- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Я хотела бы начать этот пост очень пафосно. Например, так: «Я работаю в бизнесе уже 10 лет, получила железное сердце и обросла панцирем». Или так: «Да-да, Хабр, я работник коммерческой службы: когда-то аналитик, потом продажник, потом маркетолог. Я тот самый, кого вы все не любите». В конце концов, именно так должен выглядеть пост первого января. Но нет. Никакого пафоса и романтики. Работаю в коммерции ИТ-компаний некруглые 11,5 лет. Была всем: разработчиком, проджектом, маркетологом, продажником, внедренцем, редактором, ИТ-консультантом. До этого была на госслужбе и преподавала. И я сегодня, несмотря на сто доводов против, могу сказать: «Бизнес, я люблю тебя!» Ну понятно, что развитие этой мысли под катом.
Утро первого января, я пишу на Хабр. Опубликую вечером
Итак, я прошла свои 11++ лет, встретила десятки офисных крыс, увидела минимум десяток крупных подстав и без числа мелких, прошла неадекватных боссов, некоторым из которых референты были вынуждены добавлять обязательные препараты в чай, иначе капец, прошла нереально крутых шефов-умниц. Я видела факапы многомиллионных внедрений и успехи крохотных компаний, которые своим трудом умудрялись реализовать такие же проекты, но миллиона за четыре и меньше. Это безумная, безумная карусель ИТ-сферы. И она преподала мне важные, иногда жестокие уроки.
Как бы нам ни казалось, что мы ультра профи, и наш авторитет непререкаем, всегда найдутся те, кто моложе, умнее, прошареннее, ну или блатнее и пофигистичнее. Реальность такова, что в ИТ-рынке очень много соискателей, и если хорошо покопаться в резюме, можно найти скромных и отлично работающих ребят, не в пример зажравшимся менеджерам, которые не работают, а носят задачи и рисуют диаграммы на митингах. Та же история с разработчиками и тестировщиками — я лично приняла на работу пацана с первого курса ВМК, который через три месяца автоматизировал четверть задач тестирования и «сделал» наших опытных тимлидов как стоячих. Сейчас он где-то в Калифорнии, след потерялся — увы, но это тоже реальность.
Что же тут позитивного, скажете вы? Сидеть и бояться за свою пятую точку в офисном кресле? Конечно, нет. Мысль о своей заменимости должна стать иголочкой, шилом в попе, которое не даст сидеть ровно — вы должны идти вперёд и развиваться, чтобы на радостные манёвры такого вот паренька не открывать рот, расписываясь в своей отсталости, а спокойно прокомментировать идеи, предложить критику и точки развития. Единственная причина нашего отставания в том, что мы успокаиваемся на своих местах и зарплатах, не вникаем в новое, не ищем, останавливаем любознательность.
Но и это не сделает вам незаменимым. Однако значительно сократит «накладные» расходы на поиск новой работы и хорошей должности. Да, не незаменимый, но востребованный и желанный специалист, который не рассылает резюме. Его сманивают.
Кстати, некоторые мои коллеги находили весьма оригинальный способ обрести вечность в рамках компании: воспользоваться ленью коллег и стянуть на себя все задачи. Это даёт определённый эффект, но однажды вы просто не справитесь со взятыми на себя задачами и совершите непозволительный факап.
Многие сотрудники исходят из мысли о том, что на реализацию их гениальных проектов всегда найдутся деньги. А руководители берут и отказывают: денег нет, но ты идейный. Плохие, да? Нет, опытные. Допустим, прекрасный маркетолог Инна решает, что компании нужен свой блог. Она закатывается к генеральному и излагает: берём WordPress, бацаем, наполняем постами, блоги же так клёво индексируются. Босс думает, думает и вкладывается в Яндекс.Директ. «Отсталый стапер, а не клёвый стартапер», — раздражённо думает Инна и пили в Директе кампании. Ан нет. Для того, чтобы реализовать классную идею блога, кроме бесплатного вордпресса, нужны: дорогостоящий шаблон или разработчик под это дело, дизайн, купленные картинки, хороший контент (а это либо заказуха, либо свой редактор, либо отвлекать сотрудников от работы), продвижение блога в соц.сетях и на профильных площадках, опять же реклама в контексте, какое-никакое SEO, поддержание всего этого в рабочем состоянии. Причём, не ясно, выстрелит или нет блог компании-разработчика ПО для автоматизации печати в компании. А вот Директ принесёт вполне себе быстрых и целевых лиц. Логично же.
Поэтому, когда вы идёте со своими идеями за деньгами (бюджетом) на их реализацию, спросите себя, зачем это и что даст? Что даст переход именно на эту новую технологию? Кому нужна новая программа и какова ёмкость рынка? Где это предстоит продвигать? Сколько рук нужно для реализации? Да, вам не показалось — это мини бизнес-план, без которого трудно получить одобрение и веру в вас. Под идеи можно получить разве что гранты, но мы же не будем об этом и о том, куда они уходят?
К слову об идеях. Нередко они в компаниях отрицаются, и тут есть несколько сценариев.
Иногда очень сложно осознать себя непонятым и непринятым и легко позволить в себе сформироваться обиженному и недооцененному гению. Это неправильно, а по молодости и неопытности — вообще пагубно. Делайте выводы и работайте дальше: в конечном итоге либо вы станете настоящим профи и каждое ваше слово будет авторитетным, либо вы нащупаете ту самую идею и откроете своё дело.
ИТ-сфера интересна тем, что блат в ней решает меньше, чем в остальных. Даже архитектором можно посадить своего и нашего, а вот программистом не получится — работа встанет (правда, можно менеджером, CIO и CTO. У меня был CTO-выпускник филфака, та ещё история). А это значит, что вы можете расти внутри рынка, менять работу по мере повышения должности и заработной платы. ИТ — это сфера возможностей: в неё можно прийти в 35, начать с тестировщика ручного тестирования и вырасти до тимлида исключительно благодаря мозгам и трудолюбию. Это ценно, но боюсь, что не навсегда.
Я сменила 7 мест работы, причины ухода были разные, но в последнее время всё стало стабильно — так, например, я уже 6 лет работаю в одной компании и у нас до сих пор медовый месяц. Параллельно работаю ещё в одном проекте — 4 года, и у нас любовь, которая пережила три года. Потому что это свои — люди схожих идей, понятий, интересов и подходов. Люди, которые умеют слышать и решать конфликты иными путями, чем визгом: «Ты уволена, пиши по собственному».
Я не могу сегодня дать универсальный рецепт, как найти своих. Прежде всего потому что «свои» для меня совершенно чужие для вас. Но за около 30 собеседований я нашла маркеры «своих».
К слову, найти своих и успокоиться — не совсем правильная формулировка. Удержать и развить плодотворные отношения стоит огромных усилий.
Российский бизнес, если это не что-то синее, красное или зелёное и очень большое, занятие весёлое: из-за каждого поворота нужно ждать налогов, реестров, ограничений, подстав от сотрудников и контрагентов. Это просто эталон выживаемости в агрессивной среде. И все сотрудники — участники этих процессов с полным погружением. Например, будучи маркетологом, приходится осваивать всё, от законодательства до нюансов разработки продукта — в любой момент может возникнуть необходимость защитить свою публикацию, активность, мотивировать перед клиентов отказ, действия саппорта и т.д. Кстати, о клиентах — давно уже появилось и развивается понятие потребительского терроризма, на сферу В2В это тоже распространяется: при первом же негативном опыте отношений вы рискуете максимально «прославиться». Самое обидное, что клиенты нередко совершенно не секут фишку в вашей теме, но жаловаться по всему рунету — святое.
Иногда кажется, что тем сотрудникам, которые сидят ровно и живут размеренной жизнью от звонка до звонка, в более выигрышной ситуации: сиди, пили свою задачу, никаких амбразур и захватывающих падений. Но если вам хочется быть среди них, рано или поздно вы отстанете от развития экономики бизнеса и не сможете претендовать на что-то большее, чем повышение зарплаты раз в четыре года.
Вы бы знали, сколько я видела молодых да ранних, которые скатывались в ноль за очень короткое время. Да что и говорить, я сама когда-то была такой: спесивой, с тремя образованиями, понтами и почти написанной диссертацией. Такие ребята приходят и живут в офисе с уверенностью, что они идеальны: с одной стороны, на них работает правило дилетанта (незамутнённый взгляд находит удачные решения и поводы для экспериментов), с другой — свежесть теоретической подготовки. Постепенно внимание к новенькому падает, он перестаёт почивать на лаврах и отстаёт от остальных. Я это называю эффектом лягушки-путешественницы — помните, как сперва она восторгала своим рассказом новое болотце, а потом стала предметом насмешек?
Важно не довести до такой ситуации, а вникнуть в дела компании и успешно вплести свои навыки в её потребности.
Растите вместе с задачами, обучайтесь, развивайтесь — и это принесёт вам и репутацию, и деньги.
За глаза царя ругают, а своё руководство — вообще просто необходимо. В малом и среднем бизнесе сотрудники максимально сближены с высшим руководством, отчего нередко возникает иллюзия вседозволенности и влияния на компанию. Ну вы наверняка знаете, как это: свои деньги распределить не можем, зато точно уверены, что в курсе, как управлять компанией в сотню раз эффективнее. Скажу вам так: если человек создал свой бизнес, нанял кучку или кучу народу и ответственно платит зарплату, значит, он, грубо говоря, не может быть дураком или недоумком. Он точно знает, что делает и ждёт от вас не нытья и указаний, а профессионализма и помощи в ведении бизнеса — в рамках ваших полномочий.
Да, увы, нередко приходится видеть крайне неприятное отношение директоров, самодурство, скандалы, угрозы, наказания за каждую мелочь. Не спешите увольняться: попробуйте понять вашего руководителя (это проще всего сделать через сам бизнес, через понимание продуктов и услуг, которыми он решил когда-то заниматься), постарайтесь работать в рамках его видения. Иногда это даёт потрясающие плоды и вы становитесь не только одним из лучших в команде, но и другом. Я довольно поздно поняла, что уволиться всегда можно успеть, а вот попытаться обрасти на месте гораздо сложнее и перспективнее. У любого руководителя есть чему поучиться — главное, суметь подойти к этому источнику опыта.
По-прежнему в нашей стране быть отличным узким специалистом в ИТ невозможно: от вас обязательно потребуют знание всего окружения. На одной из моих работ был прекрасный специалист по работе с СУБД — самые сложные проблемы он умел решить одним скриптом и, как иногда казалось, взглядом. Но в карьерном росте его обошёл другой разработчик, который копался гораздо дольше, находил неизысканные пути, но при этом владел и С++ (мы на нём писали свои проекты), и понимал основы проектного управления, не чурался аджайла, освоил мобильную разработку (это были времена Android 3.0 Honeycomb). И это не единственная ситуация, когда приходилось наблюдать рост «Т-людей», опережающий рост узких специалистов.
В коммерческих департаментах дела обстоят ещё хуже: если ты маркетолог (настоящий, боевой, а не пиарщица с годовой встречи пиарщиков), то ты должен понимать разработку, тестировать, изучать и тестировать документацию, шарить в дизайне и шрифтах, уметь отстоять самую отстойную проблему, владеть интернет-маркетингом, оффлайн-методами и ещё варить суп из ядовитой рыбы фугу. В ином случае твоя работа превратиться в написание пресс-релизов, которые никому не нужны и неинтересны. Ну да, в принципе, спам тоже кто-то должен писать.
В общем, бизнес — это стимул развиваться во всех направлениях и тестировать свои умения на живых примерах, а не в теории. Это опять же даёт +100 к профессиональной карме.
Хотите прикол? До сих пор многие разработчики и технари каким-то совершенно мистическим способом отказываются принимать то, что их продукт нужно раскручивать и продавать. Да-да, даже о самом крутом продукте никто не узнает, если о нём не рассказать, причём в ключе потребностей потенциального пользователя. Они уверены, что оно всё само. Мой опыт в маркетинге однозначен: то самое «сарафанное радио» стоит дороже всех остальных способов продвижения, это очень нервная и ресурсоёмкая история.
Но в маркетинге и продажах ИТ всё плохо: продвигают и пишут выпускники филфака, продают те же самые, кто вчера продавал трубы, масла, станки и т.д. Всё это ставит стену между разработчиком и покупателем: разработчик рекламирует свой продукт в вакууме, а покупатель не находит своих нужд в этих потугах (увы, даже в блогах на Хабре я это нередко наблюдаю).
Вообще, это тема отдельных статей, но я даю подсказку: коммерция и разработка (производство) должны работать как пять пальцев в одном кулаке, а не врозь. Только так вы сможете правильно сформулировать и транслировать ценности продукта пользователям.
Кстати, так не только в ИТ, практически везде так.
Здесь мог бы быть размещён мой мат, но правила Хабра строго призывают к порядку. Я буду говорить честно и прямо. Многие HR, менеджеры, руководители по внутреннему PR и проч. «атмосферные» ребята ходят по тренингам, часто без разбору. На этих тренингах транслируются выжимки из разных книг: Карнеги, сайентологов, бизнес-молодости, разных там эмоциональных интеллектов. Если нет тренингов, они это читают в книгах и черпают на шабашах митапах. Всё это несётся в компанию, они же тоже должны что-то внедрять: свои методы, способы адаптации, воспитание коллектива, корпоративная, мать её, культура. Одно неудачное слово — и привет, на вас стоит клеймо токсичности. Тут фича такая: повесить быстрее, чтобы на тебя не повесили. Искренность не в цене, в цене лицемерие. Я лично знаю чувака, который сотрудников, которые не улыбаются, ставит на счётчик, через три замечания — увольнение по собственному. Короче, ни матюкнуться, не прикрикнуть на коллег, ни высказать своё мнение. Это есть, и дальше будет только хуже.
Выход один: работать круто, больше молчать и учиться быть сдержанным. В конце концов, это не тот навык. Найдёте своих — поматеритесь. В общем, тема эта на Хабре уже пережёванная, думаю, вы меня поняли.
С Новым Годом! Пусть у всех всё будет круто и профессионально. Берегите здоровье и нервы, на остальное заработаем.
Автор: Вероника
Источник [1]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/gtd/303960
Ссылки в тексте:
[1] Источник: https://habr.com/post/434940/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=434940
Нажмите здесь для печати.