Майк Бехтель — главный футурист компании Deloitte Consulting LLP, и его работа заключается в том, чтобы «помогать сегодняшним лидерам достичь желаемого завтра с небольшим опережением графика».
Дисклеймер: это вольный перевод интервью Майка Бехтеля, футуриста из Deloitte, которое он дал порталу Big Think. Перевод подготовила редакция «Технократии». Чтобы не пропустить анонс новых материалов подпишитесь на «Голос Технократии» — мы регулярно рассказываем о новостях про AI, LLM и RAG, а также делимся полезными мастридами и актуальными событиями.
Обсудить пилот или задать вопрос об LLM можно здесь.
Его карьера началась с того, что в детстве он понял, как технология может помочь ему стать сильнее, когда играл со своим первым Commodore 64. С тех пор Майк Бехтель прошел путь от изобретателя, получив 12 патентов, до инвестора, став соучредителем венчурной фирмы Ringleader Ventures на ранней стадии развития в 2013 году.
Сегодня он сотрудничает с различными организациями, разрабатывая стратегические подходы к новым технологиям. Его подход заключается в том, чтобы смотреть на будущее с широкой перспективы, как будто он смотрит в широкоугольный объектив, а не через телескоп.
Big Think с удовольствием побеседовал с Бехтелем о его взглядах, выводах и прогнозах на будущее. Читайте далее, чтобы узнать, почему компании сегодня осознают, что GenAI — это не столько вопрос сокращения расходов, сколько расширение амбиций; что способствует растущему интересу к «технологическому здоровью»; почему ИИ «действует незаметно»; о его шести ключевых направлениях инвестиций; как технологии сегодня выявляют острый дефицит лидеров; и многое другое.
Big Think: Что вы имели в виду, когда сказали, что: «Футуристы - это тайные историки».
Бехтель: История не повторяется, но она часто рифмуется. С практической точки зрения мы обнаружили, что многие «революции» в истории технологий, если посмотреть на них через призму длительного времени, являются эволюционными шагами к удивительно простым «конечным целям». Возьмем пользовательские интерфейсы. История взаимодействия человека и компьютера - от докторов наук с перфокартами, школьников, изучающих BASIC, до меня и моей книги «Windows '98 для чайников» - была эволюцией в сторону простоты. Поэтому, когда я начал нанимать молодых людей, которые предпочитали набирать текст голосом на телефоне, а не на клавиатуре, я воспринимал это не как непрофессиональную ересь, а как часть неумолимого движения к простоте. Когда VR-гарнитуры будут выглядеть и ощущаться как стильные дизайнерские очки, мы увидим, что они еще больше продвинулись в этом направлении. Простота всегда побеждает.
Big Think: Маршалл Маклюэн однажды сказал: «Я очень осторожен и предсказываю только то, что уже произошло». Можете ли вы сказать то же самое о своей собственной методологии, когда обращаетесь к будущему?
Бехтель: Как насчет цитаты на цитату? «Будущее уже здесь. Просто оно распределено не очень равномерно». Уильям Гибсон, 1984 год. Мне нравится эта цитата, потому что она отражает идею о том, что беспрецедентные, «новые для мира» инновации встречаются относительно редко. Будущее, как правило, возникает из новых сочетаний известных. Поэтому ключ к видению будущего - это не телескоп, а скорее широкоугольный объектив. Если вы будете следить за развитием событий в разных географических регионах и секторах, вы сможете собрать воедино образы вашего завтрашнего дня уже сегодня.
Big Think: Похоже, что внедрение ИИ происходит очень неравномерно: Должны ли компании более активно формировать свои стратегии в области ИИ или же проявлять осторожность и наблюдать за тем, как все будет развиваться?
Бехтель: Джинн выпущен из бутылки, и ИИ будет определять бизнес-стратегию каждого, независимо от того, будет он активен в этом вопросе или нет. Я помню, как в 1997 году или около того компании обсуждали, насколько им нужна интернет-стратегия. Мы видели, чем закончился этот сюжет: Вы были либо вы были дизраптором, либо вас задизраптили. Я советую своим клиентам: Руководствуйтесь потребностями. Уделяйте внимание бизнес-проблемам, которые стоит решить, а затем (и только затем) обращайтесь к новым блестящим инструментам. Фокус на самих инструментах ИИ (или, что еще хуже, слепое поклонение им) - это
Big Think: Что люди неверно понимают, когда говорят об искусственном интеллекте для бизнеса?
Бехтель: Люди смотрят на ИИ как на таблетку для похудения, в то время как они должны смотреть на него как на ракетное топливо для возросших амбиций. Когда клиенты смотрят на ИИ как на стратегию снижения затрат, они упускают часть сути. Эффективность - это прекрасно, но, как говорил мой бывший партнер по венчурному инвестированию: «В долгосрочной перспективе вы не сможете сократить свой путь к успеху». Настоящая ценность заключается в перераспределении времени, талантов и денег, высвободившихся в результате сокращения расходов, в пользу стратегического отставания.
Или, если сказать по-другому: Дело не в том, что вам больше не нужен Тоби, а в том, что вы наконец-то можете ротировать Тоби на тот амбициозный проект, который вы так долго откладывали. А если вы этого не сделаете, то обнаружите, что какой-то бизнес, которому нет никакого дела до вашего бизнеса, а) нанимает Тоби и б) работает над тем, чтобы ликвидировать ваш бизнес.
Big Think: GenAI - это просто новый инструмент или масштабная трансформация?
Бехтель: Мы склонны рассматривать GenAI как технологическую эволюцию, которая проявляется как революция в бизнесе. Если это звучит «с двух сторон», позвольте мне объяснить. С технической точки зрения, большие языковые модели (LLM) и модели распространения медиа не являются чем-то беспрецедентным. Они глубоко прецедентны. Помню, как в 2019 году я показывал одному из своих клиентов ранние модели-трансформеры, демонстрируя, как они могут убедительно подражать Шекспиру. Он сухо ответил: «Извини, приятель, но мы делаем гидравлические системы, а не поэзию».
Затем одной компании пришла в голову светлая мысль приделать к своей LLM чат-интерфейс, и тот же клиент написал мне сообщение, в котором сказал, что, по его мнению, это (та же самая базовая технология) «существенно изменит траекторию развития их бизнеса в лучшую сторону». Как мне кажется, вывод: с технической точки зрения GenAI - это лишь следующая страница в книге, которую программисты пишут уже 200 лет. С точки зрения бизнеса, это та часть книги, где наши кремниевые коллеги наконец-то массово присоединяются к белым воротничкам. Предупреждение о спойлерах: мы еще не подошли к концу книги.
Big Think: Ваш подход к футуризму имеет очень практический уклон - «понять, что позволит нам перейти от вероятного к прибыльному». Многие руководители в настоящее время не знают, как внедрить ИИ на уровне предприятия. Как вы помогаете рассеять этот туман?
Бехтель: Мы с моей коллегой Лаурой Шакт разработали модель измерения и монетизации ИИ, которую мы назвали «3 „Е“». Представьте ее как мишень для стрельбы из лука. Самый большой круг, круг с бронзовой медалью, - это Эффективность. Выполнение текущей работы быстрее и/или дешевле. Следующий круг - Эффективность. Делать сегодняшнюю работу лучше. Это стратегия серебряной медали. Самый внутренний круг? Экспоненциальный. Выполнение совершенно новой работы, которую мы не смогли бы сделать, если бы не-AI. Все три варианта дают очки, но, как мы видим на рынке, маржа увеличивается по мере приближения к «яблочку».
Big Think: Как вы видите развитие корпоративных технологий в ближайшие 12 месяцев?
Бехтель: Вот попытка составить краткую шпаргалку для ответа на, безусловно, большой вопрос. За 15 лет исследований Deloitte Tech Trends мы выделили 6 ключевых областей инвестиций, которые были и, скорее всего, останутся неизменными: взаимодействие, информация, вычисления, культура, кибернетика и доверие, а также базовая модернизация. В нашем исследовании 2024 года были выделены организации, опережающие время, использующие новые технологии и подходы, которые станут нормой в течение 18-24 месяцев. Сейчас мы входим в основной этап внедрения этих технологий:
-
Слой взаимодействия: Пространственные вычисления (AR/VR) оказывают огромное влияние на промышленные объекты: промышленные метавселенные обеспечивают работу цифровых двойников, пространственное моделирование, дополненные рабочие инструкции и цифровые пространства для совместной работы, которые делают заводы и предприятия более безопасными и эффективными.
-
Информационный слой: Лидеры все больше осознают, что генеративный ИИ в его наиболее стратегическом значении в меньшей степени направлен на снижение затрат и в большей - на повышение амбиций.
-
Вычислительный слой: Предприятия используют гетерогенную смесь гибридных архитектур, частных и публичных облаков, гипермасштабных, нишевых и граничных платформ, чтобы максимизировать существующие инвестиции.
-
Культурный слой: Мы наблюдаем повышенное внимание к расширению возможностей разработчиков для повышения повседневной производительности и удовлетворенности инженеров-программистов, чтобы привлечь, удержать и задействовать лучшие технические кадры.
-
Кибер-слой: Ведущие организации реагируют на распространение дипфейков, вызванных новыми инструментами искусственного интеллекта, с помощью комплекса политик и технологий, направленных на более активное выявление вредоносного контента и повышение осведомленности сотрудников о возникающих рисках.
-
Основной слой: Повышенное внимание к технологическому оздоровлению обусловлено осознанием того, что ведущим организациям необходимо отказаться от реактивных и фрагментарных подходов к решению проблемы технического долга и перейти к более целостному подходу.
В 2024 году мы отметили, что генеративный ИИ стал главной технологической сенсацией года, но при этом предупредили, что чрезмерное внимание к какой-либо одной технологии может привести к тому, что мы не увидим леса за деревьями. В 2025 году это мнение изменится, и мы начнем замечать, что ИИ движется «под прикрытием». Он становится историей, стоящей за сюжетами корпоративных ИТ.
Big Think: Как технологии в настоящее время влияют на C-level руководителей и характер их управления?
Бехтель: Думаю, что первое, что я наблюдаю у руководителей высшего звена, - это возникающий дефицит воображения. Дело вот в чем: генеративный ИИ - это как джинн. Он исполняет все ваши желания, но волшебным он будет только в том случае, если желание загадает сам человек. Небольшая история: Я показал десяти руководителям высшего звена модель диффузии изображений. И сказал им: «Просите о чем угодно. ЛЮБОЕ. Вы буквально ограничены только своим воображением». Неловкое молчание: было очевидно, что этим господам уже много лет не приходилось ничего представлять. Наконец, один из парней раскололся и попросил сгенерировать закат. В результате этой (не вдохновляющей) просьбы получилась не вдохновляющая фотография безрадостного заката.
И тут помощница руководителя, женщина примерно на 20 лет младше, ворвалась в дискуссию и сказала: «Я хочу увидеть драку картофельных чипсов против кренделей. Чипсы получат пистолеты. Крендельки - нунчаки. И все это происходит на Марсе». Получившееся изображение стало современным шедевром, а круг ранее ворчливых руководителей теперь буквально хлопал от восторга. Но вот ключевой момент: Они должны были аплодировать ей. В грядущую эпоху, когда мы все больше ограничиваемся только своим воображением, нехватка воображения может стать нашим ограничивающим фактором.
Big Think: Если сейчас мы находимся на этапе 4.0 промышленной революции, то как будет выглядеть следующий этап и как скоро он наступит?
Бехтель: Ну, (шок!) давайте начнем с небольшой истории. Третья промышленная революция была связана с цифровизацией. Четвертая - это слияние информационных технологий с такими областями, как биотехнологии, космические технологии, робототехника и т. д. Пятая, как я полагаю, может быть названа «Человечество наносит ответный удар». Это будет не отказ от цифровизации, а, скорее, фокус на углеродно-кремниевом симбиозе. Это прозвучало ужасно заумно, так что давайте перефразируем: «Люди и машины, вместе лучше». Такая симбиозность уже находится в зачаточном состоянии благодаря носимым технологиям, но в ближайшие десять лет мы начнем наблюдать значительный прогресс от «технологий на нас» к «технологиям внутри нас». Интерфейсы «мозг-компьютер», биологические агенты, да мало ли что еще.
Автор: technokratiya