Инженерная фантастика

в 10:17, , рубрики: научная фантастика, начно-популярное, Читальный зал

Оглавление

Фантастические определения

Инженерная фантастика - 1

 В статье «Киберклуб научной фантастики» я уже писал о нашей внутрикорпоративной попытке совместить приятное с полезным — научную фантастику с практикой применения информационных технологий. Едва начав обсуждение мы тут же столкнулись с отсутствием между собой взаимопонимания о том что понимать под «фантастикой», «научной фантастикой»,  «научным фэнтези» и «инженерной фантастикой»? Точных определений этих понятий нет. Почитатели научной фантастики и исследователи от науки уже долгие годы продолжают спорить между собой на эту тему.

 В этом споре мы оказались в роли булгаковского Шарикова: «почитали переписку, и не согласились ни с Энгельсом, ни с Каутским». В смысле — не приняли ни одну из сторон дискуссии. А всё потому, что мы не позиционировали себя ни как писатели, ни как читатели фантастики, ни как исследователи от науки. Нам понадобился взгляд на фантастику с точки зрения инженерии. Инженеров в отличие от учёных не интересует как одни «буквы» (фантастику) переписать в другие «буквы» (научные статьи). Инженеров интересует как из «букв» (фантастики) делать технику (предметы). Или, как говаривал И.В. Курчатов: «Техника должна работать не в принципе, а в кожухе».

 Ниже, по возможности коротко, привожу стенограмму обсуждения того, как мы понимаем фантастику.

Фантастика

 В энциклопедических изданиях обычно преподносят фантастику лишь как жанр, разновидность литературы. Однако рассматривать лишь результат процесса, не затрагивая структурообразующий процесс — это очень однобокий взгляд. Приведу понятную метафору. Говоря «реляционная база данных», мы имеем в виду не только структурированные данные, связанные реляционными («литературными») отношениями, но и систему управления этими данными (процессами), а также роли (субъекты), которым доступны процессы. Поэтому мы рассматривали фантастику не с позиции традиционного литературоведения (XIX века), а с точки зрения системной инженерии (XXI века):

  • как область деятельности, управляемую субъектами (автором и пользователем);

  • как процессы деятельности субъектов;

  • как результат (продукт, артефакт) деятельности автора, предназначенный пользователю.

Фантастика — область деятельности авторов фантастики, управляющих процессами фантастики для создания произведений фантастики. Фантастика — авторское субъективное переосмысление реальности и читательское субъективное осмысление авторской реальности.

Автор фантастики — субъект (роль), управляющий процессом фантастики для создания произведения фантастики.  Автор фантастики:

  • анализирует реальность:

    • выявляет угрозы и возможности среды;

    • моделирует действительность актантов (героев произведения);

  • синтезирует новую потенциальную (виртуальную) действительность актантов, которая отражает возможную (или невозможную) реальность.

Процесс фантастики — творческая литературная методология, информационная технология, применяемая автором для создания произведения фантастики.

Произведение фантастики — результат деятельности автора, управляющего творческим процессом литературной деятельности.

Читатель фантастики — пользователь произведением фантастики.

Актант — персонаж литературного произведения как субъект изображаемого действия. Персонаж интересен с точки зрения продвижения сюжета (событий и ситуаций) произведения. В произведении за каждым актантом закреплён постоянный, устойчивый набор действий, значимых для развития сюжета.

Научная фантастика

 Насколько «научна» фантастика? Научная фантастика это то же самое, что фантастическая наука? Существует ли различие между фантастикой и наукой; а если существует, то в чём это отличие?

 Наука основана на доказательствах явлений реальности, которые необходимы для подтверждения или опровержения теории. Доказательствами в науке служат эмпирические данные об уже свершившихся фактах реальности. Доказательства осуществляют научными методами (логикой, математикой и т.п.). Наука исследует рациональное поведение людей в реальных ситуациях. Допущение (гипотеза) в науке представляет собой прогноз; предположение, основанное на фактах:

  • о появлении в реальности, в скором будущем новой техники;

  • о предстоящих новых открытиях пространства и времени реальности;

  • о новых моделях реального общества и т.п.

 Фантастика основана на вымысле, который автор преподносит как факты для героя произведения. «Доказательство» в фантастике осуществляют методами литературного моделирования. Фантастика исследует поведение литературного героя в вымышленных ситуациях. Допущение в фантастике представляет собой предположение, основанное на вымысле:

  • о появлении новой техники в среде (сеттинге) произведения;

  • о предстоящих новых открытиях пространства и времени в сеттинге произведения;

  • о новых моделях общества в сеттинге произведения и т.п.

 Другими словами, следует научиться отличать:

  • реальность читателя от реальности литературного героя (сеттинга произведения);

  • научное прогнозирование от литературного моделирования;

  • подтверждённые факты науки от неподтверждённых и непознанных допущений фантастики.

Научное допущение (гипотеза) — объяснение подтверждённых (имманентных) фактов реальности.

Фантастическое допущение — неподтверждённые (трансцендентальные) и непознанные (трансцендентные) гипотезы автора фантастики о вымышленном (литературном) среде (сеттинге), в которой автор предполагает моделировать поведение героя произведения.

Сеттинг (литературная реальность) — среда фантастических допущений , созданная автором. В этом окружении происходят действия героев произведения (литературная действительность).

Топос (лат. locus communis) — устойчивые содержательные компоненты произведения. К топосу относят:

  • тему произведения;

  • устойчивый набор ситуаций, образующих содержание:

    • природу, ландшафты, времена года;

    • отношения разумных существ (дружба, вражда);

    • поведение разумных существ и сообществ.

Фантастическое научное допущение — рациональные неподтверждённые и непознанные гипотезы автора фантастики о вымышленной (литературной) среде, в которой автор предполагает моделировать рациональное поведение героя произведения.

 Классификация научных фантастических допущений:

  • Естественнонаучное допущение — технические изобретения, научные открытия. Допущение характерно для «твёрдой» фантастики.

  • Гуманитарно-научное допущение — новые модели общества (истории, политики, этики, религии). Допущение характерно для утопии, антиутопии, социальной фантастики.

  • Футурологическое допущение — перенесение действия произведения в будущее.

  • Фольклорное допущение (сказочное, мифологическое, легендарное) — введение в произведение существ, предметов, явлений из мифологии. Допущение характерно для научного фэнтези, городского фэнтези.

  • Миротворческое допущение — перенесение действия в полностью вымышленный мир. Допущение характерно для традиционных видов фэнтези.

  • Альтернативное допущение — альтернативное общество (история, религия, эволюция, география и т.п.). Допущение характерно для альтернативных историй.

 Фантастическое научное допущение можно определить как фантастическую науку.

Фантастическая наука — рациональные трансцендентальные и трансцендентные гипотезы автора о литературной среде моделирования рационального поведения протагониста.

Научная фантастика — область деятельности авторов фантастики, управляющих процессами фантастической науки для создания произведений фантастики.

Научное фэнтези

 Если в XX веке литературоведы чётко разделяли литературные жанры фэнтези и научной фантастики, то в XXI веке отличить эти две области литературной деятельности довольно сложно. В научную фантастику проникают методы, образы, топосы и сеттинг фэнтези. А фэнтези позаимствовало у научной фантастики рациональность и логичность, породив научное фэнтези. После чего сложно сказать: в чём отличие разумных марсиан научной фантастики от разумных единорогов научного фэнтези? И тех, и других можно отнести к фантастической науке.

 Жанровых отличий между научной фантастикой и научным фэнтези почти не осталось. Однако с точки зрения когнитивной инженерии понятны отличия:

  • научное фэнтези описывает непознанное и невозможное как неправдоподобное, но вероятное;

  • научная фантастика описывает неправдоподобное и возможное как вероятное.

 Другими словами:

  • научное фэнтези переводит трансцендентное в литературный дискурс трансцендентального;

  • научная фантастика переводит трансцендентальное в имманентное.

Технофантастика

 Ещё одним полезным для инженера видом фантастики служат технофантастика, технофэнтези, киберфэнтези.

Технофантастика, техническая фантастика — направление научной фантастики, в котором внимание уделено не науке, а достижениям техники. К технической фантастике можно отнести ретрофутуризм, который заостряет внимание на альтернативном развитии техники (стимпанк, дизельпанк, атомпанк, биопанк, нанопанк и т.п.).

Технофэнтези, техническое фэнтези — направление научного фэнтези, в котором технология представляет собой сочетание науки и магии.

Киберфантастика — технофантастика в киберпространстве.

Киберфэнтези —  технофэнтези в киберпространстве.

Содержание фантастики

 На что обратить внимание при чтении фантастики? Сюжет — не главное в фантастике. Это всего лишь способ оформления идей, красивый и привлекательный фантик. Главное в фантастике — это драма идей, а не драма героев. Настоящими действующими лицами фантастики служат новые идеи, вступающие в конфликт с консервативными и устаревшими. Следить нужно за конфликтом идей: столкновением, нарастанием, разрешением конфликта. Этим фантастика — как поток идей, —  отлична от приключений и детективов, представляющих собой поток действий. Осмысленный вымысел фантастики резко отличает её от современной псевдофантастики — вымысла без мысли, написанного исключительно ради денег. Псевдофантастика паразитирует на интересе публики к хорошей фантастике. Отнимает свободное время, которого у современного человека и так крайне мало.

 Традиционная художественная литература создаёт и показывает образы, обращена к воображению. Помните в школьной программе учителя постоянно вопрошали: «Опишите образ Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого. Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского»? Фантастика создаёт и отражаем мысли, обращена к абстрактному разуму. Она отражает мыслительный процесс автора, который «берёт за ручку» разум читателя и проводит по своему пути размышления, учит думать по-новому.

 Хорошая фантастика похожа на простой разговор между друзьями. Это свободное изложение мысли и без попыток загнать эту мысль в прокрустово ложе формальных схем, сюжетов и других догматов.

Инженерная фантастика

Инженерная фантастика - 2

 Как только мы дали, пусть и очень примитивные, определения фантастики, нам стала понятна роль научного фэнтези и научной фантастики для системной и программное инженерии — использовать познанные концепции фантастики для проектирования техники.

 За пять тысяч лет существования фантастика накопила множество интересных технических идей. Сами идеи не устаревают, устаревает лишь воплощение, неразрывно связанное с уровнем развития цивилизации. Появление новых технологий позволяет архитекторам и инженерам найти современные способы воплощения этих идей. Д. А. Гранин в одной из статей писал: «Интересно изучить, в чём сбылись или не сбылись описания будущего. Как и куда отклонилось развитие науки и техники? В какую сторону ошибается воображение и чутьё? Что потенциально может предусмотреть человечество?».

 Фантастика не столько литературное, сколько инженерное явление. Что бы не выдумали фантасты, это происходит:

  • в некоторой, пусть и вымышленной, реальности;

  • с некоторыми, пусть и вымышленными, обитателями реальности.

 Анализ фантастической реальности позволяет инженеру по новому взглянуть на существующую реальность, увидеть нечто новое, а порой — хорошо забытое старое. Необычное поведение фантастических существ также очень полезно — позволяет с необычного ракурса посмотреть на пользователя техники, придумать необычный опыт использования создаваемой продукции или сервиса. Помните один из лозунгов киберпанка: «Улица всему найдёт своё применение»?! Сильный инженерный и маркетинговый ход заключается в том, чтобы раньше других задать вопрос: «А какое применение нашей технологии нашла бы улица? Какова мобильная связь среди единорогов?».

 Приведём широко известные примеры того, как это работает.

  • В 1870-м году в произведении  «Двадцать тысяч лье под водой» Жюль Верн описал двойной корпус подводной лодки. Через 30 лет инженер Лебеф спроектировал подводную лодку с двойным корпусом. Другой пример,

  • В произведении «Капитан Футур» Гамильтон в 1940-х годах впервые упомянул спутник Плутона Харон, за 38 лет до его фактического открытия телескопами.

  • Прообразы искусственных человекоподобных созданий впервые упомянуты в древнегреческих произведениях о  Кадме, о  Пигмалионе и  Галатее, о Гефесте. Идея продолжила существовать в легендах о  Големе, о Мёккуркальви. Затем последовали попытки технического воплощения:

    • механические музыканты Аль-Джазари в XII веке;

    • робот Леонардо да Винчи в 1495 году;

    • автоматоны в XVI—XVIII веках;

    • андроид Жака де Вокансона в 1738 году;

    • роботы различной сложности в XX веке.

 Для инженерии фантастика представляет собой:

  • способ концептуализации некоторой области деятельности;

  • способ развития технического мышления.

 Рассмотрим эти способы подробнее.

Фантастическая концептуализация

 Инженерия оперирует понятиями, без мысли нет мышления. Попробуйте проектировать технику не имея терминов и условных обозначений! Вы задавались вопросом: откуда брать понятия? Большинство предполагает, что из «тумбочки» стандартов и теорий. А откуда берут понятия стандарты и теории? Из гипотез, фантастических допущений, основанных не столько на фактах, сколько на интуиции автора произведения. Эти гипотезы ломают привычные для общества:

  • Формальные представления. Для этого авторы используют формальные методы литературы: гиперболу, метафору, аллегорию, создание пространственно-временной неопределённости и т.п.

  • Фактические представления. Для этого авторы вводят фантастические образы, изображают необычные ситуации, события или поведение героев.

 Фантастические алогизмы, ломающие существующие представления, не означают нерациональность или отсутствие логики.

Алогизм — рассуждение, не вписывающееся в существующую логику. В фантастике различают:

  • Алогизм факта — новый факт, который невозможно:

    • сопоставить с пространством уже известных фактов;

    • обосновать существующими правилами логики.

  • Алогизм правила — новое правило логики, которое невозможно:

    • сопоставить с пространством уже известных правил (теорией);

    • применить для обоснования уже известных фактов.

  • Комбинированный алогизм — новый факт, обоснованных новым правилом.

 В разделе «научная фантастика» мы уже обсуждали, что заслуга авторов фантастики в том, что они познают непознанную реальность. Создают аллегорию и метафору происходящего. Превращают в знания образы, созданные воображением. Дальше эти знания можно анализировать, критиковать, выбрасывать как несостоятельные или создавать из них технику. Но это дальше…

 Пример концептуализации. В 1928-м году в повести «Сталкивающиеся солнца» из цикла о «Межзвёздном патруле» Гамильтон описал голографию. В произведении он назвал её «телестерео». Развитие оптической голографии стало возможно после изобретения лазера в 1960 году. Изменился термин, но метафора понятия (концепция) уже существовала.

 «Изменить будущее можно, изменив нарратив, с помощью которого люди говорят о будущем», –  писал футуролог компании Intel Брайан Джонсон. В контексте научной фантастики вроде бы знакомые прежде термины получают новые значения. Позволяют понять нечто новое. Фантастика — это прежде всего язык, на котором говорят об обществе будущего. Это лексика, содержащая новые значения (концепты). И именно эта лексика формирует новое мировоззрение. Фантастическое мировоззрение проникает в существующее, постепенно подменяет его, и тем самым формирует будущее. Идею о том что у научной фантастики свой особый язык высказал в 1970-х годах писатель-фантаст Сэмюэл Дилейни (Samuel Ray Delany).

Фантастически техническое мышление

 Фантастика позволяет:

  • преодолеть инерцию мышления;

  • развивать техническое воображение;

  • отыскивать и оценивать перспективные идеи;

  • осуществлять перспективное планирование деятельности.

Преодоление инерции мышления

 Современные теории жёстко привязаны к действительности, к существующей практике. В этом их достоинство, но и недостаток — ограниченность. Термины созданы для уже известных решений. Инерция понятий терминологии приводит к инерции мышления.  Для создания новой техники необходимо расширение пространства поиска, пространства мышления. А для этого следует выйти за пределы существующей теории и практики. «В науке каждая новая точка зрения влечёт революцию в технических терминах», — писал в своё время Ф. Энгельс.

  При формулировке технической проблемы целесообразно описывать конечный результат и при этом никак не ограничивать способ достижения этого результата. Практика решения проблем техники показывает, что лучший результат получают при использовании не узких специальных терминов, а самых обычных слов с широким спектром значений. И только после решения проблемы нужно вернуться к использованию специальной терминологии.

 Фантастика помогает преодолеть инерцию мышления. Ведь любой вымышленный мир несёт в себе следы земного происхождения. Наблюдая со стороны за поведением героев — будь то марсиане это или единороги, — можно обнаружить новое в поведении, а следовательно новое в собственном мышлении. Новизна мышления приводит к новизне технических решений. 

 Что остаётся после прочтения произведения фантастики? Опыт — собственные мысли и знания. Если книга не породила потока собственных мыслей — время прочтения потрачено впустую.

Техническое воображение

 «Всё, что человек способен представить в своём воображении, другие сумеют претворить в жизнь», — писал Жюль Верн. Научно-фантастическая литература хорошо работает в качестве ассоциативной связи, позволяющей преодолеть мыслительное препятствие при решении проблемы. И несмотря на то, что научная фантастика пока не вошла в устоявшийся инструментарий инженерии, многие компании и отдельные специалисты используют её как практически действенное средство развития технического воображения.

 Инженерная практика доказала — у смелых идей большая вероятность осуществления, чем у идей осторожных. Но для этого  инженерам необходимо:

  • Умение интерпретировать литературную фантастику в проектную документацию.

  • Применять к идеям фантастики системные, процессные, продуктовые теории, а также методологию решения проблем.

  • Управлять преобразованием идеи. Задать направление интерпретации. Шаг за шагом от футуристического видения приближать идею к техническому воплощению.

  • Использовать только то, что знаешь, понимаешь, умеешь.

 О креативности и творчестве твердят «из каждого утюга». Однако в жизни ситуация удручающая. Ещё в 1900-м году французский психолог Теодюль Рибо писал о регрессии памяти. О том что естественный пик воображения достигает максимума к пятнадцати годам, а потом в течение всей жизни только снижается. У школьников и студентов XXI века спад воображения начинается ещё раньше. Современная школьная и вузовская программа насыщена огромным количеством случайно скомпонованных предметов, которые не связаны ни с практикой, ни с умением творчески использовать эти знания. Учебные программы не предусматривают развитие инженерного воображения, а по старинке предполагают лишь зубрёжку — запоминание устоявшихся, часто устаревших теорий. В лучшем случае — преподают такие же устаревшие шаблоны мышления.

 Может у других компаний ситуация более благополучная, но в практике нашей компании в большинстве случаев возникает необходимость заново обучать нанятых молодых специалистов техническому, инженерному мышлению. На это уходит огромное количество ресурсов и времени, отрываемого от вечно горящих проектов.

 Трудности технического воображения затрагивают не только специалистов, начинающих свою карьеру. Для того чтобы остаться на плаву, «старичкам» также желательно поддерживать себя в профессионально востребованной форме. Постоянные абстрактные упражнения необходимы инженеру как тренировки спортсмену.

 На практике техническое воображение представляет собой использование методов генерации и оценки идей. Подобных методов множество. Каждый проектный коллектив использует собственный набор методов. Речь идёт о методах дивергентного мышления, мозговом штурме, ступенчатом конструировании, методе свободных ассоциаций, методе фокальных объектов, морфологическом анализе, функционально-стоимостном анализе, моделировании и других подобных методах.

Оценка идей фантастики

 Гипотезы, высказанные фантастикой, следует анализировать и оценивать с технической (инженерной) точки зрения.  Практический результат оценки может сильно отличаться от первоначальной идеи. Но это не важно! Гораздо важнее получить конструкцию, которую возможно технически реализовать.

 Для оценки гипотез необходимы правила, показатели и шкала оценки. При этом, правила, показатели и шкалы будут отличны:

  • для разных областей деятельности, в которых будет применена разрабатываемая техника;

  • для разных областей инженерии.

 Например, оценка идей при разработке программного обеспечения будет отлична:

  • для областей деятельности: здравоохранения, образования, банковского дела, государственного управления;

  • для областей инженерии: архитектурного проектирования, проектирования баз данных, разработки интерфейса или информационной безопасности. 

 В самом общем виде, вне зависимости от области применения приложения (техники), для оценки следует вводить:

  • объективную оценку идей фантастики;

  • субъективную оценку идей фантастики.

 Оценивать идеи следует не вообще, а в частности, применительно к организации (сообществу, компании). В случае применения метода экспертных оценок желательно привлечь к работе как можно большее число сотрудников. Это позволяет получить более точные результаты оценки, отсекая крайние проявления субъективности.

 Показатели объективной оценки идеи:

  • новизна для организации;

  • актуальность, своевременность для деятельности организации;

  • правдоподобность, убедительность, обоснованность идеи для организации;

  • ценность для организационной (корпоративной) культуры, практическая значимость.

 Показатели субъективной оценки идеи:

  • эстетика, эстетическая ценность идеи для результатов деятельности организации (продуктов компании);

  • удобство пользования.

 Для каждого показателя можно ввести следующие коэффициенты:

  • 0. отсутствие значения (новизны, актуальности, ценности);

  • 1. минимальное значение (новизны, актуальности, ценности);

  • 2. среднее, существует некоторая (новизна, актуальность, ценность);

  • 3. максимальное значение (новизны, актуальности, ценности).

 Произведение коэффициентов даёт результирующую экспертную оценку идеи. Все идеи с одинаковым коэффициентом принимают как равные.

Новизна идеи

 Шкала оценки фантастической идеи связана с аналитическим умением рассуждать. Пример шкалы для показателя новизны фантастической идеи, высказанной в произведении:

  • 0. Прототип не изменён. Мелкая модификация уже известной идеи. Не заслуживает усилий дальнейшего анализа. Нет новизны ни для деятельности, ни для технологии организации.

  • 1. Прототип изменён, но отсутствует принципиальная новизна. Не заслуживает усилий дальнейшего анализа.

  • 2. Прототип изменён, появилось новое качество (свойство). Заслуживает анализа нового качества (свойства, ситуации).

  • 3. Новый прототип с новыми качествами. Заслуживает первостепенного внимания и глубокого анализа нового качества (свойства, ситуации).

Правдоподобность идеи

Правдоподобность идеи — сходство происходящего в произведении с жизненными ситуациями читателя.

 Правдоподобность зависит от культуры и образа жизни читателя. Например, для изолированно живущих в джунглях племён описание обычной жизни москвича — неправдоподобно. Другой пример: если описать что негр-начальник избил и уволил белого слугу, то для читателя Южных штатов США в начале XIX века это будет фантастика (неправдоподобная ситуация).

 Фантастика удовлетворяет интерес читателя о возможных вариантах жизни, отличающихся от известной реальности:

  • прогноз и футуризм это представления о том, как люди будут жить в будущем;

  • форсайт и альтернативная история это представления о том, как люди могли бы жить (в прошлом, настоящем, будущем).

 Оценка произведения фантастики на правдоподобность крайне важна инженерии. Нецелесообразно пытаться создавать:

  • неправдоподобную технику, которую невозможно произвести, распространять, обслуживать;

  • технику для неправдоподобной области деятельности для которой не существует правдоподобного потребителя.

 В хорошей фантастике автор не только описывает новую технику, но и обосновывает потребителя этой фантастической техники. Например, в «Звёздных войнах» световые мечи (фантастическую технику) используют джедаи (потребители). Инженерная оценка правдоподобности означает поиск в современном обществе аналогов социального слоя джедаев. Пока потребители не найдены, изобретать световой меч нецелесообразно.

 Пример шкалы для показателя правдоподобности  (убедительности) фантастической идеи, высказанной в произведении:

  • 0. Неправдоподобно, не убедительно. Фантазёрская, произвольная, противоречивая, сказочная идея. Не имеет даже литературного обоснования.

  • 1. Очень слабо обоснованная идея. В тексте приведены литературные «обоснования» и «доказательства» (факты).

  • 2. Довольно правдоподобная, убедительная, обоснованная идея. Не противоречит науке, но и не обладает достоверными фактами.

  • 3. Правдоподобная, убедительная, хорошо обоснованная, логичная идея (концепция, гипотеза, предположение) вне зависимости от того, соответствует науке или нет.

Перспективное планирование

 Фантастика подобна перспективному, долговременному планированию. Вместо формулирования миссий — этого католического наследия крестовых походов покорения варваров, — современным компаниям гораздо полезнее думать о перспективе, мечтать об обществе будущего и своём месте в этом обществе.

 Фантастика — особенно обоснованная методами форсайта, — позволяет увидеть новое, неведомое ранее. Позволяет скептически воспринимать «вечные истины», разрушать инерционные «скрепы» мозга и заржавевшие «механизмы» мышления.

 Фантастика учит общество, в т.ч. компанию как часть этого общества, самостоятельно думать и видеть своё, а не навязанное со стороны, будущее.

Заключение

 Вот такой состоялся разговор в нашем киберклубе фантастики. Мы сформулировали собственные определения, которые отражают наше понимание места фантастики в системной и программной инженерии. Затем мы попытались вспомнить и собрать в одном месте давно забытые со студенческих времён креативные методы генерации и оценки инженерных идей.

Автор: Giox_Nostr

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js