Хеди Ламарр (Hedy Lamarr) — популярная в 1930—1940-е годы австрийская, а затем американская актриса кино, а также изобретательница.
В 16 лет ушла из дома. Поступила в театральную школу, начала сниматься в кино.
В 23 года, после четырех лет неудачного брака, подсыпав снотворное горничной, сбегает. На пароходе «Нормандия» она отправляется из Лондона в Нью-Йорк.
Electronic Frontier Foundation присудили Ламарр в 1997 году награду (за изобретение почти 60-ти летней давности), а 49% прав на патент выкупила компания WiLan, в 2014 включили в Зал славы изобретателей.
9 ноября, день рождения Хеди Ламарр, в немецкоязычных странах отмечается как День изобретателя.
А вот история из жизни. Госэкзамен на военной кафедре ДВФУ, 2005 год.
Капитан первого ранга:
— Рядовой MagisterLudi, вам последний вопрос. Ответите, значит сдали экзамен, но учтите, этой темы нет в вашем учебном плане. Как обеспечить связь между кораблем и базой, чтобы противник не смог заглушить частоту, на которой вы передаете сообщение?
— Псевдослучайная перестройка частоты.
— Сдал.
Капитан третьего ранга молча сделал фейспалм в углу аудитории, потому что последние полгода он заставлял меня и еще троих ребят прочесывать интернет на тему его кандидатской по ПСПЧ. Председатель комиссии, капитан первого ранга, естественно, этого не знал.
«If you use your imagination, you can look at any actress and see her nude. I hope to make you use your imagination.»
Патент на «Секретную систему связи»
Хеди Ламарр в 1942 году под своей настоящей фамилией Кислер вместе с другом, композитором-авангардистом Джорджем Антейлом, получают патент на «Секретную систему связи», которая включала передачу ложных каналов на разных частотах.
Secret communication system US 2292387 A
www.google.com/patents/US2292387
Если сообщать координаты цели управляемой торпеде дистанционно только по одной контрольной частоте, то ты палишься и враг легко перехватывает сигнал, более того, он может заглушить его или перенаправить торпеду.
Ламар предложила синхронно в соответствии с определённым алгоритмом менять несущую частоту передатчика ракеты и приёмника. Так противник не сможет «вклиниться» в такой канал связи. Ламар предложила создать управляемые торпеды.
Во время игры с с Антейлом в четыре руки на рояле Ламарр вспомнила, как в беседах с ее бывшим мужем немцы жаловались, что им не удается посредством радиосигнала наводить торпеды на цель, так как корабли противника глушат сигналы помехой на той же частоте. Хеди предположила, что можно посылать часть сигнала на одной частоте, а затем переходить на другую для передачи следующей части сигнала. При согласовании передатчика и приемника в отношении перескока частот получалось бы что-то вроде игры в четыре руки, и сигнал мог бы стать устойчивым к помехам при глушении. Ламарр также предположила, что механическое согласование передатчика с приемником могло бы происходить посредством детали, похожей на валик механического пианино. Валик со штырями и приводом от хронометра выглядел достаточно компактным, чтобы поместиться в корпусе морской торпеды. Кроме того, по мнению Ламарр, система могла использовать набор из 88 радиочастот — согласно числу клавиш фортепиано.
Вместе с Антейлом они разработали следующий алгоритм: необходимо использовать на передатчике случайный код, он будет изменять канал передачи, тогда можно будет синхронизировать такие частотные переходы и на приёмнике.
Смена каналов связи есть гарантия безопасной передачи информации. Для обеспечения синхронности изменения частоты Ламар и Антейл использовали ленты с дырочками – такие, как бумажная лента в механическом пианино.
На тот момент псевдослучайные коды были использованы для шифровки информации, которую передавали по постоянным (не меняющимся) открытым каналам связи. Хеди Ламар и Джордж Антейл сделали шаг вперёд: стали использовать секретный ключ для быстрой смены каналов передачи информации.
Проверка на 12 механических фортепиано, участвовавших в постановке «Механического балета» Джорджа Антейла, подтвердила работоспособность системы. В 1940-м идея была представлена Национальному совету изобретателей Америки. Его председатель Чарльз Кеттеринг, возглавлявший исследовательский отдел компании General Motors, посоветовал авторам подать заявку на изобретение.
Ламар и Антейл уже в августе 1942 г. получили патент номер 2292387 «Secret Communication System» (Секретная система связи). Патент включает описание секретных систем связи, включающих передачу ложных каналов на различных частотах. Эта разработка стала основой Spread Spectrum – связи с расширенным спектром, сегодня она используется везде: в мобильных телефонах, GPS и WiFi. United States Navstar Global Positioning System (GPS, Американская система глобального позиционирования) – в мире это самая большая система, которая беспрерывно передаёт сигналы с расширенным спектром. Таким образом, разработка Хеди Ламар – одна из наиболее значимых технических работ XX в., более того, основа современной военной мощи США. Все передовые технологии настоящего в долгу пред Хеди Ламар.
Crowdfunding
Руководство Военно-морских сил США скептически восприняло патент. В 1942г. изобретение так и не реализовали из-за ненадежности механических компонентов. Идея была засекречена и на долгие годы положена под сукно. Кроме того, чиновники-неспециалисты, читая патент, восклицали: «Вы хотите в торпеду засунуть пианино?». Денег на реализацтю проекта изобретатели от государства не получили, но Хеди Ламар не сдавалась: деньги для союзников она получала иным способом: дарила поцелуй любому мужчине, который потратит 25 тыс. долларов на военные облигации. В результате она собрала 17 млн. долларов.
В 1950 г. известность, красота, и технический склад ума помогли Хеди Ламар получить предложение сняться в рекламе Emerson (телевизоры и радиоприёмники). Реклама получилась более чем успешной. Так об изобретении вспомнили только в конце 50 гг., когда перешли на электронные компоненты.
Уже в 1960 г. появился термин Spread Spectrum (Методы расширения спектра), который развивал идеи Ламар и Антейла. Военное ведомство США разработало и успешно внедрило систему секретной связи (с основой расширенного спектра), которую применяли даже в 1962 г. во время Карибского кризиса.
Corel
В 1998г. символом Corel Draw (программа векторной графики) стал портрет Хеди Ламарр. Рисунок её портрета стал победителем на конкурсе на лучшую графическую работу, устроенном корпорацией Corel. Портрет Хеди, работа над которым длилась около шести месяцев, состоял более чем из 5000 графических объектов. Хеди Ламарр подала в суд исковое заявление на Corel.
Адвокаты Corel доказывали, что изображение актрисы представляет собой «цифровое подобие», а не фотографию. В результате стороны пришли к соглашению, по которому Corel получила пятилетнюю лицензию на право использования внешности актрисы на коробках со своим продуктом, а сама Ламарр – «кругленькую» сумму. [пруф]
В компьютерной игре Half-Life 2 у профессора Исаака Клейнера есть ручной хедкраб Heady Lamar, имя персонажу дали в честь Хэди Ламар.
Поздравление на 101 годовщину от Google
Вместе с компанией Edison продолжаем весенний марафон публикаций.
Я постараюсь докопаться до первоисточников IT-технологий, разобраться, как мыслили и какие концепции были в головах у первопроходцев, о чем они мечтали, каким видели мир будущего. Для чего задумывались «компьютер», «сеть», «гипертекст», «усилители интеллекта», «система коллективного решения задач», какой смысл они вкладывали в эти понятия, какими инструментами хотели добиться результата.
Надеюсь, что эти материалы послужат вдохновением для тех, кто задается вопросом, как перейти «от Нуля к Единице» (создать что-то, чего раньше и в помине не было). Хочется, чтобы IT и «программирование» перестали быть просто «кодингом ради бабла», и напомнить, что они задумывались как рычаг, чтобы изменить методы ведения войны образование, способ совместной деятельности,
0 марта. Сеймур Пейперт
1 марта. Xerox Alto
2 марта «Позвоните Джейк». История NIC и RFC
3 марта Грэйс «бабуля COBOL» Хоппер
4 марта Маргарет Гамильтон: «Пацаны, я вас на Луну отправлю»
5 марта Хеди Ламарр. И в кино обнаженной сняться и во врага торпедой пульнуть
Автор: Edison