Как наши эмоции влияют на память и процесс обучения

в 12:46, , рубрики: влияние эмоций на обучение, эмоции и обучение
Как наши эмоции влияют на память и процесс обучения - 1

Привет всем! Поговорим об эмоциях и о том, как они влияют на процесс нашего познания. Многие из вас наверняка слышали, что эмоции мешают обучаться, здраво мыслить и принимать правильные решения. Так ли верны подобные предостережения? Давайте обратимся к науке и посмотрим на некоторые её достижения в этой области.

Научная теория

Для эмоций до сих не придумали единого определения. По мнению нейоробиолога Яака Панксеппа, эмоции представляют собой:

психоневральные процессы, которые влияют на контроль силы и шаблонизацию действий в динамическом потоке интенсивных поведенческих взаимодействий

Каждая эмоция имеет характерный «чувственный тон» и способность влиять на выживание. Панксепп предложил семь основных прототипов эмоциональных состояний: поиск, гнев, страх, вожделение (страсть), забота, паника/горе и игра, которые представляют собой базовые основы для жизни и обучения.

Настроения длятся дольше, чем эмоции. Чувства относятся к ментальным переживаниям, которые обязательно валентны — хорошие или плохие, — и сопровождаются внутренними физиологическими изменениями в организме, в частности в сердце, лёгких и кишечнике, для поддержания или восстановления гомеостаза. Чувства не вызваны эмоциями. Генерация эмоциональных чувств требует нейронного переотображения различных характеристик состояния тела в центральную нервную систему.

По мнению Панксеппа, эмоциональные операционные системы (каудальные и медиальные подкорковые области мозга) генерируют эмоциональные переживания посредством локализованной электрической стимуляции мозга, скорее зависящей от изменений внешней среды или телесных состояний. Аффекты представляются им же как субъективно переживаемые эмоциональные чувства, которые трудно описать, но они связаны с телесными состояниями, такими как гомеостатические влечения (голод и жажда) и внешние стимулы (зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные). Кроме того, «влечение» — это внутренняя программа действий, которая отвечает за удовлетворение базовых и инстинктивных (биологически предопределённых) физиологических потребностей, например, голода, жажды, либидо, исследования, игры и привязанности к партнёрам. 

Короче говоря, важнейшей характеристикой, общей для эмоций, настроения, чувств, аффекта и влечения является их внутренняя валентность, которая лежит в спектре «удовольствие-неудовольствие», «хорошо-плохо». 

Термин «эмоция» иллюстрирует концепцию «зонтика», которая включает в себя аффективные, когнитивные, поведенческие, экспрессивные и физиологические изменения. Эмоция вызывается внешними стимулами и связана с комбинацией чувства и мотивации.

Как эмоции влияют на обучение и память

Как наши эмоции влияют на память и процесс обучения - 2

Эмоциональные переживания повсеместны по своей природе и важны. Возможно, даже критически важны в обучении, поскольку модулируют практически каждый аспект познания. Тесты, экзамены, задания и сроки вызывают различные эмоциональные состояния, например, разочарование, беспокойство и скуку. Даже изучаемый предмет влияет на эмоции и нашу способность учиться и запоминать.

Некоторые исследования демонстрируют, что положительные эмоции облегчают обучение и способствуют академическим достижениям, будучи «опосредованными уровнями самомотивации и удовлетворенности». Другое исследование показало, что негативное состояние, вызванное замешательством в процессе обучения, улучшает обучение из-за повышенного внимания к учебному материалу. Замешательство — это не эмоция, а состояние когнитивного дисбаланса, вызванное противоречивыми данными. Запутавшийся ученик может быть расстроен своим плохим пониманием предмета, и это связано как с поиском, так и с гневом, с низким уровнем активации ярости или раздражения и усилением поиска. Следовательно, мотивированные студенты, которые реагируют на своё замешательство, ищут новое понимание, выполняя дополнительную когнитивную работу. И это улучшает обучение. Более того, стресс, отрицательное эмоциональное состояние, также облегчает и/или ухудшает как обучение, так и память, в зависимости от своей интенсивности и продолжительности. Лёгкий и кратковременный стресс облегчает обучение и когнитивные способности, в то время как чрезмерный и хронический стресс ухудшает обучение и пагубно влияет на производительность памяти. Многие другие негативные последствия приводят как к нарушению синаптической пластичности, так и способности к обучению. Такой эмоциональный коктейль можно объяснить с точки зрения компонентов внимания и мотивации. Первые усиливают перцептивную обработку, которая помогает приоритизировать и организовывать важную информацию. Вторые вызывают любопытство, состояние психологического интереса, которое поощряет дальнейшее исследование и, по-видимому, готовит мозг к обучению.

Эмоционально усиленные функции памяти зарегистрированы и в отношении избирательного внимания, вызванного эмоционально значимыми стимулами. На начальной стадии восприятия внимание смещено в сторону эмоционально значимой информации. То есть стимуляция избирательного внимания увеличивает вероятность того, что эмоциональная информация будет закодирована в хранилище долговременной памяти, которое связано с нисходящем контролем в сенсорных путях, модулируемых теменной и лобной корами головного мозга. Из-за их неспособности обрабатывать всю информацию, работает механизм обработки внимания «сверху-вниз», при котором адекватно распределяются ресурсы внимания для обработки эмоциональной валентной информации для кодирования и поиска посредством сотрудничества с другими областями мозга (первичной зрительной корой, верхней височной бороздой и вентромедиальной префронтальной корой).

Аналогичные исследования продемонстрировали предвзятую избирательность внимания в сторону эмоционально стимулирующего материального содержания, сопровождаемого повышенными сенсорными реакциями. Эмоциональные стимулы вызывают эффект, который приводит к захвату внимания и привилегированной обработке. В другом исследовании сравнивались здоровые люди с группой пациентов, у которых диагностировано двустороннее повреждение миндалевидного тела (отвечает за формирование эмоций, в особенности условного страха). Результаты показали, что здоровые люди демонстрировали повышенное восприятие и внимание к эмоциональным словам по сравнению с пациентами. Это подтвердило, что миндалевидное тело играет решающую роль в эмоциональной обработке.

В дополнение к индивидуальным различиям в обработке эмоций, некоторые исследования показывают влияние черт личности, эмоционального интеллекта и пола. Более того, половые гормоны и черты личности (например, экстраверсия и невротизм) влияют на индивидуальные реакции на эмоциональные стимулы, а также влияют на обработку эмоций.

Исследования также показали, что пожилые люди больше осведомлены о психологическом стрессе и эмоциональных переживаниях, что приводит их к положительным предубеждениям в эмоциональной обработке и лучшему эмоциональному контролю, чем у молодых людей.

Кроме того, функциональная нейровизуализация показала, что несколько областей мозга (гипоталамус, тегментальное ядро, поясная и соматосенсорная коры) регулируют фокус внимания для создания состояний эмоционального чувства, регулируя таким образом мотивационное состояния гомеостаза.

Все эмоциональные системы, связанные с сильными мотивационными компонентами, такими как психологически выраженные телесные потребности, действуют через систему поиска, которая мотивирует аппетит или исследовательское поведение для получения ресурсов, необходимых для выживания.

Различие между эмоциями и гомеостазом заключается в процессе регуляции непрерывно меняющихся внутренних состояний через корректирующие реакции на внутренние и внешние условия окружающей среды для поддержания оптимального физиологического состояния. Гомеостатические аффекты, такие как голод и жажда, не считаются прототипами эмоциональных состояний. Но эмоциональные прототипы можно считать эволюционными расширениями. Например, поиск может быть эволюционным расширением сильного голода и жажды. Гомеостатический дисбаланс приводит в действие мезолимбическую мотивационную систему через гипоталамические взаимодействия с расширенной траекторией системы поиска. Это распределённая функциональная сеть, которая толкает нас к поиску ресурсов для выживания.

Как наши эмоции влияют на память и процесс обучения - 3

Подводя итог, можно сказать, что и эмоции, и мотивация имеют решающее значение для поддержания психологического и физиологического гомеостаза, в то время как эмоциональные роли особенно важны в процессе кодирования новой информации, содержащей эмоциональные компоненты. Последнее увеличивает внимание к важной новой информации, избирательно усиливая обнаружение, оценку и извлечение данных для запоминания. Кроме того, мотивационные компоненты способствуют обучению и улучшают последующее извлечение памяти, обобщая новые события, являющиеся следствием адаптивных физиологических изменений.

Автор: Hanamime

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js