
Привет всем! Поговорим об эмоциях и о том, как они влияют на процесс нашего познания. Многие из вас наверняка слышали, что эмоции мешают обучаться, здраво мыслить и принимать правильные решения. Так ли верны подобные предостережения? Давайте обратимся к науке и посмотрим на некоторые её достижения в этой области.
Научная теория
Для эмоций до сих не придумали единого определения. По мнению нейоробиолога Яака Панксеппа, эмоции представляют собой:
психоневральные процессы, которые влияют на контроль силы и шаблонизацию действий в динамическом потоке интенсивных поведенческих взаимодействий
Каждая эмоция имеет характерный «чувственный тон» и способность влиять на выживание. Панксепп предложил семь основных прототипов эмоциональных состояний: поиск, гнев, страх, вожделение (страсть), забота, паника/горе и игра, которые представляют собой базовые основы для жизни и обучения.
Настроения длятся дольше, чем эмоции. Чувства относятся к ментальным переживаниям, которые обязательно валентны — хорошие или плохие, — и сопровождаются внутренними физиологическими изменениями в организме, в частности в сердце, лёгких и кишечнике, для поддержания или восстановления гомеостаза. Чувства не вызваны эмоциями. Генерация эмоциональных чувств требует нейронного переотображения различных характеристик состояния тела в центральную нервную систему.
По мнению Панксеппа, эмоциональные операционные системы (каудальные и медиальные подкорковые области
Короче говоря, важнейшей характеристикой, общей для эмоций, настроения, чувств, аффекта и влечения является их внутренняя валентность, которая лежит в спектре «удовольствие-неудовольствие», «хорошо-плохо».
Термин «эмоция» иллюстрирует концепцию «зонтика», которая включает в себя аффективные, когнитивные, поведенческие, экспрессивные и физиологические изменения. Эмоция вызывается внешними стимулами и связана с комбинацией чувства и мотивации.
Как эмоции влияют на обучение и память

Эмоциональные переживания повсеместны по своей природе и важны. Возможно, даже критически важны в обучении, поскольку модулируют практически каждый аспект познания. Тесты, экзамены, задания и сроки вызывают различные эмоциональные состояния, например, разочарование, беспокойство и скуку. Даже изучаемый предмет влияет на эмоции и нашу способность учиться и запоминать.
Некоторые исследования демонстрируют, что положительные эмоции облегчают обучение и способствуют академическим достижениям, будучи «опосредованными уровнями самомотивации и удовлетворенности». Другое исследование показало, что негативное состояние, вызванное замешательством в процессе обучения, улучшает обучение из-за повышенного внимания к учебному материалу. Замешательство — это не эмоция, а состояние когнитивного дисбаланса, вызванное противоречивыми данными. Запутавшийся ученик может быть расстроен своим плохим пониманием предмета, и это связано как с поиском, так и с гневом, с низким уровнем активации ярости или раздражения и усилением поиска. Следовательно, мотивированные студенты, которые реагируют на своё замешательство, ищут новое понимание, выполняя дополнительную когнитивную работу. И это улучшает обучение. Более того, стресс, отрицательное эмоциональное состояние, также облегчает и/или ухудшает как обучение, так и память, в зависимости от своей интенсивности и продолжительности. Лёгкий и кратковременный стресс облегчает обучение и когнитивные способности, в то время как чрезмерный и хронический стресс ухудшает обучение и пагубно влияет на производительность памяти. Многие другие негативные последствия приводят как к нарушению синаптической пластичности, так и способности к обучению. Такой эмоциональный коктейль можно объяснить с точки зрения компонентов внимания и мотивации. Первые усиливают перцептивную обработку, которая помогает приоритизировать и организовывать важную информацию. Вторые вызывают любопытство, состояние психологического интереса, которое поощряет дальнейшее исследование и, по-видимому, готовит
Эмоционально усиленные функции памяти зарегистрированы и в отношении избирательного внимания, вызванного эмоционально значимыми стимулами. На начальной стадии восприятия внимание смещено в сторону эмоционально значимой информации. То есть стимуляция избирательного внимания увеличивает вероятность того, что эмоциональная информация будет закодирована в хранилище долговременной памяти, которое связано с нисходящем контролем в сенсорных путях, модулируемых теменной и лобной корами головного
Аналогичные исследования продемонстрировали предвзятую избирательность внимания в сторону эмоционально стимулирующего материального содержания, сопровождаемого повышенными сенсорными реакциями. Эмоциональные стимулы вызывают эффект, который приводит к захвату внимания и привилегированной обработке. В другом исследовании сравнивались здоровые люди с группой пациентов, у которых диагностировано двустороннее повреждение миндалевидного тела (отвечает за формирование эмоций, в особенности условного страха). Результаты показали, что здоровые люди демонстрировали повышенное восприятие и внимание к эмоциональным словам по сравнению с пациентами. Это подтвердило, что миндалевидное тело играет решающую роль в эмоциональной обработке.
В дополнение к индивидуальным различиям в обработке эмоций, некоторые исследования показывают влияние черт личности, эмоционального интеллекта и пола. Более того, половые гормоны и черты личности (например, экстраверсия и невротизм) влияют на индивидуальные реакции на эмоциональные стимулы, а также влияют на обработку эмоций.
Исследования также показали, что пожилые люди больше осведомлены о психологическом стрессе и эмоциональных переживаниях, что приводит их к положительным предубеждениям в эмоциональной обработке и лучшему эмоциональному контролю, чем у молодых людей.
Кроме того, функциональная нейровизуализация показала, что несколько областей
Все эмоциональные системы, связанные с сильными мотивационными компонентами, такими как психологически выраженные телесные потребности, действуют через систему поиска, которая мотивирует аппетит или исследовательское поведение для получения ресурсов, необходимых для выживания.
Различие между эмоциями и гомеостазом заключается в процессе регуляции непрерывно меняющихся внутренних состояний через корректирующие реакции на внутренние и внешние условия окружающей среды для поддержания оптимального физиологического состояния. Гомеостатические аффекты, такие как голод и жажда, не считаются прототипами эмоциональных состояний. Но эмоциональные прототипы можно считать эволюционными расширениями. Например, поиск может быть эволюционным расширением сильного голода и жажды. Гомеостатический дисбаланс приводит в действие мезолимбическую мотивационную систему через гипоталамические взаимодействия с расширенной траекторией системы поиска. Это распределённая функциональная сеть, которая толкает нас к поиску ресурсов для выживания.

Подводя итог, можно сказать, что и эмоции, и мотивация имеют решающее значение для поддержания психологического и физиологического гомеостаза, в то время как эмоциональные роли особенно важны в процессе кодирования новой информации, содержащей эмоциональные компоненты. Последнее увеличивает внимание к важной новой информации, избирательно усиливая обнаружение, оценку и извлечение данных для запоминания. Кроме того, мотивационные компоненты способствуют обучению и улучшают последующее извлечение памяти, обобщая новые события, являющиеся следствием адаптивных физиологических изменений.
Автор: Hanamime