Совсем недавно маленький ростом Марк Цукерберг давал показания Конгрессу США, сидя на портфеле. Он заверил конгрессменов, что у пользователей крупнейшей социальной сети «полный контроль» над тем, кому передаются персональные данные. Но сейчас выясняется, что дело обстоит не совсем так. И вполне можно прийти к выводу, что Цукерберг лгал Конгрессу.
Такие выводы следуют из результатов расследования, опубликованных вчера в NY Times. В статье описывается работа специальных API, которые примерно десять лет назад были интегрированы в устройства по крайней мере 60 производителей. С этими компаниями Facebook заключил долгосрочные соглашения, многие из которых действуют до сих пор.
По мнению New York Times, компания Facebook действовала некорректно: более 60 производителей устройств имели привилегированный доступ к данным пользователей Facebook «без их явного согласия». Передача данных продолжалась даже после того, как Facebook заявил, что больше не будет делиться такой информацией с посторонними. Некоторые производители устройств могут получить личные не только самих пользователей, но и их друзей, хотя формально такой обмен данными запрещён. «Когда Facebook закрыл возможность доступа к данным о друзьях пользователя в 2015 году, Facebook освободил этих производителей от ограничения», — сказано в статье.
Если составить выжимку из статьи, то из неё понятно следующее: Facebook не считал (и не считает) производителей устройств «третьими сторонами». Таким образом, когда компания заявила, что прекратила передавать данные «третьим сторонам», она не имела в виду производителей мобильных устройств. Честно говоря, такой довод звучит погано. Но это единственное, что сейчас может сказать Facebook, потому что иначе получается, что компания лгала и лично Цукерберг лгал перед Конгрессом.
Facebook опубликовал официальный ответ, в котором выразил несогласие с обвинениями из-за работы этих конкретных API.
«В первые дни мобильно индустрии спрос на Facebook опережал нашу способность создавать версии продукта, которые работали на каждом телефоне или операционной системе. Сейчас трудно вспомнить, но тогда ещё не было магазинов приложений. Таким образом, такие компании, как Facebook, Google, Twitter и YouTube, должны были работать напрямую с производителями операционных систем и устройств, чтобы люди могли получить эти продукты, — объясняется в официальном заявлении Facebook. — Чтобы преодолеть этот пробел, мы создали набор интегрированных с устройствами API, которые позволили компаниям воссоздать Facebook-подобный опыт для своих отдельных устройств или операционных систем. За последнее десятилетие ими воспользовались около 60 компаний — в том числе многие известные компании, такие как Amazon, Apple, Blackberry, HTC, Microsoft и Samsung».
То есть суть работы API объясняется «технической необходимостью». С точки зрения Facebook, это самое простое решение технической проблемы, и ничего предосудительного здесь нет. Более того, Facebook исходил из интересов пользователей.
«Все эти партнёрские отношения строились на общем интересе — желании людей иметь возможность пользоваться Facebook независимо от их устройства или операционной системы, — сказано в заявлении. — Учитывая, что эти API позволили другим компаниям воссоздать опыт Facebook, мы жёстко контролировали их с самого начала. Эти партнёры подписали соглашения, которые не позволяют использовать информацию пользователей Facebook для каких-либо других целей, кроме воссоздания Facebook-подобных событий. Вопреки утверждениям The New York Times, информация друзей, как и фотографии, была доступна только на устройствах, когда люди приняли решение поделиться своей информацией с этими друзьями. Нам не известно о каких-либо злоупотреблениях со стороны этих компаний».
Facebook подчёркивает, что эти привилегированные API «сильно отличаются от публичных API, используемых сторонними разработчиками, такими как Александр Коган».
Здесь речь идёт об авторе приложения, который продал данные печально известной компании Cambridge Analytica, сотрудничавшей с Дональдом Трампом на президентских выборах 2016 года. Как недавно стало известно, эта компания использовала профилирование американских избирателей по подробнейшим данным из профилей Facebook.
«Теперь, когда iOS и Android настолько популярны, всё меньше людей полагаются на эти API для создания индивидуального опыта Facebook, — пишет компания. — Поэтому в апреле мы объявили, что закрываем к ним доступ. Мы уже закончили 22 таких партнёрства. Как всегда, мы работаем в тесном сотрудничестве с нашими партнёрами, чтобы обеспечить альтернативные способы для людей по-прежнему использовать Facebook».
Другими словами, Facebook предлагает не смешивать мух с котлетами и не приплетать ещё 60+ производителей мобильных устройств к скандальной утечке персональных данных.
Автор: alizar