Новый день нарезан, как праздничный торт,
Жаль, кусок всё время идёт мимо рта... 🎵
Каждый день мы с вами занимаемся тем, что усердно и сосредоточенно размечаем сектора дисков в сложном продуманном порядке. Вся наша компьютерная деятельность в итоге сводится именно к этому. Результаты всех наших трудов — это виртуальные числа, ненадёжные заряды на хрупких носителях. От небытия их отделяет всего несколько нажатий клавиш. Поэтому иногда так хочется добавить в рабочий процесс чего-нибудь материального, вещественного, аналогового.
Наверное, поэтому многие предпочитают вести списки дел на бумажных носителях. Безусловно, в бумажном блокноте не запустишь поиск, не поменяешь строки местами, не сотрёшь бесследно ошибочно написанное слово. Но все эти недостатки меркнут перед главным достоинством бумажного блокнота: он РЕАЛЬНЫЙ. Его можно потрогать, взять в руки, перелистать, насладиться фактурой бумаги и обложки.
Можно взять в руки ручку или карандаш и своим собственным, уникальным и единственным на свете почерком вписать планы на день. Несовершенство букв, косые строки, заметки, помарки, случайные рисунки — это то, чего нам так не хватает в рафинированном цифровом мире идеально выверенных шрифтов и продуманного форматирования.
Бумажные списки дел не стесняют нас никакими форматами, правилами и интерфейсными ограничениями. Пиши как хочется. Однако имеет смысл постепенно выработать свою систему ведения задач и заметок, чтобы наши записи приносили не только удовольствие, но и реально помогали организовать рабочие процессы.
Мне больше всего нравится три системы, на базе которых можно сформировать свой уникальный набор правил ведения списков.
1. Система Bullet Journal
Основной принцип этой системы заключается в том, что один блокнот содержит все записи: списки дел, заметки, планы, важную справочную информацию. В блокноте нет заранее размеченных страниц. Можно писать как захочется, делать рисунки, приклеивать фотографии и стикеры.
Но для организации всего этого творческого беспорядка нужно всё же придерживаться двух несложных правил:
-
Все страницы нужно нумеровать.
-
Нужно предусмотреть индекс — страницы с оглавлением для лёгкого поиска нужных записей.
Основной формат записи в блокноте — это списки из коротких пунктов. Списки могут быть посвящены разным темам. Например: работа, дом, хобби, котики, синхрофазотроны... Можно предусмотреть специальные списки с планами на день, неделю, год, век... Тут всё в наших руках — всё зависит от информационных потоков, которые окружают и обволакивают нас в нашей собственной реальности.
Важно, что списки могут содержать записи разных типов. Не обязательно выделять один список для заметок, другой — для задач. Все записи по теме можно заносить в один список. Строка списка может быть задачей, заметкой, событием, идеей.
Чтобы было удобнее различать типы записей, можно продумать систему маркеров. Вот какие маркеры предлагают авторы классической системы Bullet Journal:
· Задача.
○ Событие. Запись, которая привязана к определённой дате.
- Заметка. Факты, идеи, мысли, наблюдения. Не требует действий.
Эти базовые значки выбраны не случайно — их можно легко переделать на другие, когда строка поменяет свой статус. Например, для задач можно поверх точки нарисовать такие значки:
× Задача выполнена.
→ Задача перенесена в другой список.
← Задача запланирована в ежегодном плане.
Также можно использовать дополнительные пометки записей:
* Задача или событие с высоким приоритетом.
! Хорошая идея, которую важно не потерять.
Кстати, нам никто не запрещает добавлять в список не только планируемые задачи и события, но и завершённые и незапланированные. Так сказать, фиксировать их постфактум. Это превратит наш список в своеобразный бортовой журнал.
Bullet Journal — хорошая идея тематических списков, на базе которой можно придумать свою собственную систему.
2. Система Running List
Хотим мы этого или нет, но для многих из нас основной период планирования — это неделя. Фактически мы живём от выходного до выходного. Мы, как тот кот Гарфилд, ненавидим понедельники, считаем среду маленькой пятницей, а саму пятницу ждём с нетерпением.
Поэтому нам удобно планировать дела недельными спринтами. Именно такой способ предлагает система Running List. В ней тоже предусмотрены списки дел и задач, но не тематические, а недельные.
Прежде, чем планировать дела, нам нужно разметить страницу. Делим страницу на две части:
-
левая — узкая, состоит из семи вертикальных столбцов — по дням недели;
-
правая — широкая, предназначена для записи задач.
Пока всё кажется логичным: в правую часть вписываем задачу, в левой — отмечаем, в какой день её планируется выполнить. Почему же список «бегущий»? Всё дело в особой методике работы с задачами. Её можно изложить в виде несложных правил отслеживания задач:
-
Планирование задачи — добавляем пустой квадратик в столбце дня и строке задачи. Если задача важная, вписываем восклицательный знак внутрь квадратика (привет предыдущей системе!).
-
Выполнение задачи — заштриховываем квадратик. Если задача выполнена полностью, можно с чистой совестью полностью закрасить его полностью. Если задача выполнена только частично, то придётся закрасить только половинку.
-
Перенос задачи — рисуем стрелочку внутри квадратика и обязательно добавляем новый пустой квадратик — на этой или одной из следующих недель. Задача отправилась в свой путь!
У нас редко получается выполнять все дела и задачи в срок. Поэтому постепенно у некоторых строк в нашем недельном списке образуется цепочка из бегущих квадратиков. Главное — следить, чтобы они не разбегались совсем далеко.
Что касается разных тематических категорий, то мы можем различать их по цвету или специальным значкам строк списка — тут у нас полный простор для творчества. Также можно предусмотреть специальную метку для задач, которые не запланированы на конкретный день.
Running List — интересная концепция, которая учитывает неизбежные переносы и перераспределение задач.
3. Система School Homework Diary
Эта система знакома всем нам по обычному школьному дневнику. Разворот дневника — учебная неделя. Каждая страница поделена на три равных широких блока. Слева — понедельник, вторник и среда. Справа — четверг, пятница и суббота (бедные дети всё ещё вынуждены учиться по субботам!) Каждый блок поделён на строки, каждая строка — предмет. И, конечно, столбцы: название предмета, домашнее задание и оценка.
Сколько ярких воспоминаний связано с этим нехитрым бумажным «интерфейсом»! В конце недели классный руководитель собирал дневники, чтобы поставить оценки из журнала. Потом его обязательно нужно было показать родителям. Осчастливленный родитель должен был расписаться на каждой странице, что он ознакомлен с учебными успехами своего чада. А помните дерматиновые обложки с кучей наклеек и «переводок», с помощью которых каждый стремился «кастомизировать» под себя этот безликий документ?
Десятилетний опыт ведения школьного дневника — такое вряд ли забудешь! Почему бы не использовать эту систему снова? Разделим разворот блокнота на шесть дней — по три на каждую страницу. Шестой блок можно поделить на две части по вертикали: это будут суббота и воскресенье.
В каждый день будем заносить дела и задачи. Если дело выполнено, будем помечать их специальным знаком или просто вычёркивать.
Я использую простейшую систему: перед новой записью рисую чёрточку «-». Когда задача решена, превращаю чёрточку в плюс «+». А для верности ещё и кружочком обвожу.
Как же быть с теми делами, которые не удалось выполнить в намеченный день? А никак. Их можно никуда не переносить. Они будут маячить в уже прошедших днях немым укором ожидающей чёрточки. Их очень легко найти, просто бросив взгляд на страницу. Когда я всё-таки разберусь с ними, я радостно помечу их обычным плюсом.
Иногда я переделываю чёрточки в стрелки «→». Это значит, что дело перенесено на следующую неделю, на другой разворот. Это позволяет мне не возвращаться постоянно к предыдущим неделям. Бывает и так, что я переделываю чёрточку в знак «x». Это значит, что задача отменена. Ну, вы знаете, как это бывает: подожди немного и некоторые задачи сами «отвалятся».
School Homework Diary — простая система, в которой одна неделя представлена разворотом блокнота. Её можно комбинировать с другими системами. Например, позаимствовать систему меток задач.
Сплошная ладрамхайола
В нашей жизни происходит множество событий, нас окружает целый ворох дел и задач разной степени срочности и важности. Поэтому мы вынуждены заниматься планированием, иначе наша действительность рано или поздно превратится в неуправляемый хаос.
Бумажные списки — это замечательный способ сделать этот процесс творческим, интересным и даже приятным.
Но главное — это не делать из своих планов догму, не относиться к ним слишком серьёзно. Иногда полезно разрешить вашим делам «побегать» по дням и неделям.
В ирландско-гэльском языке есть слово «ладрамхайола» (ladramhaiola). Оно переводится примерно так: «день, проведённый впустую, хотя планировалось множество дел». Пусть вас не смущает, что некоторые дни в вашем напряжённом графике станут «ладрамхайолами». Можно их прямо так и надписать в вашем блокноте. В конце концов в нашей жизни не бывает полностью бесполезных дней.
Ещё почитать: Как всё успевать: 10 проверенных принципов борьбы с хаосом задач
Автор: AKlimenkov