Одежда российского производства оказалась в 4-20 раз дороже китайских аналогов
В ноябре 2015 года китайский онлайн-ритейлер AliExpress (Alibaba Group) начал продажу товаров российского производства в рамках специального проекта «AliExpress Молл», запущенного с участием Минпромторга РФ. Товары из России на торговой площадке отмечались триколором с надписью «Сделано в России». Среди прочих, в молле открылся магазин, который представлял модные товары российских брендов для российских покупателей.
Продавцы рассчитывали, что популярная среди россиян торговая площадка выступит мощнейшим драйвером продаж. Их надежды оправдались лишь отчасти. В рамках проекта «Мода. Сделано в России» сделано всего 24 заказа.
Опозоренные организаторы заморозили проект через два месяца после запуска.
Сайт AliExpress в России популярнее, чем Facebook
AliExpress в России входит в десятку самых популярных сайтов, вместе с «Вконтакте», «Яндексом», Mail.ru и Google. В июле 2015 года аудитория превысила 22 млн пользователей — по популярности сайт AliExpress обошёл даже Facebook!
Источники данных: Ассоциация интернет-торговли, агентство Data Insight, eMarketer
Годовой объём рынка онлайн-торговли в России оценивался в 713 млрд рублей, причём 30% приходится на зарубежные интернет-магазины. Покупки в интернете совершали 25,4 млн россиян, то есть 17,33% населения. В конце прошлого года Россия для AliExpress стала основным рынком: по данным сервиса Similarweb, из 1,1 млрд просмотров сайта 14,4% пришлось на Россию, на втором месте — Испания с 9,06%.
Источники данных: исследование TNS Web Index, TNS Russia
За год в Россию из-за рубежа доставлено 75 миллионов посылок. Самый крупный из зарубежных магазинов, естественно, AliExpress (55% всех покупок).
Странная бизнес-модель
С самого начала организаторы выбрали довольно странный бизнес-подход. Ещё весной 2015 года они создали отдельный подпроект «AliExpress Молл», где выставили «премиальную» продукцию по повышенным ценам. Именно туда почему-то решено было определить товары российских производителей. Например, в этом «молле» пуховики Baon предлагались в среднем за 10 000 руб., а на основном сайте AliExpress аналогичный товар можно было купить за 1600 руб.
Свитшот Trends Brands Base стоил 3200 руб., а похожий китайский товар — 153 руб. (с бесплатной доставкой), кожаный клатч «Анна Чапман» — 6800 руб., китайский аналог — 1500 руб.
Многие покупатели просто не видят необходимости платить за бренд. Сам основатель компании Alibaba Джек Ма недавно сказал, что китайские подделки по качеству лучше брендированных товаров, которые производятся на тех же заводах и из тех же материалов.
Тем не менее, российские организаторы выбрали бизнес-модель бутика.
«Мы хотим привлечь новую, более «дорогую» аудиторию, до которой до сих пор в силу каких-то причин не дотягивали», — объяснял генеральный директор «Алибаба.ком (РУ)» Марк Завадский.
И это при том, что на AliExpress покупатели традиционно приходят именно для того, чтобы найти товар по более низким ценам. По статистике, средний чек на AliExpress для российских покупателей составляет всего 1200 рублей, почти втрое ниже, чем средний чек по всем онлайн-покупкам в России — 3300 рублей с учётом доставки (Data Insight и Insales, 2014 год).
Другими словами, организаторы проекта изначально ориентировались не на основную аудиторию сайта, а на воображаемую «элитную» аудиторию.
«При выборе партнёров мы ориентировались на те категории товаров, которые пользуются большим спросом в России, а также выделили те российские бренды и компании, которые производят свою продукцию в России, — объяснял Марк Завадский. — Цены на товары в магазинах выставлены в рублях, что облегчит процесс совершения покупки для пользователей». Марк Завадский выразил надежду, что в будущем еще больше продавцов из РФ смогут присоединиться к торговой платформе.
Конечно же, во время кризиса проект «AliExpress Молл» полностью провалился.
Итоги первых месяцев
Спустя шесть месяцев Минпромторг РФ подвёл итоги проекта «Мода. Сделано в России». Презентация с оценкой проекта оказалась в распоряжении газеты «Коммерсантъ».
За несколько месяцев работы отдельного раздела на AliExpress, где были представлены одежда, обувь и аксессуары российских компаний, покупатели совершили всего 24 заказа, ещё 552 товара отложено в «Мои желания».
По статистике, проект посетили более 130 тыс. человек, так что продвижение российских товаров вполне удалось. Другое дело, что покупать их особо никто не собирался. Сейчас страница раздела «Мода. Сделано в России» на AliExpress существует, но многие разделы неактивны, товары там не продаются.
Министерство промышленности РФ рассчитывало, что через AliExpress российские производители найдут новых покупателей: для российских товаров обещали отдать приоритет в поиске, а вход в раздел сделали на главной странице российской версии AliExpress. Покупателям пообещали, что они «смогут осуществлять заказы товаров по выгодным оптовым ценам».
«К участию пригласили 466 российских компаний. Из них 369 отказались, ссылаясь на незаинтересованность в интернет-торговле и розничных продажах, — сказано в презентации, которую цитирует «Коммерсантъ». — Около сотни брендов, согласившихся участвовать, столкнулись с неполадками в работе AliExpress». Хотя раздел модных товаров из России был открыт 20 ноября, только к 5 декабря удалось устранить проблемы и начать принимать заказы.
Также возникли проблемы с «двойной конвертацией стоимости продукции», эти проблемы не устранены до сих пор. Напомним, что в российском разделе все цены должны быть указаны рублях, но в реальности они, как сказано в презентации, «поплыли» и указывались в долларах.
Российские представители с трудом разбирались в программном обеспечении AliExpress, которое «было написано на китайском языке, а потом переведено на английский».
В общем, первый блин оказался комом. Марк Завадский прокомментировал итоги первых месяцев так: «Заказов было немного. Выяснилось, что работа на маркетплейсе — отдельная наука, отдельная технология, другая ментальность и российские фабрики оказались к этому не готовы».
В комментарии на Facebook Марк Завадский сказал, что считает историю с продажей российской одежды не провалом, а «важным опытом, из которого и мы и наши партнёры извлекли уроки».
(function(d, s, id) { var js, fjs = d.getElementsByTagName(s)[0]; if (d.getElementById(id)) return; js = d.createElement(s); js.id = id; js.src = "//connect.facebook.net/en_US/sdk.js#xfbml=1&version=v2.3"; fjs.parentNode.insertBefore(js, fjs);}(document, 'script', 'facebook-jssdk'));
Чиновники из Минпромторга тоже не теряют надежды. Они объясняют, что по цене российские товары не могут конкурировать на мировом рынке с зарубежными производителями, поэтому премиальный сегмент по бизнес-модели бутика — это единственный выход. Для продвижения российских товаров российские власти по-прежнему заинтересованы в сотрудничестве с Alibaba Group.
Автор: alizar