Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный

в 9:01, , рубрики: ruvds_статьи, апгрейд, гитара, гитаризм, датчики, допиливание, звукосниматели, магниты, стратокастер, электрогитара
Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 1

Привет! Сегодня мы рассмотрим и услышим ещё одну альтернативу нэшвилловскому телекастеру. Я буду модернизировать редкую коллекционную электрогитару Disney by Washburn Hannah Montana Secret Star, стараясь по максимуму сохранить внешний вид близким к оригинальному.

Это значит, что нельзя устанавливать третий нэшвилловский звукосниматель, а также добавочные тумблеры и регуляторы. Зато можно заменить бриджевый сингл на узкий хамбакер, 3-позиционный переключатель на 5-позиционный, регулятор тембра на «тяни-толкай», а переменный резистор громкости — на сдвоенный коаксиальный.

Получится новый вариант универсальной электрогитары, способной на множество звучаний, причём близких к общепризнанным стандартам. Ведь ценители музыки хотят слышать то, к чему привыкли, а гитаристы не откажутся от инструмента «два или три в одном».

▍ Столица кантри

Нэшвилл — это столица штата Теннесси на юге США, получившая прозвище «Город музыки». Начиная с 1975 года, именно там производятся культовые электрогитары компании Gibson.

С тех пор в течение девяти лет продолжала действовать и первая фабрика Gibson в Каламазу, штат Мичиган, пока не была закрыта в 1984 — на восьмидесятом году её истории.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 2

Первая мастерская лютиера Орвилла Гибсона, начинавшего с изготовления мандолин, открылась в Каламазу ещё в 1896 году, через четыре года после открытия в том же городе масштабной уже на тот момент и процветающей по сей день гитарной мануфактуры Harmony.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 3

Наследие Gibson в Каламазу тоже производится до сих пор, но уже другой компанией, которая так и называется — «Наследие», Heritage Guitar Inc.

Её основали Джим Деурло, Майк Корпак, Марв Лэмб, Джи Пи Моатс и Билл Пэйдж — пятеро сотрудников старой фабрики Gibson, не захотевших переезжать в Нэшвилл или искать другую работу весной 1985 года.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 4

Они работали очень вдохновенно и плодотворно, и уже в июне того же года первая электрогитара Heritage была представлена на выставке NAMM в Новом Орлеане, штат Луизиана.

Среди энтузиастов гитары Heritage ценятся не ниже, а зачастую и выше, чем Gibson того же периода производства. Однако фанаты рок-музыки не обладают такой широтой и глубиной познаний об инструментах, как любители собственно гитар. Поэтому кумиры и исполнители, желающие стать таковыми, чаще предпочитают более узнаваемый бренд.

В период господства джаза Каламазу, находящийся на полпути между Чикаго и Детройтом — двумя крупнейшими концертными площадками США — стал раем для гитаристов, особенно с учётом локальных законов, разрешающих употребление алкоголя с 18-летнего возраста.

В Каламазу музыкант мог и отдохнуть, и выступить перед студентами местного колледжа, и присмотреть себе новый инструмент. Но далее сложилось так, что столицей кантри стал Нэшвилл. И если популярность разных направлений джаза, рока и металла росла и падала, то музыка кантри с момента своего появления востребована высоко и стабильно.

▍ Нэшвилловский телекастер

Какая электрогитара ассоциируется у вас с кантри? — Наверное, Fender Telecaster с его специфическим «твэнгом» и неповторимым звучанием в среднем положении трёхпозиционного переключателя, когда в цепь включены оба одинарных датчика.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 5

С городом Нэшвилл тесно связана не одна, а целых две модификации телекастера, первая из которых предназначалась именно для кантри, блюграсса и кантри-рока.

Она разработана дуэтом замечательных мультиинструменталистов и виртуозов электрогитары — Кларенсом Уайтом и Джином Парсонсом, сыгравшим с её помощью прекрасное соло в песне «Tulsa County Blue» группы The Byrds. Заявка на патент US3512443 была заполнена 30 октября 1968 года.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 6

Это был «би-бендер» (B-bender) — механическое устройство, позволяющее в нужный момент усилить натяжение второй струны, чтобы она звучала на два полутона выше. Механизм приводился в действие избыточным усилием на бобышку крепления ремня либо нажатием на специальный скрытый рычаг.

Благодаря би-бендеру, гитарист мог имитировать звучание слайд-гитары без пользования слайдом — специальным напёрстком из стекла или металла, скользящим по неприжатой струне.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 7

Однако телекастер оставался неспособным выдавать перкуссивный тембр «битого стекла», являющийся культовым звучанием другой, самой популярной модели электрогитары Fender.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 8

Речь идёт, конечно же, о Стратокастере, в оригинале имевшем не два одинарных звукоснимателя, а три. Комбинации среднего датчика с нековым и бриджевым — соответственно, второе и четвёртое положения пятипозиционного переключателя — выдают фирменное «стекло» благодаря фазовым сдвигам между стоячими волнами гармоник звучащей струны.

А что, если взять средний звукосниматель стратокастера, установить его на телекастер вдобавок к имеющимся, и предусмотреть тумблер, включение которого позволяет гитаристу подмешать дополнительный сигнал в любой из трёх позиций переключателя?

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 9

Впоследствии тумблер стали заменять «тяни-толкаем» — потенциометром со встроенным переключателем, срабатывающим при подъёме ручки регулировки громкости или тона.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 10

Также не составляет большого труда заменить штатный трёхпозиционный переключатель ножевого типа на пятипозиционный. Тогда сочетание «все три звукоснимателя» становится недоступным, зато нужное звучание выбирается одним движением рычажка.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 11

Именно таким образом были усовершенствованы два телекастера: самодельный из конструктора IRIN и Aria Pro II Jet-TL.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 12

▍ Отличие стратокастера от телекастера

А почему бы просто не заменить телекастер на стратокастер — более новую и совершенную модель, изначально оснащённую тремя датчиками, весьма неплохой для своего времени машинкой тремоло, бриджем с большей свободой тонкой регулировки высоты и длины струн, а также предоставляющую улучшенный доступ к верхним ладам?

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 13

Неужели причина кроется только в дизайне? Мол, модерновый (для своего времени) рокер должен играть на «рогатом» стратокастере, господин джазмен — на полуакустике или шикарном синглкате, а виртуоз кантри — на телекастере, напоминающем фолк-гитару, полый корпус которой заменили цельной доской почти той же формы?

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 14

На самом деле, добавление третьего звукоснимателя не делает из телекастера стратокастер, и вот почему. Рассмотрим вариант с пятипозиционным ножевым переключателем.

Четыре позиции переключателя у двух классов гитар полностью совпадают: 1 — бридж, 2 — бридж и средний, 4 — средний и нек, 5 — нек. Но в третьей позиции стратокастера активен средний звукосниматель, а средняя позиция телекастера включает бридж и нек вместе!

То есть, у нэшвилловского телекастера нет возможности включить средний датчик отдельно. Блюзмены и рокеры, любящие именно это звучание, предпочитают настоящие стратокастеры фирмы Fender и стратоподобные гитары других производителей со спецификациями, близкими к аутентичным.

Зато стратокастер не имеет функции одновременного включения бриджевого и некового звукоснимателя, а ведь это и создаёт культовое звучание кантри! Конечно, можно заменить переключатель на страте, но его датчики очень сильно отличаются от телекастеровских и конструкцией, и звучанием.

▍ Влияние металла на звук

Одинарный звукосниматель стратовского типа — это просто каркас из пластика или иного диэлектрического материала, на который намотана катушка, содержащая несколько тысяч витков тонкого обмоточного провода.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 15

Каркас предусматривает сквозные отверстия под шесть — по числу струн — стержневых магнитов из сплава ЮНДК (алнико — железо, легированное алюминием, никелем и кобальтом), либо цилиндрических магнитопроводов, если это звукосниматель с полосовым керамическим магнитом, приклеиваемым снизу.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 16

Нековый датчик телекастера — то же самое, только уменьшенного размера и с экраном из неферромагнитного металла вместо пластиковой крышки.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 17

Исторически звукосниматели телекастера предшествовали стратовским. Слабые винтажные магниты из сплава алнико-3 заставили Лео Фендера наматывать огромное количество витков тончайшего провода, чтобы обеспечивать достаточную амплитуду сигнала для тогдашних ламповых усилителей. Экран помогал поддерживать приемлемое отношение «сигнал-шум».

Ещё хуже обстояли дела с бриджевым звукоснимателем, ведь амплитуда стоячей механической волны максимальна в центре колеблющегося участка струны и сходит на нет к его краям.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 18

Массивная стальная пластина снизу датчика помогала слабому магниту создавать достаточную индукцию магнитного поля для преобразования колебаний струн в электрический сигнал.

Из ферромагнитной стали было выполнено и основание-струнодержатель, куда крепились три сдвоенных седла кобылки, и так называемая «пепельница» — крышка, защищавшая датчик от магнитных помех.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 19

Чтобы глушить струны правой рукой, гитаристы снимали эту крышку. Но все остальные металлические конструкции вокруг датчиков телекастера оставались на месте, образовывали короткозамкнутые витки и сформировали тот самый телекастеровский «твэнг», которого нет у стратокастера.

Нэшвилловская модификация телекастера представляет собой чудо гитаростроения, способное и на «твэнг», и на «стекло». То есть, она объединила всё лучшее из двух бессмертных изобретений Лео Фендера.

▍ Исходные данные

Однако установка дополнительного среднего датчика на деку крошечной маломензурной электрогитары Disney by Washburn Hannah Montana Secret Star была бы издевательством над инструментом.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 20

Как показал мой опыт с самодельным полуакустическим телекастером, двух хороших керамических синглов бывает вполне достаточно для получения не только нэшвилловских, но и других музыкально применимых звучаний. Потребовалось добавить всего лишь по паре конденсаторов и «тяни-толкаев».

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 21

Однако тот телекастер полномензурный и полуполый, что само по себе добавляет звучанию «стекла» и «воздуха». И звукосниматели у него дешёвые, но хорошие.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 22

А у сегодняшнего инструмента очень короткая мензура, весьма массивная дека и откровенно плохие датчики, которые следует заменить.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 23

На место некового звукоснимателя был приобретён 7.86-килоомный сингл FLEOR TNPA-NI, а на место бриджевого — узкий 9.22-килоомный хамбакер Yingtai Electroacustic Technology M005-2. Оба датчика недорогие и оснащены магнитами из заслуженно любимого гитаристами сплава алнико-5.

▍ Схема темброблока

В предыдущей статье перед нашим взором и слухом предстала великая и ужасная электрогитара Урал, способная на множество вариантов звучания. Но для их получения необходимо освоить кажущуюся простой, а на деле сложнейшую систему переключателей.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 24

Кнопок у инструмента шесть, что означает 64 возможные комбинации. Действующих из них 26. Такой пользовательский интерфейс трудно назвать дружественным. Мне совсем не хочется издеваться над собой и людьми, которые будут играть на переделанной мной гитаре.

Поэтому управление ею будет состоять из 5-позиционного переключателя, «тяни-толкая» на месте ручки тембра, который станет регулятором варитона и выключателем сдвига фазы некового датчика, а также сдвоенного коаксиального потенциометра на месте регулятора громкости, при помощи которого можно будет раздельно регулировать и громкость, и тон.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 25

Простейший гитарный варитон — это просто катушка с индуктивностью в несколько десятых генри, включаемая между конденсатором шунтирующего фильтра нижних частот и землёй.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 26

Переменный резистор параллельно катушке делает её влияние тем слабее, чем ниже его сопротивление. В крайнем левом положении катушка просто закорочена.

В своих проектах я всегда стараюсь использовать недорогие легкодоступные компоненты. Применительно к микромощной индуктивности в сотни миллигенри это может быть трансформатор гальванической развязки 600:600, широко применяемый в аудиотехнике.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 27

Конденсаторы последовательно с обмотками гитарных датчиков я устанавливаю очень часто. С их помощью можно получить не только завал нижних частот и повышение резонансной частоты цепи звукоснимателя, но и специфическую картину подъёмов и впадин амплитудно-частотной характеристики, воспринимаемую ухом как «стекло», «твэнг» и другие культовые звучания.

А что касается схемы на базе пятипозиционного суперпереключателя, то это перевёрнутый вариант «ибанезовской» коммутации, использованной при апгрейде семиструна Harley-Benton R-457MN.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 28

В первой позиции мы имеем нормальный последовательный хамбакер. Во второй его обмотки включены параллельно. Третья — хамбакер плюс сингл, четвёртая — сингл плюс одна катушка, пятая — только сингл. Получается восемь вариантов коммутации, учитывая возможность сдвига фазы сингла при помощи «тяни-толкая».

Можно было поступить проще, применив более дешёвый и компактный переключатель Alpha 2502N, как сделано при модернизации телекастера TERRIS TTL-039 YW. Но таких переключателей у меня сейчас нет в наличии.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 29

Так выглядит собранный темброблок, готовый к установке на электрогитару.

Короткомензурный варитон: узкий хамбакер звучит как полноразмерный - 30

▍ Теперь можно послушать

После установки варитона скромная маленькая гитара стала применимой во всём спектре жанров от джаза до металла, включая различные вариации лёгкого и тяжёлого рока.

Видео на Rutube

Видео на Youtube

Копеечные конденсаторы и катушки не только способны избавить гитариста от необходимости покупать дорогие звукосниматели, но и дают возможность как ступенчатой, так и плавной регулировки специфических нюансов звучания, делающих электрогитару узнаваемой.

© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»

Автор: Lunathecat

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js