- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Ловушка смарт-телевизоров: как технология непрерывного просмотра превратилась в рекламный инструмент

Ловушка смарт-телевизоров: как технология непрерывного просмотра превратилась в рекламный инструмент - 1

Прежде чем мы начнём говорить о технологии Smart TV, давайте ненадолго перенесёмся в прошлое и вспомним, каким было телевидение до её появления. Представим, что сейчас начало 2000-х, по телевизору идёт любимый сериал, развязка которого вот-вот наступит… и на самом интересном месте появляется она, ужасная рекламная пауза.

И, конечно, не остаётся ничего другого, кроме как бесконечно переключать каналы, мысленно ругаясь. В такие моменты накатывало раздражение и чувство беспомощности.

Не просто ящик…

В конце 2000-х глотком свежего воздуха стало появление смарт-телевизора, который был прост в освоении и использовании. Пользователи теперь могли смотреть то, что они хотели, в удобное для себя время, а также проигрывать музыку и просматривать веб-страницы. Единственное, что нужно было сделать – установить приложение для потоковой передачи, например, Netflix или Hulu (большинство смарт-телевизоров поставляются с уже предустановленными приложениями) и наслаждаться любимым контентом с минимальным количеством рекламы и отвлекающих факторов. Так-так, минуточку…

…а умный сборщик данных

Подкупив обещаниями адаптированного «под клиента» просмотра без рекламы, телевизоры со Smart TV появились почти в каждом доме. Но фактически они не сильно отличались от своих более громоздких и простых предшественников. С самого начала производители обучали своё детище сбору пользовательских данных для того, чтобы персонализировать рекламу, а иногда и прямо передавать её на экраны зрителей. Для успешной персонализации производители отслеживают поведение пользователей при помощи специальных инструментов, нарушая при этом их конфиденциальность.

Ловушка смарт-телевизоров: как технология непрерывного просмотра превратилась в рекламный инструмент - 2

Смарт-телевизорам нравится собирать ваши данные

На ПК или смартфоне можно избавиться от рекламы, установив соответствующий блокировщик, но со смарт-телевизорами такое не пройдёт. Отчаиваться не стоит – есть несколько готовых решений, которые помогут избавиться от надоедливой рекламы даже на смарт-телевизорах. Как вариант, можно изменить DNS-сервер или установить сетевое программное обеспечение, которое будет блокировать рекламу и трекинг на всех ваших устройствах. Но не будем забегать вперёд, сначала подробнее рассмотрим проблему.

Наглядный пример: Vizio

Калифорнийская компания Vizio известна как один из крупнейших поставщиков смарт-телевизоров по доле рынка в США наряду с TCL и LG, уступая Samsung [1]. На странице Vizio в Википедии есть информация о том, что компания разрабатывает и продаёт не только телевизоры и звуковые панели, но также данные о зрительской аудитории и рекламу [2].

Совсем недавно компания вызвала общественный резонанс, добавив новую функцию – Jump Ads – рекламу в режиме реального времени. Ближе к концу премьерного эпизода комедийного сериала зрители увидели на экране рекламный баннер [3], подталкивающий их «перейти» к определённому потоковому сервису, чтобы продолжить просмотр. Компания заявила [4], всплывающие окна были разработаны для сокращения разрыва между аналоговым ТВ и потоковыми сервисами. Кто-то может считать, что нет ничего плохого в том, чтобы время от времени просматривать рекламу. И тем не менее, мы вполне можем быть свидетелями начала конца.

Компания Vizio заявила, что работает над интеграцией с другими брендами и провайдерами контента. Переводим: готовьтесь, рекламы будет больше. Усугубляет ситуацию тот факт, что успехи Vizio в отношении конфиденциальности едва ли можно назвать серьёзными.

Подорванная репутация

В 2017 году Vizio выплатила штраф в размере $2,2 млн, чтобы урегулировать обвинения в сборе данных миллионов пользователей без их ведома и согласия [5]. По данным правительства США, компания решилась оснастить прежние модели телевизоров шпионским ПО, установив его удалённо.

Как работало ПО? Компания в режиме реального времени отслеживала выборку пикселей на экране и сопоставляла их с существующей базой данных контента, таким образом выясняя, что и в какое время просматривает пользователь. Известно, что компанией ежедневно собиралось до «100 миллиардов пикселей данных».

Затем Vizio продавала полученные данные просмотров рекламным компаниям и другим заинтересованным сторонам. Компания фактически позволила третьим лицам идентифицировать пользователей, «добавив специальные демографические данные» к передаваемой информации о просмотрах. Другими словами, Vizio предоставляла [6] IP-адреса своих пользователей агрегаторам данных, которые затем могли найти человека или его примерное местоположение.

В рамках урегулирования компания согласилась запрашивать разрешение своих пользователей на передачу данных до того, как начать их собирать. В остальном мало что изменилось.

Можно изображать шок и удивление всякий раз при виде того, как очередная компания пользуется способностью телевизоров со Smart TV собирать сведения, но факт в том, что смарт-телевизоры идут по этому скользкому пути уже на протяжении десятилетия, и, судя по всему, производители не собираются что-то менять.

Ничто не ново под луной

Компания Samsung – одна из основоположников технологии Smart TV. Компания начала показывать всплывающую рекламу ещё в середине 2010-х годов в рамках партнёрства с Yahoo. Сообщается, что в некоторых случаях всплывающие окна могли появляться [7] в середине телепрограммы и интегрироваться в личный контент [8] пользователей, например, в домашние видеозаписи.

В своё время Samsung столкнулась с рядом скандалов, связанных со сбором и распространением личной информации пользователей. В старой версии политики конфиденциальности компании был пункт, предупреждающий, что при включённом голосовом управлении [9] произносимые пользователями слова, включая личную и другую конфиденциальную информацию, могут быть записаны и переданы третьей стороне. Ещё один известный участник рынка, компания Panasonic, показывает всплывающие баннеры с 2012 года [10].

Компании Samsung и Panasonic уже широко известны по всему миру, но рынок смарт-телевизоров обеспечивает настолько высокий доход, что никто не хочет упустить шанс заработать, включая компании, которые сами не являются производителями.

Развитие технологии Smart TV вызвало интерес пользователей к смарт-медиаплеерам, или к телевизионным приставкам, которые превращают телевизор без функции Smart TV в смарт-телевизор через подключение к HDMI-входу. Примеры таких устройств: медиаплееры Nvidia Shield TV на базе Android, Xiaomi Mi TV Stick, Google Chromecast и Roku, ТВ-приставка Apple.

Медиаплеер Roku – яркий пример того, как далеко может зайти реклама на Smart TV, если её не ограничивать.

Показательный пример: компания Roku

Roku – крупнейшая операционная система для смарт-телевизоров в США с 60 миллионами ежемесячных активных пользователей. Относительно недавно компания объявила о «первом в своём роде партнерстве» с ведущим мировым ритейлером Walmart. Согласно условиям сделки, владельцы смарт-телевизоров на базе ОС Roku смогут приобретать товары прямо через рекламу на экране, не потребуется даже вводить данные банковской карты (что было бы довольно муторно с помощью пульта ДУ). Для совершения покупки нужно будет лишь дважды нажать «ОК»: первое нажатие осуществляет переход к виртуальной кассе, второе – размещает заказ, в то время как Roku позаботится о платёжных реквизитах, вводя их с собственной платёжной платформы [11].

Ловушка смарт-телевизоров: как технология непрерывного просмотра превратилась в рекламный инструмент - 3

Сотрудничество Roku и Walmart

Неясным остаётся то, в какой именно момент на экране может появиться реклама с возможностью быстрой покупки. Судя по всему, решение остаётся за Walmart:

«Walmart не имеет себе равных в области оценки потребительского поведения и последующего наращивания коммерческих предложений, где и как пользователи хотят совершать покупки, в том числе во время отдыха».

Такая модель совершения покупок сопряжена с очевидными рисками нарушения безопасности. В качестве примера возьмём голосового помощника Alexa от Amazon, который прославился после того, как с его помощью дети одной из жительниц американского штата Мичиган втайне от мамы заказали кучу игрушек [12]. Может ли подобное произойти с Roku? Вполне, ведь для оформления заказа достаточно двух кликов.

Вызывает тревогу также сам факт того, что телевизор превращается в полнофункциональный инструмент электронной коммерции без согласия пользователя. Наверняка не мы одни так считаем.

Не стоит удивляться новому дополнению в и так уже обширном рекламном арсенале Roku. Компания является лидером в сфере телевизионной рекламы, её клиенты уже давно привыкли к интерактивным всплывающим окнам вместо обычной рекламы.

В начале этого года компания была готова сделать следующий большой шаг. Всё началось с того, что пользователь Reddit пожаловался на всплывающую рекламу производителя кроватей, которая никак не соотносилась со спортивной трансляцией, которую он смотрел. После того как публикация разлетелась по социальным сетям, Roku заявила [13], что та реклама была «программной ошибкой», которую уже исправили. Дополнительных комментариев компания не предоставила, поэтому остаётся лишь догадываться, не было ли это пробным запуском новой функции.

Что знает ваш телевизор? И кто знает это помимо него?

Телевизоры со Smart TV используют встроенную технологию, известную как ACR («автоматическое распознавание контента»), для получения информации о предпочтениях пользователей. Технология позволяет собирать данные о воспроизводимом на экране контенте, названии провайдера, кабельной сети, трансляции, программах и рекламе. Производитель телевизоров знает, сколько времени вы тратите на просмотр той или иной программы в определённый день, какие каналы вы включаете, смотрите ли контент в прямом эфире или позже.

Печальную известность термин ACR приобрёл в 2017 году из-за скандала вокруг компании Vizio, которая собирала данные своих пользователей без их ведома.

В дополнение к истории просмотров смарт-телевизоры могут собирать сведения об идентификаторах устройств, включая IP-адрес [14]. Но и это еще не всё: компания Roku сообщает, что может «собирать данные о браузере и устройствах, при помощи которых пользователи получают доступ в Интернет», которые не ограничиваются сервисами компании, имя сети Wi-Fi и данные подключения, а также «информацию о других устройствах, подключённых к той же сети». Не идентифицируя вас лично, компания отмечает, что может «определять сведения о вашем приблизительном местоположении и Интернет-провайдере» на основе получаемых данных об устройстве. В случае с компанией Vizio собранные данные могут дополняться [14] некими «демографическими данными домохозяйств», а также информацией о покупках пользователей в Интернете и других действиях на устройствах с тем же IP-адресом, что и смарт-телевизор.

Согласно заявлениям Vizio, данные, собранные через автоматическое распознавание контента, могут быть переданы аналитическим компаниям, медиаконгломератам и рекламодателям. Компания Roku заявляет, что делится информацией с партнёрами, чьи услуги доступны в Roku, «для разных целей» [15], в том числе для персонализации контента и рекламы.

Низкая цена телевизора = низкий уровень конфиденциальности

Возможно, вы уже задавались вопросом, почему стоимость огромных смарт-телевизоров с довольно сложными технологиями не так уж и высока. Новую 65-дюймовую 4K-модель Vizio можно приобрести по цене, не превышающей 500 долларов. Выгодно, правда? Но у такого внезапного приступа щедрости со стороны продавцов есть своё объяснение. Единственный способ для производителей телевизоров снизить стоимость и одновременно улучшить качество изображения — это всё больше полагаться на доходы от рекламы [16].

Если это и тайна, то плохо скрываемая. Генеральный директор Roku Энтони Вуд ещё в 2018 году признал, что его компания занимается рекламой, а не техникой [17]. Без сомнения, по такому же принципу работают и другие компании, даже если не афишируют это.

Всё понятно. Так что же мне делать?

Самым радикальным и гарантированным способом было бы отключить ваш смарт-телевизор от Интернета или отыскать работающий ЭЛТ-телевизор на Ebay или на ближайшей свалке.

Ловушка смарт-телевизоров: как технология непрерывного просмотра превратилась в рекламный инструмент - 4

Если вы не против смотреть фильмы на Blu-ray или использовать кабель HDMI для подключения компьютера к телевизору, можно считать это решением проблемы.

Но если вам не очень хочется возвращаться в былые времена, то лучшим вариантом будет отключение ACR. Например, при первом включении телевизора Vizio предлагается включить автоматическое распознавание контента. Не следует этого делать, если вы не хотите предоставлять Vizio и рекламодателям бесплатный доступ к вашей истории просмотров. Если вы уже дали согласие, то можно изменить это в настройках [18].

Настройки автоматического распознавания контента могут быть спрятаны глубоко в меню, но отключение этой функции возможно [19] на смарт-телевизорах всех основных производителей.

Учтите, что даже с отключённым ACR смарт-телевизоры будут собирать некоторые данные о пользователях, в том числе вероятно получение сведений об их местоположении и используемых приложениях.

Другой вариант – заблокировать рекламу и трекеры, изменив только один пункт настроек смарт-телевизора, а именно DNS-сервер. Можно использовать какой-либо из общедоступных DNS-серверов или купить подписку одного из сервисов и создать собственные DNS-серверы.

Если требуется более комплексное решение с расширенными возможностями, то можно установить собственный сервер, который будет охватывать все домашние устройства и перенаправлять трекинг-домены в «черную дыру», тем самым предотвращая подключение ваших устройств к этим серверам.

Eng-оригинал [20]

Автор:
DoctorThe

Источник [21]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/gadzhety/381841

Ссылки в тексте:

[1] наряду с TCL и LG, уступая Samsung: https://www.statista.com/statistics/782217/smart-tv-share-by-oem-in-the-us/

[2] телевизоры и звуковые панели, но также данные о зрительской аудитории и рекламу: https://en.wikipedia.org/wiki/Vizio

[3] зрители увидели на экране рекламный баннер: https://www.consumerreports.org/advertising-marketing/vizio-inserts-pop-up-ads-over-tv-shows-a7020591358/

[4] Компания заявила: https://www.businesswire.com/news/home/20220331005913/en/VIZIO-Introduces-Jump-Ads-to-Connect-Linear-TV-With-Streaming

[5] без их ведома и согласия: https://www.ftc.gov/news-events/news/press-releases/2017/02/vizio-pay-22-million-ftc-state-new-jersey-settle-charges-it-collected-viewing-histories-11-million

[6] предоставляла: https://www.ftc.gov/business-guidance/blog/2017/02/what-vizio-was-doing-behind-tv-screen

[7] могли появляться: https://www.theguardian.com/technology/2015/feb/11/samsung-admits-smart-tvs-forcing-pop-up-ads-into-video-apps

[8] интегрироваться в личный контент: https://www.digitaltrends.com/home-theater/samsung-smart-tv-plex-pop-up-ads-yahoo/

[9] включённом голосовом управлении: https://www.theguardian.com/technology/2015/feb/09/samsung-rejects-concern-over-orwellian-privacy-policy

[10] всплывающие баннеры с 2012 года: https://www.cnet.com/tech/home-entertainment/how-to-ban-the-banner-ads-from-panasonic-smart-tvs/

[11] собственной платёжной платформы: https://www.businesswire.com/news/home/20220616005602/en/Walmart-and-Roku-Debut-First-of-its-Kind-Partnership-to-Bring-Commerce-to-TV-Ads

[12] втайне от мамы заказали кучу игрушек: https://www.insider.com/kids-alexa-buy-700-worth-of-toys-moms-credit-card-2019-12

[13] Roku заявила: https://arstechnica.com/gadgets/2022/01/some-roku-smart-tvs-are-now-showing-banner-ads-over-live-tv/

[14] включая IP-адрес: https://support.vizio.com/s/article/Smart-Interactivity-Broadcast-Interactivity-FAQ-How-to-turn-Smart-Interactivity-Broadcast-Interactivity-on-or-off?language=en_US

[15] «для разных целей»: https://docs.roku.com/published/userprivacypolicy/en/us

[16] полагаться на доходы от рекламы: https://www.businessinsider.com/smart-tv-data-collection-advertising-2019-1

[17] занимается рекламой, а не техникой: https://www.theverge.com/2018/7/20/17595384/roku-ceo-anthony-wood-ads-hardware-business-interview-business-model

[18] можно изменить это в настройках: https://www.vizio.com/en/terms/privacy-policy/ads-and-privacy-faq

[19] возможно: https://www.consumerreports.org/privacy/how-to-turn-off-smart-tv-snooping-features-a4840102036/

[20] Eng-оригинал: https://adguard.com/en/blog/smart-tv-ad-blocking.html

[21] Источник: https://habr.com/ru/post/709230/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=709230