TL;DL
Меня зовут Никита Шевченко и однажды я заигрался в красивый инструмент, да так, что в какой-то момент потерял суть и начал терять пользу. А потом начал придерживаться правил ведения заметок и даже придумал несколько своих.
Меня зовут Никита Шевченко и однажды я заигрался в красивый инструмент, да так, что в какой-то момент потерял суть и начал терять пользу. А потом начал придерживаться правил ведения заметок и даже придумал несколько своих.
Всем снова привет!
Вроде бы еще не так давно я рассказывал, как выглядит обмен знаниями в Exness глазами новичка, и вот уже снова есть, что рассказать!
На самом деле, гибкость и скорость это два больших плюса в любом бизнесе. И на работу knowledge manager’a это влияет в огромной степени.
Сегодня я расскажу о трех простых, но очень востребованных в компании активностях. Отмечу, что на путь от идеи до воплощения потребовалось чуть больше месяца, и, наверное, это должно очень многое сказать о корпоративной культуре.
Почему этим хочется поделиться здесь, на Хабре? Очень просто: в ИТ-сфере управление знаниями все еще считается чем-то сложным, требующим больших усилий и обдумывания. Много раз приходилось слышать что-то типа: «Ну ведь это же все долго и непонятно. А можно как-то быстро и просто?».
Итак, простые инструменты, которые любая компания может использовать в своей работе, независимо от того, есть у вас менеджер управления знаниями, или вы стартап с тремя разработчиками.
Zettelkasten — крутой метод хранения идей и знаний — сейчас на слуху, его уже обсуждали на Хабре. Я веду такой в Notion уже год, потому что Notion лучше всех воплощает три главных принципа Zettelkasten: взаимосвязанность, категоризацию, актуальность. Метод улучшил качество моего обучения и исследований, и без него как-то уже не так.
Я почитал русскоязычные и англоязычные ресурсы и не нашел ни нормального шаблона для Notion, ни объяснения как реализовать главные преимущества метода Zettelkasten. Под катом и то, и другое.
Дисклеймер: ни Notion, ни автор метода мне за статью не платили.
Читать полностью »
Здравствуйте. Я очередной инженер с завода, рассказывающий о странностях на российских предприятиях и около них.
Toyota — мировой лидер автомобилестроения, один из самых дорогих автомобильных брендов и синоним слова «качество». Toyota известна своей сложной производственной системой, благодаря которой она стала мировым лидером. На её описание потребовалось 10 лет и 20 версий, в итоге появился документ «Философия Toyota 2001». Часть принципов из этой книги — кайдзен и канбан — используются в IT. Но эти принципы лишь часть системы постоянного обучения и непрерывного совершенствования, которая плотно интегрирована во все процессы корпорации.
В системе обучения много разных принципов и техник. Например, перед разработкой новой модели инженеры Toyota изучают передовые разработки поставщиков и технологии конкурентов: разбирают их автомобили, изучают и фиксируют удачные технические решения. При этом обучаются не только инженеры, но и вся компания. Для этого используются контрольные листки, матрицы качества, ретроспективы, таблицы навыков, базы данных стандартов и всех прошлых проектов. Всё это помогают сохранять и систематизировать знания, расти, обучаться и выпускать качественные продукты. Другими словами, в Toyota реализована почти идеальная система управления знаниями. Поэтому они лидеры.
История Toyota — отличный пример управления знаниями. Но что будет, если знаниями не управлять, а систему не выстраивать? Велосипеды, сломанные конвейеры, автобусы, «сжигание» денег на онбординге и legacy — все это случается с компаниями, когда они не задумываются об управлении знаниями.
Читать полностью »
Видов e-learning курсов для обучения сотрудников в компаниях бывает много. Они начинаются с простых презентаций и заканчиваются интерактивными курсами с элементами геймификации и сложной программой обучения, которые можно проходить даже на телефоне. Вне зависимости от сложности, у большинства корпоративных курсов есть общая черта — они одноразовые. Это значит, что они линейны: трудно найти определенный блок, страницу или вопрос, не пройдя весь курс целиком, поэтому у сотрудников нет ни возможности, ни желания пройти курс второй раз. Курс мог бы помогать сотруднику обновлять знания и получать новые, использоваться в системе управления знаниями, но он лежит мертвым грузом на сервере.
На корпоративные курсы компании тратят много ресурсов. Собрать информацию у экспертов, структурировать, написать план, вопросы, тесты, добавить интерактив, анимацию — на все это уходит время и силы разработчиков. Естественно, что компания ожидает получить максимальную пользу от вложенных сил. Но когда к курсам не возвращаются после прохождения, «инвестиции» не оправдываются.
Как получать максимум от «инвестиций» и создать e-learning курс, который будет использоваться много раз и работать как база знаний, развиваться, дополняться и формировать вокруг себя активное сообщество, расскажет Елена Тихомирова. Елена — CEO eLearning Center, архитектор систем обучения, педагогический дизайнер, автор книги «Живое обучение: как заставить e-learning работать» о стратегии внедрения и развития электронного обучения.
Читать полностью »
Новый сотрудник в компании это стресс как для новичка, так и для компании. Для него все вокруг незнакомое: офис, продукт, команда, технологический стек, процессы. Ко всему этому нужно адаптироваться и разобраться побыстрее так, чтобы не замучить окружающих.
Процесс адаптации можно пустить на самотек. Учитывая затраты отдела HR, руководителя отдела, тимлида и других сотрудников на поиск подходящих кадров, это неэффективный подход. Когда новичок поймет, что ему никто не помогает влиться в коллектив, просто уйдет на испытательном сроке. Если останется, то адаптация займет слишком много времени, ее же никто не контролирует.
Поэтому процесс адаптации важно настроить. Отлаженная система экономит время и ресурсы компании и сотрудников, позволяет ввести новичка в курс дел максимально быстро и начать получать от него результат.
Настроить систему поможет адаптационный чек-лист. Он содержит в себе ключевые аспекты адаптации на разных этапах введения в должность: зоны адаптации, какие навыки и в какой последовательности должен изучить новичок, система наставничества, аттестация и обратная связь. Подробнее о том, что такое чек-лист и как он работает, расскажет Алексей Петров (pifagor_mc).
Читать полностью »
Сотрудник, который много знает, умеет и готов потушить любой пожар на своей поляне, конечно, молодец. Но если этот герой уходит в отпуск или вообще увольняется, наступают тяжелые времена. Оказывается, что важно не только много знать, но и уметь этими знаниями делиться.
Алексей Трошин (morroz) в профессии почти 20 лет, в качестве Project и Product manager трудится с 2002 года. За это время работал в разных компаниях, руководил командами от 2 до 150 человек, а сейчас руководит разработкой в компании «ФИНАМ». Здесь Алексей выстроил систему, которая помогает не только распространять знания, но и мотивировать разработчиков расти в нужном бизнесу и команде направлении. Впрочем, система применяется не во всех командах. Почему? Об этом, как и применяемых подходах, узнаем под катом.
Читать полностью »
Всем привет. После KnowledgeConf 2019 прошло уже полгода, за это время я успел выступить еще на двух конференциях и провести лекции на тему управления знаниями в двух крупных ИТ-компаниях. Общаясь с коллегами, я понял, что в ИТ пока можно говорить об управлении знаниями на уровне «новичок», а точнее, просто осознать, что управление знаниями нужно любому подразделению любой компании. Сегодня будет минимум моего собственного опыта – я бы хотел рассмотреть существующие международные стандарты в области менеджмента знаний.