
Привет! Сегодня мы рассмотрим и услышим ещё одну альтернативу нэшвилловскому телекастеру. Я буду модернизировать редкую коллекционную электрогитару Disney by Washburn Hannah Montana Secret Star, стараясь по максимуму сохранить внешний вид близким к оригинальному.
Это значит, что нельзя устанавливать третий нэшвилловский звукосниматель, а также добавочные тумблеры и регуляторы. Зато можно заменить бриджевый сингл на узкий хамбакер, 3-позиционный переключатель на 5-позиционный, регулятор тембра на «тяни-толкай», а переменный резистор громкости — на сдвоенный коаксиальный.
Получится новый вариант универсальной электрогитары, способной на множество звучаний, причём близких к общепризнанным стандартам. Ведь ценители музыки хотят слышать то, к чему привыкли, а гитаристы не откажутся от инструмента «два или три в одном».
▍ Столица кантри
Нэшвилл — это столица штата Теннесси на юге США, получившая прозвище «Город музыки». Начиная с 1975 года, именно там производятся культовые электрогитары компании Gibson.
С тех пор в течение девяти лет продолжала действовать и первая фабрика Gibson в Каламазу, штат Мичиган, пока не была закрыта в 1984 — на восьмидесятом году её истории.
Первая мастерская лютиера Орвилла Гибсона, начинавшего с изготовления мандолин, открылась в Каламазу ещё в 1896 году, через четыре года после открытия в том же городе масштабной уже на тот момент и процветающей по сей день гитарной мануфактуры Harmony.
Наследие Gibson в Каламазу тоже производится до сих пор, но уже другой компанией, которая так и называется — «Наследие», Heritage Guitar Inc.
Её основали Джим Деурло, Майк Корпак, Марв Лэмб, Джи Пи Моатс и Билл Пэйдж — пятеро сотрудников старой фабрики Gibson, не захотевших переезжать в Нэшвилл или искать другую работу весной 1985 года.
Они работали очень вдохновенно и плодотворно, и уже в июне того же года первая электрогитара Heritage была представлена на выставке NAMM в Новом Орлеане, штат Луизиана.
Среди энтузиастов гитары Heritage ценятся не ниже, а зачастую и выше, чем Gibson того же периода производства. Однако фанаты рок-музыки не обладают такой широтой и глубиной познаний об инструментах, как любители собственно гитар. Поэтому кумиры и исполнители, желающие стать таковыми, чаще предпочитают более узнаваемый бренд.
В период господства джаза Каламазу, находящийся на полпути между Чикаго и Детройтом — двумя крупнейшими концертными площадками США — стал раем для гитаристов, особенно с учётом локальных законов, разрешающих употребление алкоголя с 18-летнего возраста.
В Каламазу музыкант мог и отдохнуть, и выступить перед студентами местного колледжа, и присмотреть себе новый инструмент. Но далее сложилось так, что столицей кантри стал Нэшвилл. И если популярность разных направлений джаза, рока и металла росла и падала, то музыка кантри с момента своего появления востребована высоко и стабильно.
▍ Нэшвилловский телекастер
Какая электрогитара ассоциируется у вас с кантри? — Наверное, Fender Telecaster с его специфическим «твэнгом» и неповторимым звучанием в среднем положении трёхпозиционного переключателя, когда в цепь включены оба одинарных датчика.
С городом Нэшвилл тесно связана не одна, а целых две модификации телекастера, первая из которых предназначалась именно для кантри, блюграсса и кантри-рока.
Она разработана дуэтом замечательных мультиинструменталистов и виртуозов электрогитары — Кларенсом Уайтом и Джином Парсонсом, сыгравшим с её помощью прекрасное соло в песне «Tulsa County Blue» группы The Byrds. Заявка на патент US3512443 была заполнена 30 октября 1968 года.
Это был «би-бендер» (B-bender) — механическое устройство, позволяющее в нужный момент усилить натяжение второй струны, чтобы она звучала на два полутона выше. Механизм приводился в действие избыточным усилием на бобышку крепления ремня либо нажатием на специальный скрытый рычаг.
Благодаря би-бендеру, гитарист мог имитировать звучание слайд-гитары без пользования слайдом — специальным напёрстком из стекла или металла, скользящим по неприжатой струне.
Однако телекастер оставался неспособным выдавать перкуссивный тембр «битого стекла», являющийся культовым звучанием другой, самой популярной модели электрогитары Fender.
Речь идёт, конечно же, о Стратокастере, в оригинале имевшем не два одинарных звукоснимателя, а три. Комбинации среднего датчика с нековым и бриджевым — соответственно, второе и четвёртое положения пятипозиционного переключателя — выдают фирменное «стекло» благодаря фазовым сдвигам между стоячими волнами гармоник звучащей струны.
А что, если взять средний звукосниматель стратокастера, установить его на телекастер вдобавок к имеющимся, и предусмотреть тумблер, включение которого позволяет гитаристу подмешать дополнительный сигнал в любой из трёх позиций переключателя?
Впоследствии тумблер стали заменять «тяни-толкаем» — потенциометром со встроенным переключателем, срабатывающим при подъёме ручки регулировки громкости или тона.
Также не составляет большого труда заменить штатный трёхпозиционный переключатель ножевого типа на пятипозиционный. Тогда сочетание «все три звукоснимателя» становится недоступным, зато нужное звучание выбирается одним движением рычажка.
Именно таким образом были усовершенствованы два телекастера: самодельный из конструктора IRIN и Aria Pro II Jet-TL.
▍ Отличие стратокастера от телекастера
А почему бы просто не заменить телекастер на стратокастер — более новую и совершенную модель, изначально оснащённую тремя датчиками, весьма неплохой для своего времени машинкой тремоло, бриджем с большей свободой тонкой регулировки высоты и длины струн, а также предоставляющую улучшенный доступ к верхним ладам?
Неужели причина кроется только в дизайне? Мол, модерновый (для своего времени) рокер должен играть на «рогатом» стратокастере, господин джазмен — на полуакустике или шикарном синглкате, а виртуоз кантри — на телекастере, напоминающем фолк-гитару, полый корпус которой заменили цельной доской почти той же формы?
На самом деле, добавление третьего звукоснимателя не делает из телекастера стратокастер, и вот почему. Рассмотрим вариант с пятипозиционным ножевым переключателем.
Четыре позиции переключателя у двух классов гитар полностью совпадают: 1 — бридж, 2 — бридж и средний, 4 — средний и нек, 5 — нек. Но в третьей позиции стратокастера активен средний звукосниматель, а средняя позиция телекастера включает бридж и нек вместе!
То есть, у нэшвилловского телекастера нет возможности включить средний датчик отдельно. Блюзмены и рокеры, любящие именно это звучание, предпочитают настоящие стратокастеры фирмы Fender и стратоподобные гитары других производителей со спецификациями, близкими к аутентичным.
Зато стратокастер не имеет функции одновременного включения бриджевого и некового звукоснимателя, а ведь это и создаёт культовое звучание кантри! Конечно, можно заменить переключатель на страте, но его датчики очень сильно отличаются от телекастеровских и конструкцией, и звучанием.
▍ Влияние металла на звук
Одинарный звукосниматель стратовского типа — это просто каркас из пластика или иного диэлектрического материала, на который намотана катушка, содержащая несколько тысяч витков тонкого обмоточного провода.
Каркас предусматривает сквозные отверстия под шесть — по числу струн — стержневых магнитов из сплава ЮНДК (алнико — железо, легированное алюминием, никелем и кобальтом), либо цилиндрических магнитопроводов, если это звукосниматель с полосовым керамическим магнитом, приклеиваемым снизу.
Нековый датчик телекастера — то же самое, только уменьшенного размера и с экраном из неферромагнитного металла вместо пластиковой крышки.
Исторически звукосниматели телекастера предшествовали стратовским. Слабые винтажные магниты из сплава алнико-3 заставили Лео Фендера наматывать огромное количество витков тончайшего провода, чтобы обеспечивать достаточную амплитуду сигнала для тогдашних ламповых усилителей. Экран помогал поддерживать приемлемое отношение «сигнал-шум».
Ещё хуже обстояли дела с бриджевым звукоснимателем, ведь амплитуда стоячей механической волны максимальна в центре колеблющегося участка струны и сходит на нет к его краям.
Массивная стальная пластина снизу датчика помогала слабому магниту создавать достаточную индукцию магнитного поля для преобразования колебаний струн в электрический сигнал.
Из ферромагнитной стали было выполнено и основание-струнодержатель, куда крепились три сдвоенных седла кобылки, и так называемая «пепельница» — крышка, защищавшая датчик от магнитных помех.
Чтобы глушить струны правой рукой, гитаристы снимали эту крышку. Но все остальные металлические конструкции вокруг датчиков телекастера оставались на месте, образовывали короткозамкнутые витки и сформировали тот самый телекастеровский «твэнг», которого нет у стратокастера.
Нэшвилловская модификация телекастера представляет собой чудо гитаростроения, способное и на «твэнг», и на «стекло». То есть, она объединила всё лучшее из двух бессмертных изобретений Лео Фендера.
▍ Исходные данные
Однако установка дополнительного среднего датчика на деку крошечной маломензурной электрогитары Disney by Washburn Hannah Montana Secret Star была бы издевательством над инструментом.
Как показал мой опыт с самодельным полуакустическим телекастером, двух хороших керамических синглов бывает вполне достаточно для получения не только нэшвилловских, но и других музыкально применимых звучаний. Потребовалось добавить всего лишь по паре конденсаторов и «тяни-толкаев».
Однако тот телекастер полномензурный и полуполый, что само по себе добавляет звучанию «стекла» и «воздуха». И звукосниматели у него дешёвые, но хорошие.
А у сегодняшнего инструмента очень короткая мензура, весьма массивная дека и откровенно плохие датчики, которые следует заменить.
На место некового звукоснимателя был приобретён 7.86-килоомный сингл FLEOR TNPA-NI, а на место бриджевого — узкий 9.22-килоомный хамбакер Yingtai Electroacustic Technology M005-2. Оба датчика недорогие и оснащены магнитами из заслуженно любимого гитаристами сплава алнико-5.
▍ Схема темброблока
В предыдущей статье перед нашим взором и слухом предстала великая и ужасная электрогитара Урал, способная на множество вариантов звучания. Но для их получения необходимо освоить кажущуюся простой, а на деле сложнейшую систему переключателей.
Кнопок у инструмента шесть, что означает 64 возможные комбинации. Действующих из них 26. Такой пользовательский интерфейс трудно назвать дружественным. Мне совсем не хочется издеваться над собой и людьми, которые будут играть на переделанной мной гитаре.
Поэтому управление ею будет состоять из 5-позиционного переключателя, «тяни-толкая» на месте ручки тембра, который станет регулятором варитона и выключателем сдвига фазы некового датчика, а также сдвоенного коаксиального потенциометра на месте регулятора громкости, при помощи которого можно будет раздельно регулировать и громкость, и тон.
Простейший гитарный варитон — это просто катушка с индуктивностью в несколько десятых генри, включаемая между конденсатором шунтирующего фильтра нижних частот и землёй.
Переменный резистор параллельно катушке делает её влияние тем слабее, чем ниже его сопротивление. В крайнем левом положении катушка просто закорочена.
В своих проектах я всегда стараюсь использовать недорогие легкодоступные компоненты. Применительно к микромощной индуктивности в сотни миллигенри это может быть трансформатор гальванической развязки 600:600, широко применяемый в аудиотехнике.
Конденсаторы последовательно с обмотками гитарных датчиков я устанавливаю очень часто. С их помощью можно получить не только завал нижних частот и повышение резонансной частоты цепи звукоснимателя, но и специфическую картину подъёмов и впадин амплитудно-частотной характеристики, воспринимаемую ухом как «стекло», «твэнг» и другие культовые звучания.
А что касается схемы на базе пятипозиционного суперпереключателя, то это перевёрнутый вариант «ибанезовской» коммутации, использованной при апгрейде семиструна Harley-Benton R-457MN.
В первой позиции мы имеем нормальный последовательный хамбакер. Во второй его обмотки включены параллельно. Третья — хамбакер плюс сингл, четвёртая — сингл плюс одна катушка, пятая — только сингл. Получается восемь вариантов коммутации, учитывая возможность сдвига фазы сингла при помощи «тяни-толкая».
Можно было поступить проще, применив более дешёвый и компактный переключатель Alpha 2502N, как сделано при модернизации телекастера TERRIS TTL-039 YW. Но таких переключателей у меня сейчас нет в наличии.
Так выглядит собранный темброблок, готовый к установке на электрогитару.
▍ Теперь можно послушать
После установки варитона скромная маленькая гитара стала применимой во всём спектре жанров от джаза до металла, включая различные вариации лёгкого и тяжёлого рока.
Копеечные конденсаторы и катушки не только способны избавить гитариста от необходимости покупать дорогие звукосниматели, но и дают возможность как ступенчатой, так и плавной регулировки специфических нюансов звучания, делающих электрогитару узнаваемой.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Автор: Lunathecat