Экология и скачки цен на топливо после 1960-х заставили людей задуматься о новом типе автомобиля. Вернее, о хорошо забытом старом добром электромобиле, который с тридцатых годов серийно никто не производил. Электрические автомобили так и не смогли вернуть себе былое превосходство, но отдельные компании и умельцы предпринимали попытки массового производства, ставили рекорды пробега (604 км на одном заряде) и скорости (281 км/ч). Подробнее — в продолжении истории электромобилей.
Предыстория
Заря электромобилей: XIX век
Рассвет и закат электромобилей: первая половина XX века
В 1960-е годы люди начали задумываться об экологии, о проблемах, которые создает растущий во всем мире парк автомобилей. Нефтяной кризис, который начался осенью 1973 года, привел к увеличению стоимости барреля нефти на 70% до 5 долларов, еще за год цена поднялась до 12 долларов. Так Организация стран — экспортёров нефти (ОПЕК) давила на Запад из политических соображений. Следующий прыжок цен на нефть начался во время энергетического кризиса 1979-1980 годов, когда президент США Джимми Картер объявил о сокращении торговых отношений в Иране и прекратил государственное регулирование цен на нефть. В 1985 Саудовская Аравия попыталась увеличить производство нефти, что вызвало падение цен.
Скачки цен на нефть и на топливо для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, и экологические проблемы заставили людей вспомнить об электромобилях, производство которых перестало быть массовым с 1930-х годов.
В 1974 году компания Sebring-Vanguard начала выпуск одного из самых популярных электромобилей своего времени — CitiCar, «городской автомобиль». Внешний вид CitiCar был вдохновлен машинками для гольфа. На фото ниже видны все поколения электромобиля — от прототипа (справа сверху) до серийного.
Мощность двигателей от General Electric составляла от 2,5 до 6 лошадиных сил. Это двухместное чудо техники оснащалось шестью или восемью 6-вольтных свинцово-кислотных аккумуляторов, которые располагались под сиденьем водителя и пассажира. Это видно на фото.
С 1974 по 1979 годы компания собрала 4444 электромобиля. Это был самый продаваемый электромобиль после 1945 года, пока его не сменил на пьедестале Tesla Model S. В 1979 компанию Sebring-Vanguard купила Commuter Vehicles и продолжила производить CitiCar под именем Comuta-Car и Comuta-Van до 1982 года.
Конвейер по производству CitiCar. Источник
23 августа 1974 года Родер Хедланг на солёном озере Бонневиль в США установил рекорд для электромобилей: он разогнался до 175 миль в час — это 281 километр в час. Название авто — Battery Box.
В 1993 году построенный Бобом Шнивайзом Snow White разогнался до скорости более 100 миль в час и занял в гонках для электромобилей второе место.
В 1995 году американская компания Renaissance Cars начала собирать электромобиль Tropica Roadster. За год существования фирмы было выпущено всего 25 штук. Два электрических мотора разгоняли электромобиль с легким композитным корпусом до 110 километров в час. На одном заряде Tropica мог проехать до 100 километров. Заряжали родстер от розетки за 90 минут — по обещанию производителя.
В электромобиль устанавливали 12 свинцово-кислотных аккумуляторов.
Ледниковый период закончился
Сборочная линия Tropica в мае 1995 года. Источник
Целью разработчиков Solectria Sunrise был электромобиль, способный максимально эффективно использовать энергию и максимально большие расстояния преодолевать на одном заряде. Можно сказать, что у них это получилось: в 1996 году электромобиль проехал 604 километра на одном заряде в рамках соревнования Тур де Соль. Solectria Sunrise оснащался 24 никель-металл-гидридными батареями производства General Motors. До 60 миль в час электромобиль разгонялся за 17 секунд. В серию электромобиль так и не вышел.
Автомобили на электрической тяге не смогли достичь успеха, который сопутствовал им в начале века. До серийного выпуска электромобили дошли только к 1997 году, когда General Motors представила модель EV1. Причем машина была доступна только в двух штатах США, Калифорнии и Аризоне, и купить его можно было только в лизинг. GM произвела 650 экземпляров первого поколения — со свинцово-кислотными аккумуляторами, а на авто второго поколения устанавливали никель-металл-гибридные аккумуляторы — их было 465 штук. Почти все 1117 электромобилей в 2003 году уничтожили, оставив два экземпляра в качестве музейных экспонатов.
На одном заряде свинцово-кислотной батареи электромобиль мог проехать до 120 километров, а на никель-металлгидридной — до 240 километров. Скорость авто принудительно ограничивали 129 км/час, разгон до 96 км/ч занимал 9 секунд. Зарядить автомобиль можно было за 12 часов от обычной розетки американского стандарта с помощью специального устройства.
Салон EV1
Все EV1 попали сюда
В фильме Кто убил электромобиль говорят о причинах, по которым утилизировали EV1 от General Motors. Ни нефтяным компаниям, ни автоконцернам, ни дилерам не выгодно пускать настолько эффективный, чистый и долговечный транспорт на рынок. Такой подход остается и сейчас — все мы помним новости о попытках запретить Tesla. Но это уже совсем другая история.
Автор: ivansychev