Рубрика «zx spectrum» - 2

Не так давно в среде спектрумистов в очередной раз была поднята тема про Covox. Как «старый спектрумист» формально понимаю, о чём речь, но вот железного устройства у меня, ни когда не было. В моём городе на точках продажи оно не прижилось, а для самостоятельного интереса на тот момент не было необходимого понимания и знания. Поиск информации выдал значительное количество разных схем и прочих технических вещей, но к моему большому удивлению, нигде не было описания для обывателя «что это такое и с чём его едят». Считаю, что стоит восполнить этот пробел.

Статья была опубликована в 2021 году в Читать полностью »

В предыдущий раз пришлось уделить внимание и бегло рассмотреть работу с файлами в ОС CP/M. А так как «Быстро, хорошо не бывает» (с) было приято решение о необходимости подробного и основательного разбора данного вопроса, так что бы в будущих статьях не тратить на него время и место.

Статья была опубликована в 2020 году в 28 номере журнала по ZX Spectrum'у "ЗаRulem Печатное Слово".

Статья написана в соавторстве с Вадимом Чертковым.


Читать полностью »

Простой советский геймдев: многокадровый, цветной - 1


Около года назад, в одной из прошлых своих публикаций, я уже вскользь касался темы самой совершенной советской видеоигровой аркадной платформы, ТИА-МЦ1. Недавно поступило предложение рассказать про это поподробнее: какое я имею к ней отношение, как и когда удалось создать её эмулятор для современных ПК, как она устроена, в конце концов. Приступаем!Читать полностью »

Doom практически на всём - 1


Многие годы на ресурсах около-компьютерной тематики регулярно всплывают сенсационные новости про «невозможные» порты легендарной игры Doom — как очередной энтузиаст и Кулибин запустил её и на этом, и на том, и каждый раз на всё более странных и неподходящих предметах. По разнообразию версий и безумию некоторых из них этот культурный феномен вполне может потягаться с Bad Apple.

Главное в этом, конечно, вау-фактор: «а что, так можно было?», подивиться и пойти дальше. Мало кто интересуется деталями, можно ли в это играть, действительно ли это Doom, действительно ли есть, чему удивляться, а если есть, то чему именно. И в целом — как и что именно на самом деле было сделано. Но мало кто — это не про нас. Мы — поинтересуемся!Читать полностью »

Импозантный «Композит». Как я подключал клон ZX Spectrum к современному телевизору, чтобы вернуться в детство - 1

Как говорится, если у вас в детстве не было велосипеда, а сейчас есть BMW, то в детстве у вас всё равно не было велосипеда. У меня велосипед был, но мечтал я о компьютере ZX Spectrum, с которым познакомился в гостях у приятеля ещё в восьмом классе. Однако наша дружба со «Спекки» оказалась мимолётной, как питерское лето: собранный из дефектной «зоновской» платы и пригоршни микросхем «Ленинград-1» работал нестабильно, к тому же родители категорически запретили мне распаивать на единственном в семье цветном «Рубине» разъём RGB. Вместо него мне отдали на растерзание старый чёрно-белый дедушкин телевизор, чаще всего показывавший, как в известном мультфильме, паутину. Помучавшись со «Спектрумом» пару месяцев, я забросил его на антресоль, а вскоре скопил на IBM-совместимый «Поиск». Но желание наверстать упущенное осталось. И вот совсем недавно мне достался интересный клон «Спектрума» под названием «Композит», который я решил приспособить к современному монитору или телевизору, и попытаться хотя бы ненадолго вернуть ушедшее детство. О самом компьютере и о том, с какими неожиданными трудностями мне пришлось столкнуться — сегодняшний рассказ.Читать полностью »

За несколько десятилетий ЭВМ эволюционировали от «100 квадратных метров площади, 25 человек обслуживающего персонала и 30 литров спирта ежемесячно» до вполне миниатюрных образцов: Commodore-64, Atari 800XL, Apple II, Электроника БК-0010… Проблема была в цене: все эти модели весьма били по карману рядовому обывателю (примерно как покупка автомобиля).

Всё изменил Клайв Синклер, выпустивший на рынок ZX Spectrum – первый дешёвый персональный компьютер. Спектрумы продавались ударными темпами: только в одной Англии за неделю приобретали порядка пятнадцати тысяч машин. Причём, помимо и так недорогой версии «в сборе», покупателям предлагался удешевлённый вариант в виде отдельных комплектующих – эдакий конструктор «Собери сам».

Первые способы защиты компьютерных игр от пиратства - 1

Читать полностью »

Цифровая музыка на микрокомпьютерах (часть 2-2) - 1


В первой части статьи мы узнали про существование такого явления, как цифровая музыка, то есть состоящая из оцифрованных кусочков звучания реальных инструментов, на маломощных 8-битных микрокомпьютерах 1980-х годов, а затем углубились в детали этой истории в рамках горячо любимой на постсоветском пространстве платформы ZX Spectrum в реалиях 1990-х годов.

Но в то же самое время аналогичные разработки существовали и активно развивались и на других платформах, в основном на зарубежных. Конечно, будучи заморской диковиной, толком не встречавшейся в наших краях, они не столь близки читателю, и перспектива знакомиться с подробностями их истории может на первый взгляд показаться не слишком привлекательной. Тем не менее, и на этих машинах случалось множество интересных свершений, достижений и технических решений, часть из которых оказалась присуща только определённым платформам — всё это может быть довольно интересно любителям покопаться в восьми битах.

Настало время где-то узнать, а где-то вспомнить об этом поподробнее, а заодно и послушать побольше музыкальных примеров. И начнём мы не с зарубежной, а с другой, близкой многим местным компьютерным энтузиастам платформы.
Читать полностью »

Цифровая музыка на микрокомпьютерах (часть 1-2) - 1


Сегодня, когда любой школьник имеет возможность сочинять модные биты на своём домашнем компьютере или смартфоне, идея применения компьютерных устройств для создания музыки никого не удивляет. Кажется, что эти технологии с нами уже очень давно. Однако, массовому пользователю возможность составления мелодий из фрагментов реалистичных звуков на компьютере стала доступна лишь немногим больше четверти века назад. Поговорим о том, как это устроено, о первых шагах цифровых музыкальных редакторов в дома обычных людей, и о неожиданной запинке, приключившейся на этом пути в странах запаздывающего технического прогресса.
Читать полностью »

Пишем трассировщик лучей для ZX Spectrum - 1

Я люблю трассировщики лучей и даже посвятил им половину своей книги. Менее известна моя любовь к ZX SpectrumЧитать полностью »

После дембеля в ноябре 1986 году я, вместо того чтобы посвятить всё свое свободное время алкоголю и женщинам, по инициативе отца и не без его помощи собрал ZX Spectrum. Вариант, "Львов", так я сам оттуда, а отец даже принимал косвенное участие в его проектировании. Как раз в те годы, когда я сапогами стучал в Советской Армии. Если более точно, то ремонтировал и обслуживал телеграфные аппараты на командном пункте ПВО
страны. Это присказка.

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js