
На весенних каникулах 1985 года, всего через две недели после назначения Михаила Горбачёва на пост генерального секретаря, Первый канал советского ТВ представил своим юным зрителям пятисерийный фильм «Гостья из будущего». Эффект был грандиозным даже по меркам СССР: девочки массово начали стричься «под Алису Селезнёву», мальчики влюблялись в Наталью Гусеву, исполнившую эту роль, а режиссёр Павел Арсенов получил более миллиона писем от благодарных зрителей.
Однако сам персонаж Алисы Селезнёвой впервые появился в 1965 году в научно-фантастическом романе Кира Булычёва «Девочка, с которой ничего не случится». И уже 60 лет Алиса все так же остаётся в своем 13-летнем возрасте: "Да потому что Шерлок Холмс не стареет, Мегрэ не может стать старым. Так же, как не может быть Пиноккио взрослым дядькой с деревянным носом. Потому что это маска, а маска должна быть неизменной".
Дети любознательны, остры, наблюдательны. И на сегодняшний день очень информированы. Двадцать первый век — вот он, уже стучится. Надо подготовить ребят к вступлению в него. В этом я вижу главную задачу современной фантастики.
Сегодня я решил обратиться к тематике, которой давно хотел коснуться плотно, — истории создания одного из самых культовых персонажей отечественной научной фантастики, Алисы Селезнёвой. Для меня, как для человека, выросшего на книгах Кира Булычёва, Алиса — это не просто героиня, а целая эпоха. Она стала символом светлого и бескорыстного будущего, которое, как нам казалось в 80-х, уже вот-вот наступит. И я не знаю никого другого, кто смог бы ее с этого пьедестала свергнуть.
Сейчас, глядя на свою старшую дочь, которой, как и Алисе, 13 лет, я ловлю себя на мысли, что хочу передать ей эту любовь к фантастике (но пока – увы, отцы меня поймут). Алиса Селезнёва — это не просто персонаж, это часть нашей культурной ДНК, и её история заслуживает того, чтобы о ней помнили.
NB: все цитаты в этой публикации принадлежат самому Киру Булычеву.

Если вы дочитали хотя бы до этого места, то прекрасно знаете, кто такой Кир Булычев. В то же время было бы крайне неуважительно к этому великому человеку не дать возможность тем, кто пока с ним не знаком, вкратце ознакомиться с его биографией.
Кир Булычев

Кир Булычёв – выдающийся отечественный писатель-фантаст, драматург, сценарист, переводчик и историк. Лауреат множества премий, в том числе Государственной премии СССР (1982). Автор ставшего впоследствии классикой цикла произведений о любознательной девочке из будущего Алисе Селезнёвой и многих других фантастических произведений для детей и взрослых, научных трудов и стихотворений. Его произведения экранизировались более двадцати раз.
Игорь Можейко (настоящее имя писателя Кира Булычёва) родился 18 октября 1934 г. в Москве. Отец, Всеволод Николаевич Можейко, служил в профсоюзе. Мать, Мария Михайловна Булычёва, в прошлом студентка Смольного института благородных девиц и дочка полковника царской армии, занимала должность коменданта Шлиссельбургской крепости.
После школы Игорь по комсомольской разнарядке поступил на факультет востоковедения Московского педагогического института иностранных языков им. Мориса Тореза. Окончив учёбу в 1957 г., вместе с молодой женой Кирой Сошинской, архитектором по образованию, он отправился в Бирму, где работал переводчиком на строительстве и корреспондентом АПН. После возвращения из Бирмы в 1959 г. поступил в аспирантуру Института востоковедения Академии наук СССР. Год спустя в семье писателя появилась дочка Алиса, которой предстояло стать прототипом героини самой известной книжной серии Кира Булычёва.
С конца пятидесятых Игорь Можейко выступал в роли переводчика с английского, французского, немецкого, норвежского, польского, испанского языков. Первый рассказ в его переводе, «Пацифист» Артура Кларка, вышел в январском выпуске журнала «Знание – сила» за 1957 г.
На страницах «Мира приключений» впервые использован самый известный псевдоним И. Можейко, составленный из имени его жены и фамилии матери – Кирилл Булычев. Довольно скоро имя «Кирилл» сократилось до «Кир.» – именно так подписан рассказ «Когда вымерли динозавры?», опубликованный в 1967 г. в журнале «Искатель», – а к концу десятилетия исчезла и точка.
Под своим настоящим именем (а также под псевдонимами Б. Тишинский, С. Фан и др.) Игорь Можейко продолжал публиковать очерки и статьи, сотрудничать с журналами «Вокруг света», «Знание – сила», «Химия и жизнь» и др. Вплоть до 1980 г. увидело свет семь книг И. Можейко, в том числе ставший бестселлером очерк истории пиратства «В Индийском океане» (1977, впоследствии переиздавалась под названием «Пираты, корсары, рейдеры») и «7 и 37 чудес» (1980). В то же время Кир Булычёв оставался одним из самых плодовитых советских писателей-фантастов.
Меня часто спрашивают, почему моя Алиса доросла до 11-13 лет и дальше не растёт. А потому, что я пишу современные сказки для детей именно этого возраста: 8-13 лет, ушибленных школой и телевизором. И таких сказок сейчас очень мало для этого возраста.
Весь интервал её жизни от 3-х до 13-ти лет задействовал. Мне сейчас трудно. Чтобы написать новую повесть об Алисе, мне приходится быть предельно осторожным. Надо выбрать неделю или месяц из этих 10 лет и втиснуть в это время очередные похождения Алисы и её друга Пашки Гераскина. Да и то особо въедливые семиклассники меня постоянно изобличают: «А вот у вас написано в такой-то повести, что с 1 сентября по 18 октября 2089 года Алиса была в Зоопарке у отца. А в другой повести написано, что с 1 сентября по 13 октября 2089 года она гонялась за космическими пиратами по всей Галактике». Приходится извиняться.
Алиса Селезнёва — девочка младшего или среднего школьного возраста, живущая на Земле в конце XXI века. Её отец, Игорь Селезнёв, — космобиолог, чья работа заключается в сборе редких животных для Московского космического зоопарка и уходе за ними. Мать Алисы, Кира, — известный архитектор, которая большую часть времени находится в разъездах, поэтому почти во всех приключениях Алиса участвует исключительно с отцом. Интересно, что некоторые книги цикла написаны от лица самого Игоря Селезнёва, который как бы рассказывает о своей дочери и её невероятных путешествиях.

Кир Булычёв не скрывал, что имена главных героев он позаимствовал из своей собственной семьи. Его жену звали Кира, а дочь — Алиса. Однако автор подчёркивал, что ни внешность, ни характеры персонажей не имеют ничего общего с его реальными родными. Это был скорее своеобразный творческий жест, дань близким людям.
Кира Алексеевна не является матерью Алисы Селезневой, она является матерью Алисы - бывшей Можейко, а теперь Лютомской, то есть моей дочки. Другой, нелитературной, которая очень далека от фантастики. Я не знаю даже, много ли она там читала, хотя периодически, когда ей что-нибудь очень надо, она приходит и говорит: "Папа, подари книжку зубному врачу!"
Визуальный образ Алисы, который сам Булычёв считал идеальным, был создан художником Евгением Мигуновым. Любопытно, что он заметно отличался от описания героини в книгах. В текстах Алиса — высокая, светловолосая и спортивная девочка, а Мигунов изобразил её невысокой, русой и с более детским телосложением. Тем не менее, Булычёву настолько понравились эти иллюстрации, что впоследствии он не раз признавался: после работ Мигунова он стал представлять Алису именно такой.

Живёт на свете замечательный художник Евгений Мигунов, который не просто иллюстрировал мои книги — я считал и считаю его своим соавтором. У меня даже есть повесть, написанная по его картинкам. Работоспособность и изобретательность у него фантастическая. Знаете, он каждую иллюстрацию делал в двадцати вариантах, причём за два часа. <…>
Задолго до появления первого мультфильма об Алисе Селезнёвой, по мотивам рассказов Булычёва было создано несколько диафильмов. Первые два вышли ещё в 1970-х годах, и над ними работал знаменитый иллюстратор сказок Константин Безбородов. Он, в свою очередь, также переосмыслил образ Алисы, добавив свои уникальные черты. Так что даже до экранизаций Алиса уже успела обрести несколько визуальных воплощений, каждое из которых стало частью её богатой истории.

В 1981 году на экраны вышел первый полнометражный мультфильм, посвящённый приключениям Алисы Селезнёвой, — «Тайна третьей планеты». Это была адаптация повести Кира Булычёва «Путешествие Алисы», причём сценарий написал сам автор. Однако сюжет книги значительно сократили и упростили, чтобы сделать его более доступным для юных зрителей.
Режиссёром мультфильма стал Роман Качанов, который до этого был известен своими работами в кукольной анимации, такими как «Крокодил Гена», «Варежка» и «Незнайка. Воздушное путешествие». «Тайна третьей планеты» стала для него новым опытом, так как создавалась уже в классической рисованной технике. Прообразом мультипликационной Алисы послужила Екатерина Семёнова, дочь художника-постановщика Натальи Орловой, а черты её мужа, режиссёра Тенгиза Семёнова, угадываются в образе механика Зелёного.
Сюжет мультфильма знаком многим...
Профессор Селезнёв, его дочь Алиса и механик Зелёный отправляются в космическое путешествие на корабле «Пегас» в поисках редких животных. По совету археолога Громозеки они посещают планету двух капитанов, чьи дневники могут содержать информацию о необычных существах. На планете Блук герои тайно покупают Говоруна — птицу, которая когда-то принадлежала одному из капитанов. От неё они узнают, что капитан Ким, возможно, попал в беду на одной из планет системы Медуза. Алиса уговаривает отца отправиться на выручку.
Однако в экранизации многое изменилось по сравнению с книгой. Действие перенесено на век вперёд, а многие сюжетные линии и персонажи были сокращены или вовсе исключены. Например, исчез капитан Полосков, который в книге был важным членом экипажа «Пегаса». Зато больше внимания уделено Зелёному, чья эксцентричность (например, отказ бриться из-за страха перед бактериями) стала одной из запоминающихся деталей. Громозека, описанный в книге как существо, похожее на «слона и осьминога», в мультфильме больше напоминает робота.

В книге было три капитана, имена которых почти не упоминались, а один из них даже был трёхногим фиксианцем. Говорун, помимо умения копировать голоса, имел два клюва, а пират Крыс, напарник Весельчака У, в мультфильме был переименован в Глота. Эти изменения, хоть и незначительные, сделали историю более простой и понятной для детской аудитории.
Несмотря на расхождения, мультфильм быстро стал культовым. Он полюбился и детям, и взрослым, заняв почётное место в истории советской анимации. Позже появился комикс «Тайна третьей планеты», а сам Булычёв выпустил одноимённую книгу, адаптировав сюжет для младшего возраста. Так что, даже с учётом всех изменений, «Тайна третьей планеты» остаётся важной частью наследия Алисы Селезнёвой.
В 1985 году на экранах первого канала центрального телевидения СССР появился фильм, который по праву стал классикой советской фантастики — «Гостья из будущего».

Сюжет этого пятисерийного телефильма основан на повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд», которое, как и его экранная версия, делится на две связанные части.
Неплохо получился <…> фильм для детей «Гостья из будущего» <…>. А принимали его с большой неохотой и присвоили ему низкую категорию, в результате чего мы с режиссёром Павлом Арсеновым почти не получили денег. Вдобавок, во время съёмок всё срывалось. Так, по книге, немалая часть действия происходит в космическом зоопарке, где обитают экзотические звери с разных планет. Так вот, Арсенов построил в Сочи, на берегу моря, зоопарк <…>. Дело было в октябре, так уж подоспело наше время, и хлынувшие дожди смыли всю драгоценную работу, а вместе с ней и целую серию фильма. Денег нам больше не дали: на телевидении с этим особенно туго, и в результате съёмку делали в Сокольниках, заменив инопланетную фауну одиноким козлом.
Фильм запомнился зрителям благодаря натуральной игре Натальи Гусевой, которая стала символом Алисы Селезнёвой на многие годы. Хотя внешность Алисы в фильме не совсем соответствует книжному образу, именно с ней это имя было ассоциировано.
К сожалению, первоначальный сюжет Булычёва раскрывает многообещающий мир будущего, который в экранизации теряется; лишь некоторые моменты удаётся перенести на экран. В оригинале послание о времени и технологиях предвосхищает современные достижения: в повести описывается газета, которая доставляется по воздуху — точное предсказание дронов, а сама газета напоминает портсигар с экраном, призванный отразить сегодняшние планшеты.
Возможно, авторы создали такую самодостаточную экранизацию, где один из персонажей шутит о том, как фантасты придумывают технологии, чтобы инженеры могли позже их изобрести. Однако во многом значимые сцены и предсказания потеряны в процессе адаптации для экрана.

Значительное внимание в фильме уделено приключениям. Например, любимый многими робот Вертер (Евгений Герасимов) добавляет новые краски к сюжету, даже если его персонаж отсутствует в книге. Это приводит к эмоциональным переживаниям зрителей, особенно в сцене его смерти от рук пиратов.
Наиболее популярны у детей сегодня не традиционные и даже не модернизированные сказки, в которых место Ивана-дурака занял пионер Ваня, а детские фантастические фильмы, в которых герои лишаются условности сказочного безвременья, а некое царство, некое государство обрастает знакомыми атрибутами наших дней. Сказка пытается догнать акселерацию, при которой ребёнок узнает слова «телефон» и «космос» раньше, чем «ведьма», и постигает логическую картину мира очень рано, соглашаясь на определённые правила игры только при условии соблюдения узнаваемой им действительности.
Спустя три года после ошеломительного успеха «Гостьи из будущего», режиссёр Павел Арсенов решился на создание нового фильма — «Лиловый шар», экранизации одноимённой повести Кира Булычёва. Однако, к сожалению, продолжение не произвело на зрителей такого же впечатления.
Сюжет события разворачивается вокруг путешествий Алисы с отцом и Зелёным в бескрайние просторы космоса. Цель их пути — встреча с Громозекой, однако они сталкиваются с мифическим «Чёрным странником», кораблём, который веками переносит смерть. Встречая Громозеку, герои выясняют, что «Лиловый шар», находящийся на борту, способен вызывать ненависть среди живых существ. Его взрыв приводит к взаимному уничтожению.

Локация Земли оказывается под угрозой: на ней также спрятан аналогичный шар, который должен взорваться в ближайшие дни. Объединившись, Алиса и Громозека отправляются в прошлое, чтобы проследить за инопланетниками и установить местонахождение устройства.
Путешествие приводит их в эпоху легенд, заполненную сказочными существами. Вместе с волшебником Ууухом (Владимир Носик) и молодым другом, Гераськой, которым угрожает Кощей, Алиса находит следы пришельцев.
Интересно, что в повести предметом исследования является не космический корабль, а искусственная планета, основанная капитаном Кимом — имя проникло в сценарий «Тайны третьей планеты». Проектированная инопланетянами планета представляла собой «вывернутый» мир с искусственным солнцем в центре, созданная для выживания, когда их родное солнце стало угрожать взрывом.
Тематика захвата и уничтожения народа планеты обсуждается в повести серьезно — агрессоры уничтожают учёных и инженеров, чтобы завоевать рабов просто неразвитыми и беспомощными.
В отличие от «Гостьи из будущего», «Лиловый шар» пытается показать технологии будущего, включая погони на космических кораблях. Однако, зритель с лёгкостью замечает, что большинство кораблей выполнены из пластика и лампочек, заметно подвешенных на верёвочках.
Вскоре после выхода «Лилового шара» вновь на экраны пришёл еще один фильм о приключениях любимой героини — Алисы Селезнёвой. За создание этого фильма взялась новая команда под руководством режиссёра Валентина Ховенко. На роль Алисы в «Острове ржавого генерала» была приглашена актриса Катя Прижбиляк, однако эта замена была воспринята критически. Многие считали её игру недостаточно запоминающейся и выразительной по сравнению с Натальей Гусевой.

Сюжет новой картины строится вокруг того, как Алиса выигрывает кастинг на роль Красной шапочки в предстоящем фильме. Однако во время съёмок учёные делают неожиданное открытие — они находят военных роботов, которых когда-то заказал миллиардер с отклонениями. Корабль, на котором отправляют роботов на переплавку, попадает в шторм и теряется. Между съёмками Алиса решает искупаться, но оказывается в плену. На её помощь спешит Баба-Яга, андроид, также принимающий участие в съёмках.
Стоит отметить, что от исходной повести Булычёва «Остров ржавого лейтенанта» в экранизации останется лишь основа — приключения Алисы, боевые роботы и элементы киноискусства. Сами же роботы существенно изменились; в книге они были более человечными и даже могли маскироваться под людей. В фильме это просто груды ржавого металла, что вызывает у детей настоящую боязнь.
Фильм радует зрителей предсказанием современных технологий — в одной из сцен съёмки проводятся с помощью камер, прикреплённых к дронам. Хотя на момент выхода фильма это выглядело как примитивная реализация, сегодня такие методы уже используются повсеместно. Однако чемодан, способный уменьшать любые предметы в 52 раза, до сих пор остаётся только мечтой.
К слову, после выхода экранизации, Кир Булычёв переработал оригинальную повесть и выпустил новую версию под названием «Ржавый Фельдмаршал», в которой сочетал сильные моменты как из книги, так и из фильма. Новая версия приобрела новые идеи, хотя при этом потеряла некоторые важные аспекты, такие как конфликт между старыми и новыми роботами.
Следующий заметный проект — ещё одна экранизация повести Булычёва, представлена в формате кукольной анимации. «Узники „Ямагири-мару“» на сегодняшний день вспоминается гораздо реже. Возможно, причина этого в том, что кукольная анимация имеет своих критиков среди детей, которые предпочитают более традиционный подход.

Сюжет повествует о том, как Алиса и её друг Пашка отправляются на тихоокеанское побережье на школьную практику, мечтая посетить затопленные во время Второй мировой войны японские корабли. Однако они вскоре сталкиваются с угрозой: в водах орудуют мутанты, нападающие на дельфинов и другую морскую жизнь.
В получасовом мультфильме кратко пересказывают этот сюжет, но с заметными изменениями касательно возникновения мутантов: в экранизации они появились из-за разлива мазута, тогда как в оригинальной повести они возникли из радиоактивных отходов, сбрасываемых в Марианскую впадину. Самих мутантов в мультфильме изображают больше похожими на осьминогов, чем на рыб.
Представляйте себе картинку: вот вы, мать, вы идёте по книжному магазину, и видите книжку «Алиса и…» там кто-то. Вы своей дочке говорите: «Ой, когда я была маленькая, я читала про Алису». Вы берёте книжку, а там рассказывается, как Алиса сделала аборт от своего однокурсника и как из-за этого у неё придатки разболелись. Я не думаю, что вам будет очень интересно своей дочке это читать. Опять же я утрирую. Алиса не может повзрослеть.
Жаль, что в связи с уходом из жизни Кира Булычева в начале 2000х, развитие вселенной Алисы Селезневой приостановилось. Более того — я специально не затрагиваю в рамках своей публикации последнюю экранизацию произведения «Сто лет тому вперед». Ибо она меня не трогает, и не колышет мою душу. Увы.

Алиса, спасибо тебе за все! И прости нас!..
Автор: SergioPrieto