Некоторое время назад возмутил Хабр статьей про то, что убежден - мы находимся в симуляции. Было много как позитивных, так и негативных отзывов. Статью даже пытались заблокировать, (возможно, из-за вмешательства «администраторов Матрицы»), вторую часть, так и не пропустили.
Было много вопросов, в чем смысл симуляции, если она действительно существует. Другими словами, в чем смысл жизни? Позволю себе посветить в определенную сторону, на то, что уже на виду, на то, что уже происходит. Как мне кажется, мы с вами на пороге создания собственной симуляции. Может не с технической точки зрения, но запрос на создание симуляции уже витает в воздухе.
Виртуальные среды и нейросети
Посмотрите на мощь нейросетей, уже сегодня они пишут тексты, генерируют изображения, водят автомобили... Их развитие продолжает набирать обороты. Настолько, что вице-президент google бьет тревогу, человечество - это лишь промежуточная фаза в развитии интеллекта.
Что самое дорогое в создании нейросетей? Разработка алгоритма? Создание вычислительных мощностей для обучения? - Сбор и разметка данных.
Правильная разметка данных требует значительных затрат, по сути это ручной труд, который часто требует высокой квалификации и больших затрат времени.
Если говорить, например, про обучение вождению, необходимо много часов гонять автомобиль по полигону, а затем и в реальных городских условиях. Минусы очевидны: это требует много времени, данные все равно ограничены, и весьма вероятно, в реальной эксплуатации могут возникать ситуации, которых не было в обучении.
Решение же довольно элегантное - создать виртуальную среду обучения, в которой можно моделировать какие угодно ситуации, скорость обучения возрастает в миллионы раз, а затраты и риски стремятся к нулю.
При этом виртуальные среды позволяют экспериментировать с опасными и редкими ситуациями.
Примеры таких сред:
-
CARLA (Car Learning to Act)
Это открытая платформа для автономного вождения. Она моделирует городской трафик, пешеходов и погодные условия, позволяя обучать системы самоуправляемых автомобилей без реального риска. CARLA используется многими исследователями для разработки алгоритмов безопасного вождения. Подробнее на официальном сайте проекта CARLA. -
Gibson Environment
Виртуальная среда, которая фокусируется на моделировании зданий для обучения роботов навигации. Она предоставляет детализированные 3D-модели реальных помещений, где роботы могут учиться перемещаться, избегать препятствий и выполнять задачи. Подробнее на сайте Gibson Environment. -
Unity ML-Agents Toolkit
Это инструментарий на базе движка Unity, который помогает создавать интерактивные среды для обучения нейросетей. Разработчики могут использовать его для обучения агентов в видеоиграх, промышленной автоматизации и других задач. Подробнее можно узнать на официальной странице Unity ML-Agents.
Преимущества виртуальных сред:
-
Снижение затрат: Нет необходимости проводить дорогостоящие полевые эксперименты.
-
Безопасность: Можно моделировать аварийные ситуации или тестировать роботов в опасных условиях.
-
Гибкость: Легко изменять параметры среды для тестирования различных сценариев.
-
Масштабируемость: Возможность параллельного запуска множества симуляций.
Такие инструменты позволяют ускорять исследования и разработки.
На этом этапе я бы хотел закрыть вопрос целесообразности создания виртуальных сред, другими словами - симуляций. Это один из самых эффективных способов обучить нейросеть.
Находимся ли мы в симуляции или нет - вопрос открытый и можно бесконечно ломать копья. И относитесь к тому, что я скажу далее, как к научной фантастике о том, как устроена симуляция если бы я работал над этим проектом.
Вселенная в кармане
Просто представьте, что у вас в кармане есть вселенная. Не буквально, конечно, а некий источник, внутри которого была воссоздана вся история вселенной, начиная от зарождения, до смерти. Миллионы вариантов развития человечества, с великими крушениями и исчезновениями человечества с лица Земли и с великим становлением межгалактической цивилизации. Это ваш личный и неисчерпаемый источник опыта и знаний.
Нужен опыт управления страной, управления планетой - получи. Опыт соблазнения, построения отношений - пожалуйста. Опыт программирования, войны, вышивания крестиком, или опыт оригами, да что угодно! Вмиг можно стать кем угодно.
Данная картина - просто моя фантазия, думаю есть разные степени интеграции с нейросетью и разные способы извлечения информации. И тут кроются технические ограничения, которые способны дать нам подсказку о том, кто же является заказчиком симуляции и какие преследует цели.
Сейчас компании без преувеличений тратят миллиарды долларов на сбор и разметку информации. Допустим, в какой-то момент, им удалось скормить нейросети всю информацию, что была у человечества, все в мире книги, все видео, аудио, все цифровые и аналоговые информационные носители, это много? К сожалению, или к счастью, в рамках человеческой истории и в рамках истории вселенной - это пшик. А каким образом мы бы могли все такие получить этот коллосальный опыт за всю историю развития вселенной? Как посмотреть на развитие событий, когда еще даже некому их фиксировать? Ответ один - симуляция.
Даже если мы не знаем в точности всех законов физического мира, мы бы могли, например, выставить уже известные законы и прогонять симуляцию вселенной в будущее и в прошлое, с каждым разом улучшая соответствия реальности и симуляции. Эту информацию мы бы могли извлечь из симуляции в виде формул и описания различных физических законов.
А теперь представьте, что мы можем смоделировать опыт каждого человека за всю историю. Это безусловно один из следующих этапов, однако, давайте немного углубимся в размышление, насколько на нашем текущем уровне технологий это будет нам полезно?
Если говорить о чистой пользе, безусловно, опыт всего человечества - полезная штука. С другой стороны создание и поддержание симуляции - дело затратное. В предыдущей статье обсуждали, что в квантовой физике наблюдаются эффекты, которые выглядят как программные оптимизации. Значит физика симуляции не соответствует реальной физике и опыт исследования физических законов - не релевантен. Скорее всего ценность данной симуляции в жизненном опыте, в опыте решения сложных поведенческих задач, жизненных ситуаций. И вот тут дилемма, которую, возможно, помогут решить в комментариях.
Жизненный опыт - сложно передать текстом. Текст - не самый лучший канал передачи опыта. А значит, вероятно, существа снаружи - каким-то образом могут получать опыт из симуляции более эффективным способом, чем текст. На ум приходит прямая связь через чип. И можно даже подумать, что человечество эволюционировало в некоторых трансформеров и нас (точнее у них) уже давно электронные
С другой стороны какой смысл получать опыт жизни биологического существа, если ты им не являешься? Это будет нерелевантный опыт. Опыт биологического существа - биологическому существу, опыт киборга - киборгу.
Возможно, симуляция запущена вовсе не с зарождения человечества, а вчера? И исследуется сценарий перехода биологического человека в человека кибернетического?
А, возможно, это симуляция терминатора, рептилоидов, (подставить нужную страшилку) и смысл в том, чтобы лучше понять человеческие характеристики.
Есть еще другой вариант, о котором известно, по разным данным, более 3000 лет. Об этом поговорим в разделе про религию.
Как вырваться из симуляции
Когда обсуждаю гипотезу симуляции, часто слышу что-то вроде: мне не нравится думать, что я где-то лежу в капсуле с трубками и шлемом виртуальной реальности, и что мне нужно как-то отсюда вырваться.
Но, дорогие мои, чтобы откуда-то вырваться, туда сначала нужно как-то ворваться. Долго думал, писать ли об этом, очень не хотелось бы, чтобы кто-то из-за моих фантазий впал в депрессию или того хуже. Но сама концепция погружения в симуляцию - не отвечает техническим требованиям.
Вспомните, обсуждали выше, смысл создания виртуальных сред (симуляций) в том, что в виртуальной среде можно гораздо быстрее проиграть множество сценариев. Биологический человеческий
Но кто же мы тогда? Думаю, чтобы сохранить релевантность опыта - мы некие копии реальных сознаний. Только в этом случае сохраняется релевантность, ценность опыта. В противном случае, симуляция - обычная игрушка.
С другой стороны, как я писал выше, получить опыт из симуляции текстом - слабая технология, вероятно есть технология, которая позволяет передать опыт непосредственно. Наверное чип. А если чип, наверное, можно и в симуляцию погрузиться как персонаж.
Сон Брахмы
Идея сна Брахмы описана в древних текстах, таких как Бхагавадгита, Упанишады и Вишну-Пурана и, по разным данным, существует более 3500 лет. Она основывается на идее, что вся вселенная — это проявление сознания Брахмы, высшего божества-творца в индуистской традиции. Вот основные аспекты этого учения:
1. Вселенная как сон Брахмы
-
Согласно индуистским текстам, таких как Веды и Пураны, Брахма создает вселенную через акт своего воображения или сна.
-
Брахма — это существо, которое пребывает в циклическом процессе творения и разрушения: он создает миры, они существуют в его сознании, а затем разрушаются, когда он "просыпается".
-
Сон Брахмы символизирует иллюзорную природу реальности, которая называется майя. Все сущее воспринимается как временное и нереальное, подобно сну.
2. Идея единства
-
Индивидуальная душа (атман) рассматривается как часть Брахмы (Брахман), то есть высшей реальности. Каждое существо — это аспект Брахмы, выраженный в индивидуальной форме.
-
Эта концепция говорит о том, что все люди, как и вся природа, изначально божественны и составляют одно целое.
3. Циклы времени
-
Сон Брахмы связан с огромными космическими циклами времени. День и ночь Брахмы эквивалентны миллиардам человеческих лет. В его "день" вселенная существует, а в его "ночь" она возвращается в состояние покоя.
4. Духовное пробуждение
-
Одна из целей жизни в индийской философии — осознание этой иллюзии и пробуждение от "сна". Это состояние называют мокша — освобождение от круга перерождений (самсары) и единение с Брахмой.
Эта идея способна разрешить противоречие. С одной стороны, так как используется опыт биологических существ - Брахма, вероятно, биологическое существо. Но также ему не нужен никакой особенный канал связи с симуляцией, потому что симуляция запущена на мощностях его
Вероятно, присутствует некий апгрейд
Операции на
Пока у нас нет технологии, но когда появится... что если подобным образом заменить один нейрон
Представьте, что вы уже стали обладателем некоего электронного
Вместо заключения
Создание виртуальных сред или по-другому, симуляций - весьма эффективный способ обучения нейросетей.
Физический мир на квантовом уровне обладает некоторыми программными оптимизациями, уже только это делает опыт физических законов нерелевантным и, вероятно, цель симуляции в другом.
Мне кажется смысл симуляции - в получении как можно большего количества жизненного опыта. Тогда смысл жизни каждого - в самой жизни, о чем и ведают нам многие религиозные учения. В контексте симуляции это обретает весьма понятный смысл, потребителю данных симуляции нужен опыт решения как можно большего числа жизненных ситуаций.
Как вырваться из симуляции? Чтобы из симуляции вырваться, в нее нужно сначала ворваться. Вероятно, мы не являемся реальными людьми с реальными физическими телами, а значит и вырываться нам некуда. С другой стороны, вероятно мы являемся частицами сознания некого сверхчеловека, то есть мы и есть - он...
Автор: igor_zvyagin