- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Помните, мы как-то рассказывали [1] о треках Radiohead, Muse, «Аквариума» и «ГО», а потом еще [2] о китайском бойбенде и другой «музыке большого брата»? Эти материалы мы перенесли в свой «Мир Hi-Fi», а сегодня — решили обсудить отношение рэп-исполнителей к слежке и теориям заговора.
Не многие знают, но спецслужбы и органы правопорядка США контролируют деятельность рэперов практически с момента появления минимального общественного интереса к этому жанру. Если не закапываться в историю, в середине 2000-х такое положение дел подтвердили авторы документального фильма «Black and Blue: Legends of the Hip-Hop Cop [3]». Они выяснили, что «под колпаком» оказались даже те исполнители, которые не находились «в разработке», а наоборот — были на пике популярности и становились лауреатами многочисленных музыкальных премий.
Персональные данные, информация о сделках и налоговых отчислениях, круге общения и жизненных обстоятельствах таких звезд как Jay-Z, 50 Cent и их коллег по «рэп-игре» стала предметом интереса Департамента полиции Нью-Йорка (NYPD) и ряда спецслужб. Подозрениями в столь внимательном отношении со стороны правоорханительных структур поделились и сами музыканты, а новый импульс скандалу придала еще одна документалка «Rap Sheet: Hip-Hop and the Cops [4]», практически сразу последовавшая [5] за первой. Свою картину Дон Сикорски (Don Sikorski) построил на 500-страничном документе, который ему удалось получить у NYPD по запросу, основанном на законе о свободе информации [6], плюс — очередной серии интервью с непосредственными участниками событий.
Случаи с ненавязчивым наблюдением [7] и нарушением прав на неприкосновенность частной жизни были известны и до этих фильмов. Они нашли отражение в многочисленных треках из 80-х, начиная с классического «Somebody's Watching Me [8]» Рокуэлла и до более радикального «Louder Than a Bomb [9]» от Public Enemy. Кстати, в честь последней композиции назвали [10] крупнейший в мире поэтри-слэм, который ежегодно проводят в Чикаго.
Лирика наиболее ярких представителей жанра из 90-х была пропитана атмосферой недоверия и жестокости, в которой они выросли и жили. Уличные банды не были тогда чем-то необычным, а массовые беспорядки [11] 1992 года в Лос-Анджелесе, которые многим напомнят недавние события, спровоцированные гибелью Джорджа Флойда, привели к волне еще более агрессивного творчества.
После «Ghetto Bird [12]» Айс Кьюба и «Temperature’s Rising [13]» от Mobb Deep рэп-исполнители вновь вернулись к теме контроля. Так, клип [14] на «Phone Tap» легендарной хип-хоп супергруппы [15] The Firm был и вовсе снят в духе боевика с многочисленными сценами внешнего наблюдения и прослушки.
Многие скажут, что внимание к тому, как ведут дела и чем занимаются рэперы, вполне обосновано содержанием их куплетов. Другие заметят, что не только у музыкантов, но и всех граждан должно быть право на свободу слова и творчества. Третьи — подчеркнут, что именно хип-хип исполнители были первыми, кто публично заявил о бесконтрольной работе surveillance-программ и ведомств в США, ставших темой глобального скандала [16] через десятилетия после выхода их треков.
Сегодня почувствовать себя «популярным рэп-музыкантом» может практически каждый. Деятельность Агентства национальной безопасности США, ход развития регулирования интернет-отрасли и локальные требования отдельных стран в отношении мониторинга и хранения веб-трафика задают атмосферу настоящего шпионского триллера, способствуя появлению все большего числа теорий заговора и новой музыки по теме.
Но на этот раз лирика становится мягче, а рэперы говорят о слежке в более развлекательном ключе. Так, в треке 2 Chainz и Pharrell, выпущенном в год Сноуден-гейта [17], припев состоит [18] всего лишь из одной повторяющейся строчки: «I'ma be fresh as hell if the Feds watching».
Другие исполнители уже не считают нужным «дразнить систему» резкими обвинениями. Подобный подход для себя выбрал Meek Mill, который в 2014-м потерял возможность отбытия условного срока из-за агрессивного поведения, был переведен на домашний арест и заявил, что его микстейп DС4 [19] уже не будет содержать провокационной лексики. В похожей ситуации ранее оказался T.I., прибегнувший к самоцензуре [20] на альбоме No Mercy, а Lil Wayne и вовсе счел необходимым выпустить рок-альбом [21], чтобы продемонстрировать общественности свои «вегетарианские» намерения.
Развитие surveillance-рэпа последних лет еще предстоит изучить в деталях, но одно известно точно — музыкальное «противодействие» меняющейся реальности с одной стороны деградировало [22], а с другой — сменилось на борьбу с атмосферой беспомощности, замкнутости и «цифрового» одиночества.
Здесь представители хип-хоп индустрии и поп-культуры объединили усилия, а что из этого получилось, мы постараемся рассказать в одном из следующих материалов в нашем блоге на Хабре.
Дополнительное чтение в нашем Мире Hi-Fi:
«Все, что вы прочитаете, будет использовано против вас»: рэп-игра в зале суда [23]
«Читай, если любишь слушать»: книги для аудиоманов — от классики до хип-хопа [24]
«Блеск и нищета»: как цифровая революция сделала музыкантов беднее [25]
Автор: Audioman
Источник [26]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/informatsionnaya-bezopasnost/358224
Ссылки в тексте:
[1] рассказывали: https://www.audiomania.ru/content/art-6983.html
[2] а потом еще: https://www.audiomania.ru/content/art-6991.html
[3] Black and Blue: Legends of the Hip-Hop Cop: https://www.imdb.com/title/tt0893309/
[4] Rap Sheet: Hip-Hop and the Cops: https://www.imdb.com/title/tt0782076/
[5] последовавшая: http://www.mtv.com/news/1526809/kanye-camron-game-suge-knight-speak-out-about-hip-hop-cops-in-new-doc/
[6] законе о свободе информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BE_%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B5_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_(%D0%A1%D0%A8%D0%90)
[7] ненавязчивым наблюдением: https://www.theguardian.com/world/2004/mar/11/arts.usa
[8] Somebody's Watching Me: https://youtu.be/7YvAYIJSSZY
[9] Louder Than a Bomb: https://youtu.be/N8EyAKh-XWQ
[10] назвали: https://en.wikipedia.org/wiki/Louder_Than_a_Bomb
[11] массовые беспорядки: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D1%81-%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B1%D1%83%D0%BD%D1%82
[12] Ghetto Bird: https://genius.com/Ice-cube-ghetto-bird-lyrics
[13] Temperature’s Rising: https://genius.com/Mobb-deep-temperatures-rising-lyrics
[14] клип: https://youtu.be/xjocjaju3tc
[15] хип-хоп супергруппы: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Firm_(hip_hop_group)
[16] ставших темой глобального скандала: https://www.theguardian.com/us-news/the-nsa-files
[17] Сноуден-гейта: https://en.wikipedia.org/wiki/Global_surveillance_disclosures_(2013%E2%80%93present)
[18] состоит: https://genius.com/2-chainz-feds-watching-lyrics
[19] DС4: https://en.wikipedia.org/wiki/DC4_(mixtape)
[20] самоцензуре: https://www.thefader.com/2016/08/12/surveillance-state-rap-albums-lil-wayne-ti-gucci-mane
[21] рок-альбом: https://en.wikipedia.org/wiki/Rebirth_(Lil_Wayne_album)
[22] деградировало: https://habr.com/ru/post/524422/
[23] «Все, что вы прочитаете, будет использовано против вас»: рэп-игра в зале суда: https://www.audiomania.ru/content/art-6873.html
[24] «Читай, если любишь слушать»: книги для аудиоманов — от классики до хип-хопа: https://www.audiomania.ru/content/art-6963.html
[25] «Блеск и нищета»: как цифровая революция сделала музыкантов беднее: https://www.audiomania.ru/content/art-6652.html
[26] Источник: https://habr.com/ru/post/523344/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=523344
Нажмите здесь для печати.