3 юридические ошибки Интернет-магазина

в 7:57, , рубрики: Блог компании АйТи-Лекс, закон, Законодательство и IT-бизнес, персональные данные, потребители, право, реклама, Управление e-commerce, Управление продажами, электронная коммерция

В результате использования стандартного набора документов «как у всех» копируются и юридические ошибки. Обзор стандартных документов на сайтах Интернет-магазинов показывает, что их владельцы часто не задумываются над функцией, которую такие документы могут и должны выполнять.

Мы проанализировали практику привлечения Интернет-магазинов к ответственности за нарушения законодательства и выявили 3 основных ошибки, которые не сложно устранить при наличии желания. Итак, чем грозит использование решений, интегрированных в шаблон сайта Интернет-магазина и как с этим бороться, смотрите ниже.

1. Отсутствие на сайте Политики конфиденциальности

При оформлении заказа в Интернет-магазине покупатель заполняет форму, которая может включать фамилию, имя, отчество, адрес, номер телефона и иные сведения, которые относятся к персональным данным на основании Федерального закона «О персональных данных».

Поэтому владелец Интернет-магазина признается оператором по обработке персональных данных и обязан строго соблюдать требования указанного закона.

В том числе на оператора возлагается обязанность опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных (ч. 2 ст. 18.1 ФЗ «О персональных данных»).

Нарушение указанного требования влечет административную ответственность по ст.13.11 КоАП РФ в виде штрафа в размере: для должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; для юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Вот типичное Постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности. В исключительных случаях, с учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя, суд при определении административного наказания может ограничиться предупреждением.

Для устранения от ответственности достаточно разместить на сайте Политику конфиденциальности, в которой четко в соответствии с требованиями действующего законодательства определен порядок обработки персональных данных пользователей Интернет-магазина и принимаемых им мерах по обеспечению их конфиденциальности.

Об условиях использования персональных данных пользователь должен быть ознакомлен в явном виде до начала их обработки. Согласие пользователя на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Поэтому ссылку на Политику конфиденциальности размещают в Публичной оферте Интернет-магазина, с которой пользователь знакомится при регистрации на сайте Интернет-магазина.

Однако при осмотре сайта Интернет магазина надзорным органом или нотариусом, как правило, не проводится регистрация. В протоколе только фиксируется процесс оформления заказа через специальную форму, с использованием которой предоставляются персональные данные.

Поэтому желательно перед отправкой заказа на оплату предложить пользователю еще раз подтвердить согласие с Офертой Интернет-магазина, включающей ссылку на Политику конфиденциальности.

Помимо этого должна быть обеспечена возможность свободного доступа к Политике конфиденциальности из любого раздела Интернет-магазина путем размещения прямой ссылки в подвале сайта.

2. Отсутствие в оферте полной информации о товаре и продавце

На основании Закона «О защите прав потребителей» и Правил продажи товаров дистанционным способом, продавец обязан до заключения договора купли-продажи предоставить покупателю полной, достоверной и доступной информации, включая:
— характеристики (основные потребительские свойства) товара;
— полное фирменное наименование продавца (с указанием организационно-правовой формы);
— адрес (место нахождения) продавца,
— место изготовления товара,
— цену, порядок оплаты товара и иные условия приобретения товара,
— информацию о его доставке,
— сведения о сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке,
— информацию о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора);
— информацию был ли товар в употреблении или ранее ремонтировался.

За нарушение правил продажи отдельных товаров предусмотрена административная ответственность в виде штрафа по ст.14.15 КоАП РФ для должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; для юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей

Владелец Интернет-магазина не может быть оштрафован за не предоставление указанной выше информации в случае, если он не является продавцом товара. Об этом покупатель должен быть поставлен в известность до приобретения товара.

Обычно такое уведомление размещается в тексте Оферты, с которой покупатель знакомится при регистрации на сайте Интернет-магазина. Смотри, например, Постановление десятого арбитражного апелляционного суда по делу № А41-6880/14.

При отсутствии в Оферте прямого указания на то, что владелец Интернет-магазина не является продавцом товара, доказать обратное будет фактически не возможно, т.к. для исполнения договора купли-продажи могло быть привлечено любое лицо и обязательства владельца Интернет-ресурса перед покупателем это никак не меняет.

3. Отсутствие на сайте необходимой информации о рекламодателе

Данная ошибка допускается при продаже товаров через Интернет-магазин различными поставщиками (Интернет-биржа, Интернет-аукцион и т.п.).

На основании ст.8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров:

1) для организаций — наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

2) для ИП — фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Отсутствие таких сведений влечет административную ответственность по ст.14.3 КоАП РФ в виде наложения штрафа на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В качестве примера из практики сошлемся на Предписание ФАС Омской области.

При этом необходимо обратить внимание, что не является рекламой информация о реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Поэтому Интернет-магазины, которые продают товары на своем сайте самостоятельно, не нарушают указанные требования ФЗ «О Рекламе».

Обращайте внимание на документацию для сайта. Она поможет вам избежать лишних проблем с пользователями и контролирующими органами.

Автор: ictlawyer

Источник


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js