показать, что делает это небрежно и вальяжно, хотя даже Пяточку видно, как Сову распирает изнутри от гордости за свою собственную крутизну. У Совы всегда самые последние и самые крутые модели всех железок, самые лучшие версии операционных систем и прикладных программ. Сова любит сложный, навороченный софт. Не то чтобы она использовала все его функции, скорее всего она даже не знает, что ей вообще делать со всем этим зоопарком программ. Но зато она имеет возможность гордо заявить об этом всему миру и свысока посмотреть на всех остальных.
«А где же кролик Билли?» — спросите вы. На какой он стороне сцены? А Кролик Билли, как всегда, там, где совы. Ведь за свой имидж Сова готова платить большие деньги. Поэтому, чем сложнее программа, тем лучше для Совы. Причём Сове не важно, насколько программа надёжная, как хорошо она выполняет свои функции, ведь Сова скорее всего вообще не будет ими пользоваться, они нужны ей номинально, чтобы можно было похвастаться и поддержать свой совиный статус. А кролик Билли — очень умный и сообразительный. Он удачно сориентировался в ситуации и рынке, наполненном покупателями-совами.
Кристофера Робина, понятно, такая ситуация не устраивает. Ему нужны не просто крутые программы, а программы, которые умеют делать то, для чего они написаны. И Кристофер Робин начинает спорить с Совой. Их спор может продолжаться вечно. Они ломают копья, кричат друг на друга в форумах, аргументировано доказывают свою точку зрения.
И тут на сцене появляется ещё один персонаж — Винни-Пух. Он внимательно оглядывается вокруг и чешет плюшевой лапкой в затылке, оставаясь верным одному из самых важных принципов даосизма — У Вэй. Объяснить его смысл мы попросим ещё одного нашего героя, уважаемого даоса Хоффа. «Этот принцип требует действовать ненасильственным путём, не принуждая других, не преследуя корыстные и эгоистические цели. Не случайно слово „Вэй“ складывается из иероглифов, обозначающих когтистую лапу и обезьяну: ведь принцип „У Вэй“ подразумевает невмешательство во Внутреннюю Природу вещей, поведение, лишённое хитроумия и жадного обезьянничания» [1].
Так вот, наш добрый медвежонок внимательно посмотрев на все споры, разворачивающиеся вокруг программ и операционных систем, делает свой выбор. И этот выбор никогда не падёт на те продукты, авторы которых постоянно наращивают их сложность в ущерб надёжности и функциональности и переделывают под себя общепринятые стандарты. «Лишь тот, кто не стремится оказаться впереди всех, может освободиться от ошибок» [3] — написал много веков назад Лао-цзы, и был, как всегда, чертовски прав.
Неизвестно, читал ли Никлаус Вирт книги по даосизму, но он определённо близок этой древней философии: «Лёгкость использования системы должна быть главной целью, но эта лёгкость должна опираться на лежащие в основе системы концепции, что и позволяет сделать работу с ней почти интуитивной. Кажется, однако, что чем дальше, тем больше люди склонны неверно истолковывать сложность как изощрённость, которая сбивает с толку — а ведь непостижимость должна вызывать подозрение, а не восхищение. Возможно, эта тенденция происходит от сомнительной веры в то, что до некоторой степени таинственное средство сообщает ауру чего-то сверхъестественного пользователю (хотя, что оно действительно „сообщает“, так это чувство беспомощности, если не бессилия). Поэтому соблазн сложности как стимула для продаж легко понятен; сложность способствует поддержанию зависимости потребителя от поставщика» [2].
Действие второе
— А сколько новая версия Windows занимает места?
— А сколько находит, столько и занимает.
Поспорили как-то Кристофер Робин, Сова и Винни-Пух о том, какой должна быть операционная система. Правда, трудно сказать, что Винни-Пух принимал активное участие в споре. Он ведь уже давно привык, что медвежонка с опилками в голове никто не слушает. Поэтому не выходил на трибуну, не говорил громких речей, не писал разгромных статей, а просто тихо слушал в сторонке, что говорят умные люди.
А умные люди говорили вот что. Кристофер Робин считал, что операционная система должна быть удобной и функциональной, остальное его совершенно не волновало. Он ведь из тех людей, которые выбирают «Обычную» конфигурацию установки во всех программных пакетах. Он с удовольствием пользуется стандартными функциями системы, аккуратно записывает все файлы в папку «Мои документы» и крайне редко открывает «Панель управления». Кристофер Робин никогда и не задумывался, что может быть по-другому. Он никогда не задавался вопросом — удобно ли устроена система, как она взаимодействует с «железом», насколько она надёжна. Он всегда внимательно прочитывал разные учебники и руководства с красивыми картинками и делал всё как предписано. В общем-то, в этом нет совершенно ничего плохого. Система ведь работает, свои функции выполняет.
Сова смотрела на Кристофера Робина с презрением. Она, как истинно творческая личность, любила всё менять и перестраивать. Она никогда не пользовалась Проводником — есть гораздо более удобные FAR и Total Commander. И ведь действительно они гораздо удобнее. Она полностью меняла стандартное оформление системы с помощью различных специальных программ. И ведь действительно выглядит более стильно и красиво, чем топорные прямоугольные окошки. Она вручную или с помощью дополнительных утилит переписывала ключи реестра. И операционная система после этого работала быстрее и надёжнее.
А что же наш главный герой? Винни-Пух лежал под дубом, смотрел на голубое небо и вспоминал стихи. Он не помнил, кто их написал, не очень хорошо понимал их смысл, но ему очень нравились красивые значки, которыми они были записаны. Один учёный человек однажды перевел эти стихи и они Винни настолько понравились, что сами собой запомнились в его плюшевой голове, набитой опилками. А стихи были такие: «Тридцать спиц в колесе сходятся к втулке, середина которой пуста, и благодаря этому и можно пользоваться колесом. / Когда формуют глину, изготавливая из неё сосуд, то делают так, чтобы в середине было пусто, и благодаря этому и можно пользоваться сосудом. / Когда строят жильё, проделывают окна и двери, оставляя середину пустой, и благодаря этому и можно пользоваться жилищем. / И потому наполнение — это то, что приносит доход, опустошение — это то, что приносит пользу» [3]. И глупый медвежонок думал: «А может быть всё дело в том, что те, кто пишут все эти большие сложные программы стремятся скорее к выгоде, чем к пользе. Может, если они поймут, что все эти операционные системы — всего лишь вспомогательные программы для того, чтобы обеспечить работу всяких железок и других, более важных программ, может быть тогда у них получится действительно что-то полезное».
Винни-Пух уже давно по личному опыту знал, что к глупому медвежонку вряд ли кто прислушается, поэтому просто молчал и с интересом смотрел, что же будет дальше. А вот Николаус Вирт всё же решил рассказать о своих мыслях по этому поводу: «…Другая важная причина, ответственная за программную сложность, лежит в „монолитном“ дизайне, когда все мыслимые возможности сразу закладываются в систему. Каждый потребитель платит за все возможности, но реально использует лишь немногие из них. В идеале же должна предлагаться только базовая система с заложенными в неё существенными возможностями, но эта система должна иметь потенциал для различных расширений. Тогда каждый потребитель мог бы выбирать функции, действительно необходимые для его задачи» [2].
Действие третье
Настоящий мастер всегда работает слегка тупым резцом.
Старинная японская пословица
Решили как-то Кристофер Робин, Сова и Винни-Пух подарить красивую открытку на День рождения ослику Иа-Иа. Будучи образованными и продвинутыми личностями, они, разумеется, воспользовались современными технологиями.
Кристофер Робин предпочёл выйти в Интернет и скачать открытку с многочисленных сайтов, предоставляющих такую возможность. Вполне трезвое решение. Многие из нас покупают отпечатанные типографским способом открытки своим друзьям и родственникам, и это, в общем-то, неплохо. И открытки иногда попадаются вполне сносные.
Сова пошла другим путём. Как настоящая творческая личность, она поставила себе последнюю версию Adobe Photoshop. Не будем останавливаться здесь на том, сколько денег Сова потратила на приобретение этого пакета и действительно ли эти деньги дошли до авторов программы. Важно то, что при этом Сова в своих глазах и в глазах окружающих выглядела очень солидно и круто. Дальше же начались мучения, которые сложно описать не только словами, но и стихами. Не то чтобы Сова не разобралась с основными возможностями этого приложения. В общем-то, понять, что там к чему, не так уж сложно. Но вот что делать со всем этим богатством она совершенно не представляла. В результате она написала красивыми буквами: «Праздарвляю с днем рождения, Сова». Сделала у буковок красивую тень. Нарисовала по центру открытки цветочек стандартными кистями и применила к нему пару фильтров. Получилось неплохо.
Винни-Пух был глупым медвежонком. Он не понимал всех преимуществ последнего «Фотошопа» для создания открыток. Ему просто захотелось нарисовать родной лес и всех, кто в нём живёт, даже пчел. Хотя насчёт того, включать ли пчёл в общий портрет, он слегка сомневался. Он долго лежал в тени большого дуба и обдумывал сюжет картинки, а потом, когда оставалось совсем немного времени, открыл старенький векторный редактор и набросал в нём контуры будущего рисунка. А потом быстро и аккуратно их раскрасил. И поверьте, если бы у него не было под рукой этих программ, ему вполне бы хватило обычного Paint. Потому что главное — не возможности инструмента, а мастерство автора. И как это ни странно, сложный инструмент иногда просто мешает автору работать своей сложностью. Раньше люди знали это, а теперь почему-то забыли. Возможно, они просто стали взрослыми. А много лет назад было написано: «Мудрый избегает чрезмерного, избавляется от лишнего, не стремится к великому изобилию» [3]. Но при этом, настоящий даос всегда помнит, что «Соблюдать умеренность — это не значит ограничивать себя подобно скряге, но значит осуществлять это постепенно, как бы в тайне от себя самого» [3].
Действие четвёртое
Если бы архитекторы строили здания так, как программисты пишут программы, то первый залетевший дятел разрушил бы цивилизацию.
Мало кто знает, что медвежонок Винни-Пух не только пользователь, но и хороший программист. Возможно, он и сам это не до конца осознает. Ну как может называть себя программистом глупый ленивый медведь, который изредка пишет программки на устаревшем языке программирования? Куда ему до крутой Совы, которая с гордостью именует себя «сишнецей» (Пятачок сначала очень пугался этого слова, думая, что Сова постоянно гордо заявляет, что она хищница) и гордится тем, что знает множество крутых технологий? Да и до Кристофера Робина ему не дотянуть, ведь тот уже давно клепает софт для какой-то конторы на Visual Basic. В общем, Винни-Пух совсем не считал себя программистом. Просто иногда ради развлечения писал программки.
Когда перед ним вставала очередная задача, которую надо было выполнить, но для которой у него не было соответствующих приложений, он по привычке выходил в Интернет и искал нужную ему программу. Обычно он её находил, и не одну. Но каждый раз, запуская такие программы, он вспоминал выражение Кристофера Робина: «Стрельба из пушки по воробьям». Правда, сказано это было совсем по другому поводу, когда Сове пришло в голову пригнать бетономешалку Камаз для ремонта домика Иа-Иа, но Вини-Пуху казалось, что и здесь это выражение неплохо подходит. Поэтому медвежонку часто хотелось просто написать свои программки и не мучиться с чужими.
Он никогда не старался сделать их сложными и многофункциональными, ведь он писал эти программки для себя и точно знал, что ему от них было нужно. Ему не нужно было добавлять в программы многоязыковую поддержку, ведь он сам точно знал, на каком языке говорит. Не было совершенно никакой необходимости в разных вариантах дизайна — он просто сразу оформлял программу по своему вкусу.
Он никогда не создавал инсталляционные пакеты для своих программ. В этом просто не было необходимости, ведь Винни и сам прекрасно представлял себе в какое место ему нужно скопировать его программу. Кроме того, он очень редко писал такие программы, которые прописывали бы свои ключи в реестр. Все его программки аккуратно сохраняли настройки в обычных INI-файлах в том же каталоге, где находился исполняемый файл программы.
Глупый медвежонок совершенно не пользовался кодированием и разными современными способами защиты информации. Ему просто не от кого было прятать информацию. Своим компьютером он пользовался единолично. Правда, он иногда пускал на него Пятачка раскладывать пасьянс, но того вряд ли интересовали рабочие файлы медвежонка.
Он никому не навязывал своих программок. Просто аккуратно выкладывал их на свой сайт, описав их основные возможности. Он никогда не рекламировал их в различных файловых архивах, ему бы и в голову не пришло сравнивать их с программами конкурентов. Да и на конкурентов он особо не ориентировался, ведь он ни с кем не соревновался. Просто глупый медвежонок Винни-Пух писал программы для себя и выкладывал их в сеть, потому что однажды в его плюшевую голову пришла мысль о том, что эти программы могут пригодится кому-то ещё.
Вот таким странным программистом был Винни-Пух. Глупый медвежонок вряд ли читал слова, сказанные за много веков до его рождения: «Осуществляй то, чего ещё нет, управляй тем, что ещё не противится. […] Думай о трудных делах как о простом и естественном, воспринимай всё великое как простое и доступное. […] Если люди перестанут мудрствовать и отбросят умничанье, польза их возрастёт во сто крат. […] В простоте и естественности основа силы» [3].
Остаётся только пожелать успеха Винни-Пухам, ведь «Дерево толщиной в обхват вырастет из крошечного зёрнышка. Башня в девять этажей вырастет из груды земли. Путь длиной в тысячу ли начинается у тебя под ногами». А глупых медведей так мало осталось в нашем мире.
Эпилог
С тех пор, как была написана книга Дао Дэ Цзин прошло много веков. Многие современные авторы обращаются к идее приложения философии даосизма к современным науке и технике. И каждый раз, читая статьи подобной тематики, удивляешься, как точно с помощью древней восточной философии описываются современные технические проблемы. Да не просто описываются, но и решаются, легко и изящно. Ведь решение многих, казалось бы, серьёзных и трудноразрешимых проблем лежит на поверхности, достаточно только остановиться на минутку, подумать и посмотреть на вещи под другим углом, с точки зрения глупого плюшевого медвежонка.
Эта статья впервые была опубликована в журнале «Компьютерра» 27 июня 2006 года.
Литература
-
Бенджамен Хофф. Дао Винни-Пуха: [эссе] / [пер. с англ. Л.Высоцкого]. — СПб.: Амфора, 2004.
-
Никлаус Вирт. Долой «жирные» программы // «Открытые системы», №06, 1996 год. https://www.osp.ru/os/1996/06/179017
-
Лао-Цзы. Дао Дэ Цзин. Перевод Александра Кувшинова. http://www.lib.ru/POECHIN/lao3.txt
-
Джон Олсопп. Дао web-дизайна.
-
Фритьоф Капра. Дао физики.
-
Олег Ефремов. Дао Дэ Цзин и фотография.
Автор: AKlimenkov