Посмотрев свежие серии «Холивара», мы решили продолжить рассказ о первых шагах рунета и первых компьютерах, пришедших в дома советских граждан по-своему, не погружаясь в пучину политики.
В предыдущей статье немалый раздел был посвящен ZX Spectrum и его клонам, которые буквально наводнили СССР и не сдавали позиции вплоть до середины 90-х, когда IBM-совместимые компьютеры стали доступны рядовому покупателю. В этот раз мы постараемся рассмотреть историю этого компьютера более серьезно, в том числе и с точки зрения становления рунета.
Рубрика «zx spectrum» - 6
ZX Spectrum в России и СНГ: как стремление в онлайн трансформировало оффлайн
2019-10-24 в 13:17, admin, рубрики: zx spectrum, Блог компании ИТ-ГРАД, Игры и игровые приставки, история рунета, ретрокомпьютинг, спектрум, старое железо, старое компьютерное железоДеревянные игрушки — неписи
2019-10-12 в 5:24, admin, рубрики: MSX, zx spectrum, игры, Игры и игровые приставки, ретрогейминг, старое железоЭто внеочередной выпуск «деревянных игрушек» — изначально не планировал, но как-то сам собой появился.
Пока писал ретроспективу игр под DOS, периодически в комментариях высказывались на тему «а почему не упомянута <игра> для <платформы>». Так потому и не упомянута, что для <платформы>. У меня вообще невелик был опыт игры на других платформах (если игровые консоли не считать, но это отдельная тема, про которую особо писать не вижу смысла). А так — пара лет на MSX да спектрумы в игровых клубах конца восьмидесятых — начала девяностых. Потому помню я оттуда мало что. Но с десяток игрушек всё же наберётся, так что на отдельный выпуск их хватило. Это не какие-то лучшие игры, это просто игры, которые у меня остались в памяти. По некоторым даже названия только-только удалось установить.
Мой эмулятор ретро-консолей. Спектрум и MSX в нём есть, хотя больше всякие денди и супернинтенды гоняю. А так тянет игры где-то до первой playstation.
Стать Цукербергом или детство программиста
2019-08-31 в 19:01, admin, рубрики: html, IBM PC, perl, zx spectrum, Биографии гиков, биография, желтые страницы, изучение языков, история, карьера, компьютер, Компьютерное железо, мечты, мк-52, Программирование, программисты, спектр-001, спектрум, СССР, ЦукербергВ детстве я мечтал стать Марком Цукербергом. Пока мои друзья грезили профессиями летчиков, врачей и космонавтов, я планировал запрограммировать самую большую ИТ-компанию. Марк Цукерберг ещё не родился, а я уже хотел им быть.
Читать полностью »
Адаптация программ для ZX Spectrum к TR-DOS современными средствами. Часть 3
2019-07-04 в 8:23, admin, рубрики: zx spectrum, Программирование, реверс-инжиниринг, старое железоКак мы выяснили в предыдущей части, машинные коды игры загрузить с дискеты непосредственно по адресу назначения нельзя. Мы загрузим их в другое место, а после загрузки переместим куда нужно. Кроме этого, мы хотим сделать моноблочный загрузчик, когда и загрузчик и загружаемые данные находятся в одном бейсик-файле. Такой загрузчик можно написать только в машинных кодах. При этом, поскольку файл у нас моноблочный, загрузчик в машинных кодах нужно будет поместить в комментарии к загрузчику на бейсике.
Yandex Retro Games Battle 2019 — разрабатываем игры для ZX Spectrum
2019-07-02 в 7:09, admin, рубрики: zx spectrum, Блог компании Яндекс, Компьютерное железо, конкурс, музей яндекса, разработка игр, старое железо, яндексПривет! Меня зовут Дмитрий Пугачев, я помогаю развивать музей Яндекса, в котором наша команда собирает редкие и интересные экземпляры вычислительной техники. Недавно мы приглашали читателей Хабра посетить наш музей в рамках акции «Ночь музеев». Честно говоря, мы не ожидали, что из желающих зайти к нам в гости выстроится очередь «как за новым айфоном», а два геймпада и вовсе отправятся на ремонт после турнира по Mortal Kombat. И это вдохновило нас!
Сегодня я расскажу о нашей новой инициативе, ориентированной на сообщество любителей ретро-игр, — о конкурсе по разработке игр для легендарного ZX Spectrum. Насколько это актуально? В чём особенности именно этого устройства? Предлагаю вспомнить и обсудить.
Адаптация программ для ZX Spectrum к TR-DOS современными средствами. Часть 2
2019-05-19 в 21:47, admin, рубрики: retrocomputers, Z80, zx spectrum, Программирование, реверс-инжиниринг, сжатие изображений, старое железо, Форматы данныхВ первой части статьи мы разобрали загрузчик оригинальной версии и выяснили, куда загружается код игры и как он запускается. Теперь нужно перенести файлы на диск.
Обычно это делается простым копированием файлов, но есть одна проблема. Дело в том, что оригинальный файл содержит картинку и код игры целым куском и, следовательно, затирает собой область бейсика и системных переменных, которые находятся сразу за экранной областью. Такой файл можно загрузить с ленты, но нельзя загрузить с дискеты. TR-DOS резервирует область определённую памяти под свои нужды, и если загрузить туда данные, в процессе загрузки всё сломается.
Адаптация программ для ZX Spectrum к TR-DOS современными средствами. Часть 1
2019-05-11 в 1:35, admin, рубрики: assembly, retrocomputers, Z80, zx spectrum, защита информации, Программирование, реверс-инжиниринг, старое железоВ отличие от современных компьютеров, на спектрумах понятия файловой системы не было как такового. Это значит, что загрузка с каждого типа носителя требовала отдельной реализации и в большинстве случаев программу нельзя было просто так скопировать с кассеты на дискету. В случаях, когда загрузчик программы был написан на бейсике, его можно было адаптировать к TR-DOS довольно простой доработкой. Однако ситуация осложнялась тем, что во многих играх (как фирменных так и взломанных) загрузчики были написаны в машинных кодах и иногда содержали защиту от копирования.
Несмотря на наличие «волшебной кнопки», которая просто делала полный дамп памяти компьютера и позволяла хоть как-то сохранить программу на дискету, среди специалистов считалось хорошим тоном создавать дисковые версии игр с сохранением оригинальной загрузочной картинки и прочих атрибутов.
В этой статье я расскажу, как выполнить такую адаптация на примере игры Pac-Man, а именно, оригинального образа Pac-Man.tzx.
Сергей Зонов: «Первый „Спектрум“ я сделал потому, что мне было интересно»
2019-04-10 в 9:06, admin, рубрики: zx spectrum, Блог компании DataArt, интервью, музей dataart, ностальгия, ностальгия по играм, Производство и разработка электроники, радиолюбительство, радиоспорт, самодельный ПК, спектрум, старое железо, юный техникМузей DataArt существует 10 лет, некоторые экспонаты мы уже представляли в виде постеров. Коллекция продолжает расширяться, но теперь мы решили дополнить ее интервью с людьми, повлиявшими на историю ИТ. Это первый из серии исторических материалов, которые будут выходить в нашем блоге регулярно.
В первой половине 1980-х популярным компьютером в Европе был ZX Spectrum. Когда он пришел в СССР, местные умельцы начали его копировать, перерабатывать и улучшать. Одним из тех, кто сделал свой вариант «Спектрума», был Сергей Зонов. По его схемам собраны десятки тысяч компьютеров.Читать полностью »
Ретроспектива технологических стартапов. Как это было в 90-х и чуть раньше
2018-11-11 в 22:07, admin, рубрики: zx spectrum, анализ бизнес-процессов, контрактная разработка электроники, Производство и разработка электроники, Развитие стартапа, старое железо, технологический стартап, управление проектами, управление разработкойПредыдущая статья цикла: Ретроспектива технологических стартапов. Z3 — первый релейный компьютер
В этой статье продолжаю ретроспективу стартапов. Перенесёмся из Германии Второй Мировой в молодую Россию начала 90-х прошлого столетия. В этот раз будет много примеров о том как это происходило в Зеленограде и попытка ответить на вопрос: “Как и почему в то время бизнесы по производству электроники вырастали с нуля как на дрожжах”.
Но для начала заглянем ненадолго в эпоху заката звезды СССР.
Древности: ZX Spectrum, программы на кассетах и высокая чёткость
2018-11-08 в 10:14, admin, рубрики: zx spectrum, аудиокассеты, Блог компании «Лаборатория Касперского», Игры и игровые приставки, лкдревности, старое железо, умеренная рыдалкаЯ приезжаю на родину, вытаскиваю из закромов пыльные коробки с добром, разбираю и думаю вот о чём. Моя история разделена прогрессом на две части: цифровую и аналоговую. С аналоговой все просто: что не потеряно за дюжину переездов, вот оно, на месте: фотографии, дневники, письма. С цифровой сложнее. Самые ранние цифровые документы у меня датируются примерно 2001 годом. И то, практически все оттуда утеряно, лишь пара случайных фоток сохранились на болванках CD-R. Более-менее надежно переписка, логи чатов, фотографии и музыка начинают храниться с 2003 года. Именно с этого момента при покупке нового жесткого диска мне больше не надо было продавать старый.
Между тем первый персональный компьютер появился у меня в 1990 году. А примерно до 1996 года моим домашним компьютером был клон ZX Spectrum по имени АТМ Турбо. Потом долгое время был 386-й IBM PC. Из этого первого компьютерного десятилетия не сохранилось вообще ничего. Или так мне казалось, пока я, разбирая старые кассеты, не наткнулся на остатки коллекции спектрумовских программ. И стало мне интересно — а что там вообще? Прочитается ли? И главное, удастся ли что-нибудь вспомнить интересного про ту эпоху, которая все же была ну очень давно. Как будто и не со мной. В отличие от подборки софта 2002 года, сегодня — особый заплыв по волне моей памяти. Как если бы я отправлялся в город, где раньше бывал, но не потому, что он особо хорош или интересен.
Просто хочется убедиться, что мне не показалось, и я действительно там был.
Читать полностью »