Под покровом арабской ночи: Disney’s Aladdin

в 15:05, , рубрики: disney, Nes, Nintendo, sega, timeweb_пятничное, игры, консоли, мультфильм, ретро
Под покровом арабской ночи, изображение №1

Я из тех дальних мест,
Где верблюды окрест
Караванами чинно бредут.
И лицо там с утра
Обжигают ветра,
Зной пустыни они несут.
Солнца с запада там
Побежит на восток
И прохладу прогонит прочь.
Погости, заезжай,
А потом улетай
На ковре ты в арабскую ночь.

А-а-а-а да-а-а-альше мы знаем, припев так и напрашивается. Не так ли?

Итак!

В аккурат перед Рождеством 1992 года выходит в прокат полнометражный «Аладдин» от Disney и срывает всеобщие овации. Мультфильм шикарен, смотрится отлично и в наше время, что уж говорить про момент премьеры.

Кстати, пару слов о вступительной песне. Послушайте оригинал, услышите капельку базы. Уолт Дисней понимающе хлопает по плечу. Наши при дубляже переиграли этот отрывок, да и вообще переиграли песню в целом, она получилась с иным смыслом.

Разумеется, такая крупная компания, как Disney, заблаговременно готовилась к премьере и, в том числе был запланирован выход видеоигр по мотивам «Аладдина».

Есть теория, что Торговец - это и есть Джинн. На самом деле, Торговцем оказался всем известный мышонок.

Есть теория, что Торговец — это и есть Джинн. На самом деле, Торговцем оказался всем известный мышонок.
О, салам, леди и джентельмены, посмотрите на эту рубашку!

О, салам, леди и джентльмены, посмотрите на эту рубашку!
Отведайте дивный бургер!
Отведайте дивный бургер!
О, не уходите, я вижу, вас интересуют только исключительные редкости! Я думаю, вы очень обрадуетесь, увидев ЭТО.

О, не уходите, я вижу, вас интересуют только исключительные редкости! Я думаю, вы очень обрадуетесь, увидев ЭТО.
Она только на вид заурядная. Как это часто бывает, тут важна не внешность, а внутреннее содержание.

Она только на вид заурядная. Как это часто бывает, тут важна не внешность, а внутреннее содержание.
Это необычные игрушки! Однажды они резко изменили продажи одной компании.

Это необычные игрушки! Однажды они резко изменили продажи одной компании.

В 1992 году на рынке виртуальных развлечений было 2 безусловных лидера Nintendo и Sega. Где-то сбоку аккуратно заходил ПК, но его цена все еще массово огорчала массового потребителя, поэтому консоли доминировали.

В Disney решили игра должна появиться на обеих крупных актуальных платформах. И так сложилось, хоть и в связке с создателями мультфильма, но для каждой из игр трудилась отдельная команда разработчиков. И на выходе к концу 1993 года было готово 2 разных проекта. Посмотрим на них поближе.

❯ Disney's Aladdin для Sega Mega Drive/Genesis

Под покровом арабской ночи, изображение №8
Под покровом арабской ночи, изображение №9
Под покровом арабской ночи, изображение №10
Под покровом арабской ночи, изображение №11

Разработчиком игры для Sega изначально была Blue Sky Software. Однако, этот проект был дан им в довесок к уже имеющемуся. Команда совсем недавно завершила разработку игры по предыдущему хиту Disney «Русалочке». И к моменту появления новой задачи уже сконцентрировала все свое внимание на игре по «Парку Юрского периода». Бывший художник Blue Sky Томас Мун сообщил, что над «Аладдином» работала команда всего из восьми человек.

Ситуация складывалась анекдотичная. Sega очень хочет и получает лицензию на игровую адаптацию «Аладдина». Disney очень хочет качественную игровую адаптацию своего хита и дает права Sega. А еще Sega очень хочет выпустить несколько игр за 1993 год и первая из них — это Jurassic Park, которой как раз уже занимается Blue Sky. Поэтому, каждый раз, когда ребята из Disney приходили и как бы невзначай крутились возле коллег Тома Муна, и всё спрашивали: «Что вы там затихли, почему вас не слышно?», то получали вовсе не те ответы, которых так желали. В конце концов, Disney сообщают, что результат их совершенно не устраивает, и разработка попадает в руки Virgin Games. До релиза остается около 4 месяцев.

А что же Blue Sky? Закончили игру по «Парку», и она вышла отличной. В память о незаконченном проекте оставили пасхалку на карте. Обратите внимание на северо-западную часть острова, у озера.

А что же Blue Sky? Закончили игру по «Парку», и она вышла отличной. В память о незаконченном проекте оставили пасхалку на карте. Обратите внимание на северо-западную часть острова, у озера.

И… это сработало. Разработка завершается в срок, согласно установленному дедлайну, все счастливы, даже Blue Sky.

Игра получилась динамичной, красочной, приковывающей внимание. Вот мы бежим по рынку, вот заглядываем в пустыню, потом в пещеру чудес и далее, далее, далее…

И всюду нас сопровождает ощущение нахождения в мире Аграбы, мире мультфильма. Этому способствует красивая графика, нарисованная не без помощи специалистов Disney. Локации оформлены ярко, каждая имеет свой индивидуальный стиль. Иногда хочется остановиться и присмотреться к прекрасной работе художников. Отдельную благодарность испытываешь, когда понимаешь, с какой тщательностью прорисовывались персонажи и с какой приятной для глаз плавностью они двигаются. Есть лишь один элемент, который прямо-таки режет глаз, но о нем позже.

На протяжении игры мы встречаем не только основных героев, как того же попугая Яго или обезьянку Абу, но и эпизодических — тех же стражников с рынка, и все они выглядят точь-в-точь, какими мы их увидели на экране. Также, из мультфильма взяты и геймплейно приспособлены участки локаций и даже совсем короткие моменты.

Прыгни, и ты будешь первым!

Прыгни, и ты будешь первым!
Быстр, тебя не догнать!

Быстр, тебя не догнать!
Кража - только способ выживать,

Кража только способ выживать.
И я краду!

И я краду!
Прыгни, и стражник отстанет!

Прыгни, и стражник отстанет!
Сзади остался он!

Сзади остался он!

Противники. Они бывают здесь самые разнообразные, соответственно главе, в которой мы оказались. В городе нас ждут различные стражники. Как любители ближнего боя, так и «любимые» кровопийцы — метатели ножей. В пустыне к ним добавляются змеи. В пещере же чудес никакой султанской стражи нет, понятное дело, зато есть привидения, ожившие статуи и (ЧЕРТОВЫ!) летучие мыши. Впрочем, как и в любом деле, если не опускать руки, то… Как говорится, сначала тебя не замечают, потом над тобой смеются, потом прилетают (ЧЕРТОВЫ!) летучие мыши и над тобой опять смеются, затем с тобой борются и — далее по тексту.

К слову, мы привыкли, что босс в игре — это вызов нашим способностям, что вот сейчас мы познаем не только Mother of Kuzma, но и чего еще посерьезней. Так вот. В данной игре нет ничего бессмысленней и беспомощней, чем боссы. Серьезно, это самые легкие противники. Когда я одолел первого, то даже не сообразил сначала, что это был босс.

Конечно же, нельзя не упомянуть оригинальный саундтрек, сопровождающий наше приключение на протяжении всей игры. Музыка задает настроение, добавляя своим звучанием задора или напряженности в моменте. Ты действительно бежишь с Аладдином по крышам, по подземелью, летишь с ним на волшебном ковре, переживаешь каждый миг этого путешествия.

Потому что ты Абу.

Под покровом арабской ночи, изображение №19

Шутка.

В общем и целом — игра повторяет сюжет мультфильма. Спасаем принцессу Жасмин, недотепу-султана и освобождаем Джина. Happy end.

Игра стала бестселлером, получила заслуженный культовый статус. Заодно, озолотив как Sega, так и Disney. Было продано более 4 млн копий, что позволило Аладдину войти в тройку лидеров по продажам за все время существования консоли. Лишь сверхзвуковой синий ёж смог дать более высокие показатели (и то — не все его части).

Рекламная пауза.

А теперь - перейдем к конкуренту творения Virgin games/Sega, также увидевшему свет перед Рождеством 1993 года.

❯ Disney's Aladdin для Super Nintendo Entertainment System (SNES)

Издание для PAL-региона

Издание для PAL-региона.
Японская версия

Японская версия.

Для консоли Nintendo разработка протекала более плавно, была лишена чехарды с заменой разработчика. От начала и до конца, в сотрудничестве с Disney, процесс осуществляла одна Capcom. И это, как бы сказать…. Очень заметно!

Jesus Christ, it's me, Mario Aladdin! Да-да-да, родовой признак от самого знаменитого на свете водопроводчика налицо. Ал прыгает сверху на своих противников, отправляя их за пределы экрана.

Но, конечно же, не только это привлекает внимание. Количество деталей на локациях, «секретов» на карте, элементов геймплея… Стоит вообще начать с первого, как известно, самого важного впечатления.

Первая локация — одна из самых лучших в игре. Мы несемся по рынку Аграбы, без особых усилий ускользая от рук неуклюжей городской стражи. Аладдин играючи обводит вокруг пальца всех, кто пытается его остановить, всегда на прыжок впереди. За погоней наблюдают многочисленные зеваки, а часть наблюдателей мы даже можем использовать в качестве трамплина. Они будут этим не очень довольны, но продолжат оставаться на месте, стоически переживая скачки уличного воришки на своей голове. Без остановки играет мотив погони, бонусные кристаллы щедро летят в наш карман. Рядом вприпрыжку несется Абу, что иногда сбивает с толку, т.к. в суматохе на долю секунды его можно принять за очередную угрозу. Вовлеченность в процесс моментальная.

Как только ты изучишь тех, кто тебе противостоит, то все начнет казаться простым: рынок Аграбы, его крыши, возвращение на рынок… в прыжке от платформы к платформе, раскачка на бревне, еще прыжок и ещё! Находим сундуки с бонусами. А в конце рынка мы встретим Жасмин. И первого главаря в придачу. Того самого, который в мультфильме пытался отсечь ей руку за воровство. Он далеко не самый сложный в игре, надо только приноровиться к таймингу нанесения ударов и пользоваться секундной уязвимостью. Нет, это все ещё не Dark Souls. У нас тут нет перекатов.

Зато есть парашют, с помощью которого исследовать локации стало ещё интереснее. Главное — не стесняться изучать окружающий мир, а не то пропустишь парашют в самом начале, на рынке. И тогда пиши пропало, ведь довольно внушительное количество бонусов и хитростей на последующих уровнях станут недоступны для игрока.

Единственным по-настоящему досадным препятствием являются лучники, снабженные специальными стрелами «земля-Алладин». Они не летят прямиком к нашему герою без ошибки, но лучники действуют неспешно, и ты часто (слишком часто) будешь думать, что успеешь проскочить. Ни самоходные мечи, ни (ЧЕРТОВЫ!) летучие мыши (которые, к слову, в версии Capcom тоже есть) не сравнятся с лучниками по количеству поднятых в бессильной ярости рук игрока.

История повторяется вслед за сюжетом мультфильма. Не во всём: что для SNES, что для Sega, не устояли разработчики перед соблазном внести свою лепту. Однако, сделали это столь органично, что вопросов не возникает. Лишь восторг от новых левелов и от возможности задержаться в волшебном мире подольше.

К примеру, приключение в египетской пирамиде. В мультфильме Аладдин пролетает с Жасмин на ковре мимо пирамид со Сфинксом, а вот Capcom сделали из этого целый эпизод в игре.

Особую благодарность хочется выразить авторам этого уровня. Он настолько душевный, что, на мой взгляд, является лучшим во всей игре.

Особую благодарность хочется выразить авторам этого уровня. Он настолько душевный, что, на мой взгляд, является лучшим во всей игре.

К слову, еще немного о внесении своей лепты. Если Virgin Games достаточно вольно расставили оригинальный саундтрек, не всегда в соответствии с происходящим на экране (например, неожиданно «Принц Али» встречает нас на рынке Аграбы), то Capcom позволили себе большее. А именно, свою музыку в части локаций. Она написана хорошо, не режет слух, созвучна оригинальному сборнику от Disney.

Все завершается эпической битвой со змеем-Джафаром, о которой стоит упомянуть отдельно. Ни один и не два стула сгорят под незадачливым игроком прежде, чем Джафар будет сокрушен. Стоит едва его одолеть и с облегчением выдохнуть, как ты озадаченно вспоминаешь, что в мультфильме главный злодей превращался в гигантскую змею. Да, и японцы тоже про это не забыли. И ты - не забудешь, как они решили этот момент обыграть.

И вот, казалось бы, у нас на руках безусловный хит. Но, но, но…

Disney's Aladdin от Capcom продается значительно хуже, чем его конкурент от Virgin Games, ~1,75 млн проданных копий против 4 млн.

Синдзи Миками, один из разработчиков, много позже, в интервью 2014 года сказал следующее: «С точки зрения анимации, я думаю, версия Genesis лучше. На самом деле в версии Genesis был меч. Я хотел иметь меч».

И меч, а точнее, возможность самим Аладдином наносить удары - действительно одно из ключевых отличий в геймдизайне и мироощущении между двумя версиями игры.

По всей видимости подобный взгляд, тем более, перед магией цифр продаж, возобладал в руководстве Nintendo и они, увы, собственноручно похоронили свое наследие. Даже в SNES Mini, вышедшей в 2017 году, этой игры не оказалось. Если на данный момент вы возжелаете приобрести этот кусочек классики на свою Nintendo Switch, то ВНЕЗАПНО, приобретете версию игры для Sega.

И это несправедливое забвение сподвигает меня к заключительной части повествования. А именно - сравнение двух версий, Sega vs Nintendo.

Достоинства…

Достоинства…
…и недостатки.

…и недостатки.

Итак! Предупреждаю, дальше идет безусловное ИМХО.

Во-первых, главный герой, Аладдин. Стоит признать, что в исполнении Virgin Games он получился более плавным, приятным для восприятия. Наблюдать за его движениями - одно удовольствие, даже странно осознавать, что подобное реализовали 30 лет назад. Однако, тот ли это неуловимый уличный воришка с улиц Аграбы? А вот и НЕТ. Аладдин — дитя улиц, пошедший по наклонной. Он — вор, но его путь лишен насилия. Он избегает его, воровство имеет исключительно вынужденный характер, оно даже не лишено изящества.

В версии для Sega мы должны прибегать к насилию, это часть геймплея. Мечом мы можем как устранять противников (даже горожан, выбрасывающих горшки из окон), так и отражать их атаки.

В версии для Nintendo этот элемент отсутствует. Мы скачем по охранникам, но стоит лишь камере покинуть место дисклокации, как они снова оказываются на своем месте. Бросаемые яблоки лишь ненадолго оглушают их.

И не то чтобы я являлся противником насилия в играх. Вовсе нет. Но персонаж прописан так, что оно должно быть исключено. Ал виртуозно крадет провиант для собственного выживания (и даже в такой ситуации делится с нуждающимися), а не убивает для своих потребностей.

Во-вторых, исполнение локаций. Очень сложно сопоставить две столь разные игры. И все же, у Capcom получился явно более богатый деталями мир. Уже упомянутый мною первый уровень достоин восхищения, на его фоне рынок от VG выглядит просто безжизненным. Далее — ситуация меняется, но незначительно. Та же механика с парашютом в игре для SNES заставляет исследовать окружение снова и снова. Как платформер, игра выглядит значительно удачнее. Здесь и больше вариаций с применением поверхностей. Например, уровень «Пещера Чудес». В игре Sega мы бежим от приближающейся волны лавы, спешка заставляет нас совершать ошибки, но сам уровень несложный. А вот как насчет прыжков по двигающимся скалам, которые время от времени уходят в лаву, вне зависимости от действий игрока, или обрушивающихся после использования сталактитов и других сюрпризов?

В третьих, боссы. Знаете, по моему глубокому убеждению, боссы должны служить испытанием возможностей игрока. В версии от Sega нам этого не получить при всем желании. Даже Джафар в финале более чем травоядный, т. к. мы имеем неограниченный запас яблок для атаки. А вот Capcom уже тогда показали, что боссы — их стихия. Даже первого, на рынке, вам не удастся взять с наскоку.

В четвертых, напарник. Ага, Абу, вы думали, я забуду о нем? В игре от Capcom он все время возле нас, и даже целая глава посвящена его спасению. Однако, Абу выступает, скорее, приятной декорацией, нежели реальным подспорьем. А что же в творении Virgin Games? А вот тут нас ждет играбельный Абу. Он добудет для нас драгоценные жизни, самоцветы и яблоки в полных азарта бонусных уровнях. И, возвращаясь в моему первому аргументу, даже Абу тут полноценно распоряжается оружием! Хотя, справедливости ради, в мультфильме обезьянка тоже для эффекта берется за меч.

Спасибо, Абу, ты сделал все, что мог.

Спасибо, Абу, ты сделал все, что мог.

И еще один момент. Это уже не относится к умозрительному противостоянию, просто мое наблюдение. Я не знаю, в какой мере Disney воздействовали на разработчиков (подозреваю, что чрезвычайно сильно). И что они показывали конкурирующим командам из наработок друг друга.

Я отметил довольно забавный для себя момент. Как нам пробудить неприязнь к главному злодею?

Правильно, Virgin Games! Пусть Джафар будет отнимать у нас все потенциальные бонусы.

О да, Джафар, ради этого я искал бонусы в уровне.

О да, Джафар, ради этого я искал бонусы в уровне.

А как пробудить приязнь к нашему покровителю? Правильно, Capcom!

Спасибо, Джинни, за дополнительные 2 жизни!

Спасибо, Джинни, за дополнительные 2 жизни!

Disney, вы же мои трогательные игроки на зачатках лудомании в детях! Ну просто любо-дорого глядеть.

Да, все именно так. В конце уровня для Sega, если вы собирали бонусы в виде головы Джинна, вас ждет автомат в стиле «однорукого бандита», где есть возможность как получить кучу дополнительных бонусов, так и потерять все. Если же вы за штурвалом консоли от Nintendo, то добро пожаловать на рулеточку, где Джинн даст вам различные бусты, тут уж как повезет.

Вот такие дела.

Послесловие.

Терпение, мы уже приближаемся к финалу.

Терпение, мы уже приближаемся к финалу.

Разумеется, ну разумеется, мимо такой благодатной темы, как популярная игра, не могли пройти мимо наши лучшие друзья с повязкой на глазу. Я видел разные версии во время сбора материала, однако этот шедевр…

Под покровом арабской ночи, изображение №29
Под покровом арабской ночи, изображение №30

Да, вы уже чувствуете что-то забористое, не так ли? Такое, берущее сразу, без остатка, что-то на уровне шпината от Папая? И если при первом взгляде я только подумал, что это просто чрезвычайно забавно, то стоило чуть копнуть, как стали понятны корни этого творения. Оказывается, за полвека до Disney, Paramount выпустили мультфильм про Папая в мире Аладдина. В 1939 году.

Жасмин въезжает в Аграбу.

Жасмин въезжает в Аграбу.
Джафар рассказывает Алапапаю о том, как сильно жаждет лампы.

Джафар рассказывает Алапапаю о том, как сильно жаждет лампы.
Спасибо автору нового образа Джинна от Disney. Просто спасибо. Здесь хотя бы искренне понятен испуг Аладдина.

Спасибо автору нового образа Джинна от Disney. Просто спасибо. Здесь хотя бы искренне понятен испуг Аладдина.
Джафар нарывается.

Джафар нарывается.
Когда проходишь уровень «Дворец Джафара» у Sega, то при взгляде на все эти цепи с огнями-шипами невольно в голову приходит что-то вроде «Дворец удовольствий Джафара». Paramount предвосхитили это.

Когда проходишь уровень «Дворец Джафара» у Sega, то при взгляде на все эти цепи с огнями-шипами невольно в голову приходит что-то вроде «Дворец удовольствий Джафара». Paramount предвосхитили это.
Неожиданный финал - Джин поселился в банке со шпинатом.

Неожиданный финал Джин поселился в банке со шпинатом.

Так что, это не совсем плод воспаленного сознания пиратских разработчиков. И да, глаза не обманывают, данный «порт» был на основе игры для Nintendo.

Спасибо всем, кто прочитал эту статью, прошу вас высказать свое мнение в комментариях!

До встречи!


Автор: GeeksCat

Источник


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js