Две недели назад компания Walmart объявила свои финансовые результаты за 3-й квартал этого когда, и мы узнали, насколько коротка память многих экспертов и критиков.
Так, например, СМИ, ранее называвшие Walmart впавшим в летаргический сон традиционным ритейлером и жертвой проворного Amazon, теперь оказались в первых рядах группы поддержки Walmart. Всего за три дня из спящего розничного гиганта компания превратилась в предприимчивого игрока, главного соперника Amazon, заставляющего ее попотеть, и вообще обладающего всем необходимым, чтобы обуздать сметающего все на своем пути онлайн-конкурента.
Конечно, конкуренция между Amazon и Walmart всегда была очень востребованной у журналистов темой.
И мы неоднократно освещали ее на протяжении последних лет, преимущественно в контексте того, сколько усилий понадобиться любому, кто осмелится вступить в схватку с Amazon или Walmart с учетом накопленных компаниями за все эти годы активами, приобретениями и партнерскими договорами.
За последние несколько лет обе компании обрушили друг на друга целый град стратегических ударов в форме улучшений и новинок, призванных помочь им опередить конкурента.
Walmart, однако, всегда отставал по очкам, поскольку ему не хватало присутствия в цифровом мире. Так продолжалось до тех пор, пока он не приобрел Jet.com за 3 млрд долларов в 2016 году, а еще позже — нескольких нишевых онлайн-продавцов, таких как Bonobos и ModCloth. С тех пор доля Walmart в онлайн-пространстве стабильно и ежеквартально росла, и по результатам 3-го квартала компания сообщила о 50% росте цифровых продаж по сравнению с предыдущим кварталом.
Amazon славится своим интернет-бизнесом, который позволил ему совершить революцию на рынке как электронной так и традиционной коммерции, поставить игроков физической розницы на колени, и отобрать у них миллиарды долларов их выручки. Летом, однако, компания приобрела крупнейшую в США физическую бакалейную сеть Whole Foods за 13 млрд долларов. Это был не только стратегический ход в востребованном сегменте розничного рынка, но и негласное признание компанией, контролирующей почти половину онлайн-покупок в США, важности физических локаций как инструмента эффективной конкуренции в ключевых направлениях розницы, таких как продукты питания.
Обмены ударами продолжаются, и Amazon и Walmart вне всяких сомнений обратятся к инструментам и тактикам, отражающим годами формировавшийся их розничный имидж, воспользуются накопленными преимуществами и будут всячески восполнять пробелы в своих подходах.
Ключевым элементом, вокруг которого эти решения будут строиться, станет инструмент, который есть в наличии у обоих игроков — их брендированные кошельки, обладающие серьезным потенциалом формирования потребительского поведения и оказания влияния на развитие всего розничного рынка в течение нескольких следующих десятилетий.
Сначала была Amazon
Amazon не только изобрела термин «покупка в один клик», но и оформила на него патент в 1997 году, получив его в 1999. Возможность потребителя покупать желаемые товары без необходимости заполнения целой серии форм сыграло очень важную роль в закреплении за компанией позиции доминирующего онлайн-ритейлера.
Которым она остается по сей день.
Хорошо узнаваемая желтая кнопка покупки стала синонимична возможности выбирать из многомиллионного ассортимента продуктов и покупать их онлайн по низким ценам, получая бесплатную доставку прямо до дверей всего за один или два дня. Amazon использует аналитические методы чтобы всегда предлагать максимально низкие цены, и этот подход срабатывает на «отлично». «Эффект Amazon» — одна из причин, по которой более 60% потребителей начинают поиск покупок именно на площадке компании — позволил ей захватить крупную долю в сегменте книг, канцелярских, спортивных товаров и даже одежды.
Amazon даже попыталась выделить Amazon Pay в отдельный платежный сервис.
Статистика показывает, что Amazon Pay используется на 10% сайтов рейтинга 100 крупнейших онлайн-ритейлеров США. Именно с его помощью клиенты Kohl’s будут платить за продукты серии Alexa, которые захотят приобрести именно там. Этот же способ станет основным для оплаты покупок в онлайн-магазинах принадлежащих Amazon мерчантов, таких, как Shopbob. Есть также все основания полагать, что вскоре Amazon Pay доберется и до терминалов оплаты в Whole Foods.
Онлайн-гигант позволяет покупателям пополнять их Amazon Pay кошельки с помощью наличных в розничных торговых точках, таких, как 7-Eleven, давая людям, отдающим предпочтение наличным, возможность делать покупки онлайн. Компания даже вошла в небольшой список бизнесов, одобренных американским правительством в качестве точек выдачи бакалейной продукции по продовольственным картам.
Amazon совместно с Visa запустила брендированную кредитную карту Amazon Prime Rewards Visa Signature Card, предлагающую пятипроцентный
Кроме того, в Amazon Pay нельзя добавлять сторонний кошелек, и это едва ли когда-либо будет возможно. Однако к нему можно привязать чековый счет, и по уровню значимости эта возможность способна оказать еще большее влияния на карточные сети, чем в свое время оказало появление их конкурента Paypal.
И конечно же, платежный сервис компании — единственный способ покупки через Alexa на всех девайсах голосового управления ее семейства. Исключением не стало даже приложение Amazon для смартфонов.
А потом появился Walmart Pay
Walmart Pay существует на рынке около полутора лет. Пилотный проект, запущенный примерно в это же время два года назад завершился его запуском во всех магазинах сети на территории США в июне 2016 года.
Уже в первый год своего существования, Walmart Pay добился того же уровня использования и распространения, на достижение которого у Apple Pay ушло более трех лет, и который сервис Apply в итоге потерял. Наше текущее исследование на тему распространения мобильных платежей в магазинах дает потрясающие результаты: 50% клиентов Walmart сообщают о том, что пользуются приложением Walmart Pay всякий раз, когда у них появляется такая возможность. Ни один другой кошелек не может похвастаться даже вдвое меньшим результатом.
Такая популярность и высокая степень проникновения Walmart Pay — результат стабильного сервиса, который компания предоставляет во всех своих магазинах и внутри приложения. Низкие цены — один из ключевых элементов бизнеса компании, а приобретение Jet.com позволило ей получить доступ к алгоритму ценообразования, в реальном времени, расcчитывающему цены исходя из размера корзины и видов товаров в ней.
Эти цифры также стали реальностью поскольку Walmart Pay с самого начала предлагал нечто большее чем просто способ упрощения покупки желаемых товаров в магазинах сети.
С помощью программы Savings Catcher, Walmart Pay позволяет покупателям предъявить чек от покупки в магазине с более дешевыми ценами, в обмен на который предъявитель получает разницу цен в виде баллов на специальный виртуальный счет. Этим балансом он может воспользоваться для различных покупок, а также перевода его другим участникам программы.
Walmart Pay также выступает в роли главного драйвера роста онлайн заказов и самовывозов бакалейных товаров. Это помогло компании сохранить текущую аудиторию и приобрести новых клиентов. Эта функция, ныне доступная примерно в 1 тыс. магазинов сети, в следующем году будет распространена еще на 1000 новых точек. Во время объявления результатов 3-го квартала глава компании Даг МакМиллон также назвал ее самым важным драйвером роста онлайн-бизнеса компании.
Walmart Pay также позволяет клиентам воспользоваться недавно запущенной программой Mobile Express Returns, позволяющей вернуть купленный товар в магазин всего за 30 секунд.
У Walmart есть и собственная кредитная карта, привязка которой к Walmart Pay позволяет получить 3%
Тем не менее, покупатели могут пользоваться виртуальным помощником Google для совершения покупок через Walmart Pay. Розничный гигант не стал изобретать собственных решений, но положился на мощности платформы Google для роста и расширения своего голосового канала взаимодействия с клиентами.
Какое влияние кошельки окажут на будущее ритейла?
Сегодня у потребителя нет некоего единого способа оплаты, стабильно работающего для большинства сценариев оплаты.
А раньше он был.
Еще несколько лет тому назад мы пользовались пластиковыми картами для оплаты покупок в физических магазинах.Эти карты предлагали стабильный опыт онлайн-покупки. Стабильный, но ужасный, если точнее.
Однако даже несмотря на это, потребителей все же продолжали делать онлайн-покупки и активно занимались интернет-шоппингом в самых разных магазинах. Они набирались терпения, садились перед большим экраном и клавиатурой, и выходили в сеть.
Киберпонедельник фактически был создан как раз для того, чтобы помочь людям стать ближе к опыту онлайн-покупок, ежегодно предлагая им посвятить целый день своей жизни работе за ПК с выделенным интернет-подключением в офисе — опыт, призванный сделать покупку в сети чуть более терпимым занятием.
Сегодня дела обстоят иначе.
Но даже несмотря на это потребители даже не пытаются пользоваться цифровыми кошельками для внутримагазинных покупок, считая их пустой тратой времени, и продолжают делать выбор в пользу пластиковых карт. Или же все чаще они делают удаленную покупку с мобильных приложений или браузеров и приезжают забрать уже оплаченный таким образом товар из магазина.
А все потому, что эти способы им хорошо знакомы, они стабильно работают и сопряжены с минимальным количеством проблем.
В интернете потребители уже научились видеть разницу между ужасными и нормальными сайтами. И они все чаще обращаются к тем из них, которые интегрировали мобильные платежи в опыт оформления заказов не только для оплаты заказов как таковых, но и для предложения неких дополнительных преимуществ.
Для ритейлеров, предлагающих подобный опыт, равно как и для потребителей, слово Pay в названии означает нечто большее, чем просто совершение операции. Для покупателя это гарантия того, что он получит не только лучшую цену без необходимости гоняться за промо-кодами, но и бесплатную доставку в течение двух дней, и автоматический учет любых вознаграждений, скидок или купонов впридачу.
Необходимость учитывать все эти моменты и есть та причина, по которой платежи всегда были и будут оставаться фундаментом розничной стратегии Amazon и Walmart. Их преимущество в этом направлении будет накапливаться по мере того, как они выстраивают свои розничные экосистемы. Когда потребитель нажимает на кнопку «Купить», он понимает, что получает больше выгоды при меньших усилиях. А Amazon или Walmart со своей стороны знают, что таким образом они увеличивают вероятность продажи и формирования у него стойкой привычки обращения к ним и использования их сайтов в качестве места номер один для совершения покупок.
Так что же все это означает для розничных игроков или кошельков, в названии которых нет слов Amazon или Walmart?
Это означает, что настало время поставщикам цифровых кошельков выйти за рамки кнопки «Купить» и превратиться в платформу, создающую и делающую возможными такой же целостный платежный опыт для других ритейлеров.
Это также означает, что пришло время глубоко задуматься о том, как можно использовать мобильные и цифровые платежи для того, чтобы решить самые насущные проблемы ритейлеров, в самых востребованных сегментах, наиболее часто посещаемых видах заведений и магазинов. А кроме того им необходимо найти способ предоставить дополнительную ценность, а не просто возможность оплачивать предзаказ и забирать кофе в Starbucks, обед в Sweetgreen или ужин в GrubHub, как это уже происходит сейчас. Подобные новые решения должны быть системными и доступными одновременно в самых разных розничных точках.
Но по мере того, как Walmart и Amazon методично расширяют свои экосистемы как в онлайне, так и в офлайне, у остальных участников розничного рынка и платежных решений остается все меньше времени на неторопливые размышления о том, как все это можно реализовать.
Или с чего начать.
Автор: Wirex