Рубрика «UNIX» - 4

Краткая история Dell UNIX - 1


Личные воспоминания одного из разработчиков Dell UNIX об истории создания этой системы, её многообещающем начале и бесславном конце. Кто стоял за кулисами этого процесса, чем выгодно отличалась эта ОС, и что же всё-таки помешало ей стать успешной?Читать полностью »

Утилита времен «динозавров»: история системного вызова chroot и его применение в современности - 1

В мире победившей контейнеризации и виртуализации об утилите chroot вспоминают лишь брутальные админы суровых физических серверов, а про лежащий в основе системный вызов, кажется, забыли как страшный сон.

Этот простой системный вызов подменяет местонахождение «корня» файловой системы, «заключая» программу в специально созданное ограниченное окружение. Самая распространенная ситуация — восстановление загрузки операционной системы с помощью live-образа. Но при создании chroot о таком применении не задумывались.

Чтобы найти истоки появления chroot в *NIX-подобных операционных системах, нужно пройти немалый путь по истории IT. В этой статье я расскажу про появление chroot и его применение в современном мире. А еще покажу проекты, которые позволяют прикоснуться к операционным системам эпохи, когда Интернета не было.
Читать полностью »

В феврале 2022 года в возрасте 77 лет ушла из жизни Лоринда Черри — одна из разработчиц userspace для Unix, dc, bc, wwb и eqn. В Сети практически нет информации о личной жизни и детстве Лоринды. Доходит до того, что те редкие ресурсы, которые про неё пишут, не уверены даже в корректности её года рождения. Тем не менее, Лоринда внесла большой вклад в развитие Unix, став одной из важнейших персон в истории IT. В русскоязычном пространстве о ней практически ничего не написано, что, на наш взгляд, несправедливо. В материале вспоминаем заслуги Лоринды и представляем известные данные о её жизни.

Читать полностью »

Когда мы говорим про запуск Windows программ в Unix, первым в голову нам приходит свободный проект Wine, проект основанный в 1993 году.

Но, кто бы мог подумать, что Microsoft сама была автором ПО для запуска Windows-программ в UNIX.

В 1994 году Microsoft начала проект WISE - Windows Interface Source Environment - прибл. Исходная среда интерфейса Windows - программу лицензирования, которая позволяла разработчикам перекомпилировать и запускать приложения на базе Windows на других платформах.

Пакеты WISE SDK были основаны на эмуляции Windows API, который мог работать на платформах Unix и Macintosh.

Читать полностью »

Многообразие Linux-дистрибутивов - 1

Цель этой статьи показать и объяснить многообразие дистрибутивов Linux. Перечислить основные сходства (они же все почему-то называются "Линуксы" или даже правильнее GNU/Linux) и основные различия (если бы не было различий, их бы столько не существовало).

Рассмотрим несколько наиболее часто задаваемых новичками вопросов:

Переносим философию Unix в 21 век - 1


Один из основных принципов философии Unix заключается в создании таких программ, каждая из которых эффективно выполняет всего одну задачу, и связывании этих программ в конвейер. Подобный подход отлично зарекомендовал себя за десятилетия существования системы.

В статье же речь пойдет о том, чего ощутимо не хватает современным системам Linux с точки зрения этой философии, а также будет предложено решение связанных с этим проблем.Читать полностью »

Она могла стать Первой: история процессорной архитектуры Alpha (часть 1) - 1

Впервые об архитектуре Alpha я узнал вскоре после обретения своего первого ПК, осенью 2001 года. Это были не слишком свежие (примерно 1997-1998 года) страдания неизвестного автора о платформе AlphaPC, материнской плате удивительной производительности и поражающих возможностей в формате АТХ. С тех пор эта архитектура запала мне в душу, долгое время борясь за место в сердце с не менее прорывным Pentium Pro. Сейчас представители обоих направлений располагаются в коллекции «Digital Vintage» на расстоянии менее 1 см друг от друга.
Читать полностью »

Гость из другого мира: обзор рабочей станции HP 9000 712-60 под управлением HP-UX - 1

Что если я скажу вам, что уже во второй половине 80-х годов ХХ века были машины с многозадачной ОС с развитым графическим интерфейсом, цветными дисплеями высокого разрешения, мощными процессорами и десятками мегабайт оперативной памяти, способные выполнять задачи работы с графикой, обслуживать системы трехмерного моделирования и другие вещи, ставшие под силу ПК только в середине следующего десятилетия?

Добро пожаловать в параллельный мир, мир рабочих станций Unix!
Читать полностью »

Недавно я мимоходом отметил, что errno был, в целом, хорошим интерфейсом в Unix-системах до появления в них многопоточности. Кого-то подобное высказывание может удивить, поэтому сегодня предлагаю поговорить о сильных и слабых сторонах errno в традиционных Unix-окружениях, таких, как V7 Unix.

Заметки о Unix: сильные и слабые стороны errno в традиционных Unix-окружениях - 1

Сильной стороной errno является тот факт, что этот интерфейс представляет собой простейший механизм, способный возвращать несколько значений из системных вызовов C, в которых нет непосредственной поддержки возврата нескольких значений (особенно — в ранних вариантах C). Использование глобальной переменной для «возврата» второго значения — это практически идеал того, что можно сделать в обычном C, если только не планировать передачу из C-библиотеки указателя на каждый системный вызов и функцию, которые собираются возвращать значение errno (при таком подходе придётся, например, интенсивно пользоваться stdio). Постоянная передача подобного указателя приводит не только к ухудшению внешнего вида кода. Такой подход увеличивает объём кода, и, из-за использования дополнительного параметра, приводит к повышению нагрузки на стек (или на регистры).
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js