В распоряжении RNS оказался ответ МИНистерства ЦИфрового Развития, связи и массовых Коммуникаций (переименованное в мае Минкомсвязи) на жалобу, в которой неизвестный связал сбои в работе интернет-сервисов с неудачной попыткой Роскомнадзора (структура в ведомстве министерства) заблокировать доступ российской аудитории к мессенджеру Telegram.
«Должностные лица Роскомнадзора исполняют вступившее в законную силу судебное решение, действуя в соответствии с законодательством Россиийской Федерации. В этой связи основания для принятия мер реагирования в отношении сотрудников данного ведомтсва ответствуют», — указано в письме министерства за подписью Арсения Недяка, замдиректора департамента государственной политики в области СМИ, Начальник отдела интернета и информационных агентств. «Это стандартный официальный ответ всем, от кого поступают жалобы на действия Роскомнадзора по блокировке Telegram», — объяснил неназванный источник RNS.
Бывший глава бывшего Минкомсвязи Николай Никифоров рассказывал, что в РКН поступило 46 000 жалоб на неправомерную, по мнению жалобщиков, блокировку. Роскомнадзор, преследовавший мессенджер Telegram весной 2018, для блокировки миллионов IP был вынужден пользоваться благосклонностью российской прокуратуры. Технически РКН помещает ненужные Рунету IP в так называемые «резиновые» решения Генпрокуратуры. Накануне выяснилось, что интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев попросил Путина инициировать запрос — Генпрокуратура могла бы проверить блокировки по своим же «резиновым решениям», как уже сделало министерство, установившее, что внутри структур министерства нарушений нет. Проблемы с доступом из Рунета к разрешённым сайтам возникают из-за того, что РКН добавляет на блокировку IP адреса хостинговых площадок (Amazon, Digital Ocean и других), где теоретически может появиться Telegram, а фактически хостятся совсем другие сервисы.
Владельцы Рунета пытаются противопоставить деградации и блокировкам хоть что-нибудь. Но для этого почти нет законодательной и технической баз. В начале мая 2018 года айтишники обсудили с Администрацией Президента так называемые «белые списки» неблокируемых сервисов первого сорта. Сам Роскомнадзор протестировал списки в 2017 (тогда ведомство переложило вину за ненужные блокировки разрешённых сайтов на операторов связи), но быстро отказался от идеи. Как в мае объяснил представитель индустрии хостеров Игорь Мызгин, «белые списки» технически нереализуемы.