Рубрика «умеренная рыдалка» - 2

Беспощадный и бессмысленный! В процессе строительства своего 386-го компьютера «на максималках» мне хотелось устроить что-то этакое, помимо вполне логичного исследования всякой периферии. Выбирал я между прикручиванием водяного охлаждения с подсветкой и апгрейдом процессора, хотя у меня и так установлен самый мощный процессор AMD с частотой 40 мегагерц. Но существовал способ сделать из 386-го компьютера «почти 486-й», и это было интересно.

Древности: беспощадный апгрейд 386-го компьютера - 1

Наборы для бюджетного апгрейда системы с использованием процессоров следующего поколения существовали с самого начала эпохи IBM PC-совместимых компьютеров. Железо в те времена было проще, и адаптировать, например, 386-й процессор для 286-й материнской платы не составляло особого труда. Конкуренция на рынке интегральных схем была выше: помимо нынешних Intel и AMD на процессорном рынке присутстовали компании Cyrix, Texas Instruments и IBM. Индустрия еще не до конца избавилась от наследния ранних времен, когда выпуск процессоров разными компаниями по общим спецификациям был обычным делом. Но и реверс-инжиниринг никто не отменял, из-за чего иногда получались совсем интересные экземпляры, вроде бы совместимые с «оригиналами», но имеющие массу собственных фич.

В 2020 году апгрейдить старую систему наверное вовсе не имеет смысла, кроме как из-за любопытства. Проще построить настоящий 486-й компьютер, если уж захотелось. Но в итоге я повторил путь владельца 386-го компьютера, который хочет сэкономить, повышая производительность малыми усилиями. Итак, представьте себя на месте обеспеченного фаната компьютеров году этак в 1994-м. Вы только что завершили удачную сделку, обменяв вагон зерна на гараж в Подмосковье, а его — на два подержанных «Запорожца». Продав их на авторынке, вы получаете небольшую сумму наличными, слишком мало для нового ПК на базе 80486 или даже на «Пентиуме». А хочется наконец нормально поиграть в Doom. Что делать? Сейчас расскажу.
Читать полностью »

Компьютерные устройства, от ноутбука до смартфона, невероятно сложны. В моем ретрохобби я трачу большую часть времени на то, чтобы заставить работать очередную железку, разобраться в настройках и подобрать необходимый софт. Иными словами, застреваю в определенном временном периоде, всерьез и надолго. А иногда хочется оценить вид сверху: как технологии развивались в течение длительного времени. Как менялись железки и отношение к ним?

Древности: 20 лет компьютерных технологий в публикациях СМИ - 1

Это непростая задача, но интересная: одно из преимуществ коллекционирования старых устройств заключается в том, что ты можешь посмотреть на них и сделать какие-то окончательные выводы. О том, что одно направление развития было перспективным, другое не очень, что здесь создатели новых технологий откровенно заблуждались, а там обеспечивали задел на многие годы вперед.

Сегодня будет нетехнический пост. Вместо того, чтобы сравнивать производительность устройств, между выпуском которых прошло много лет, я изучил, что писали про компьютерные технологии в профильных СМИ. Начну с 1985 года — где-то там начинается сфера моих ретроинтересов, и с шагом в пять лет доберусь до 2005 года. Назовем эту эпоху «временем десктопов». Если кто не помнит, это те времена, когда компьютер обязательно был большим, как правило бежевым, а процесс нажимания на кнопки и выхода в интернет был прочно привязан к рабочему столу.
Читать полностью »

Вы — руководитель команды инженеров в крупной компании. Уже три года разрабатываете с нуля устройство нового типа: персональный аудиоплеер с возможностью записи. Задача непростая: технология новая, еще буквально год назад отлаживали чтение и запись звука на модели размером с письменный стол. С тех пор произошел большой прогресс, актуальный прототип размером с книгу, весит около килограмма, его можно взять с собой и смоделировать прослушивание на ходу. Это приносит массу новых проблем: вы с коллегами пытаетесь обеспечить стабильность чтения при помощи довольно сложной системы из пружин и стальной рамы. Правда потом кто-то пробует записать звук, тоже на ходу, и все начинается заново.

Древности: Sony MZ-1 или история о прототипе, попавшем в производство - 1

Но вот все более-менее устаканилось, можно показывать руководству. Вы идете туда с чувством выполненного долга: прототип работает. А что размер великоват — так это нормально, времени до запуска достаточно. Начальство слушает отчет, включает устройство, нажимает на кнопки, с одобрением говорит: хорошо! Вы уже размышляете, куда потратить премию, и не взять ли наконец три дня отпуска, как вдруг звучит страшное: через полгода запускаем в производство! Но подождите, как так? Мы еще не готовы! Это нельзя запускать в продажу в таком виде! А они тебе: ничего, вы справитесь, мы в вас верим, решение принято на самом верху.

Я не могу сказать, что в компании Sony в процессе разработки минидиска — перезаписываемого магнитооптического цифрового аудионосителя — все так и было. Но у меня есть косвенные доказательства, позволяющие предположить, что подобный разговор все же мог произойти на самом деле. Я решил изучить самый первый, во многом уникальный аппарат, выпущенный в конце 1992 года, почти 28 лет назад. И заодно сравнил формат сжатия с потерями от Sony с ранними версиями MP3.
Читать полностью »

За прошедшие 12 месяцев моя коллекция винтажных устройств, компьютерных и не очень, пополнилась на… Ээээ, количество экспонатов уже с трудом поддается оценке, проще измерять коробками. Недавний переезд в новое жилье тому способствовал: в процессе переноса вещей из дома в газель моя спина не раз спрашивала меня — а зачем это все? К чему? На дворе 2019 год. Кругом облачные сервисы и сплошной стриминг. Компьютеры, смартфоны и софт доступны как никогда. Задачи, четверть века назад реализуемые при помощи целой комнаты аппаратуры и носителей, можно выполнять с девайса, помещающегося в карман. Почему я собираю старые железки? But why?!

Древности: принцип коллекционирования хлама и итоги 2019 года - 1

Короткий ответ: связь с прошлым помогает мне спокойнее смотреть в будущее. Появляется иллюзия преемственности, как папины часы или дедушкин аккордеон, нежно хранимый будущими поколениями. Этот пост подводит итоги моих успехов (и провалов) в коллекционировании старых железок за год. Он вырос из комментария к одной из предыдущих статей: дескать, а нельзя ли посмотреть всю коллекцию целиком? Вот, теперь можно. Я постарался собрать все устройства, которые приобрел за этот год, хотя что-то могло затеряться в дальнем углу. Сделать групповое фото и заодно рассказать, на основе каких принципов я собираю экспонаты. Если, конечно, исходить из того, что эти принципы существуют, что все не ограничивается безудержным ретрошоппингом на eBay и Авито, пока деньги не кончатся. А начну я с главного правила, которого стараюсь придерживаться: техника должна работать!
Читать полностью »

В предыдущей статье я постарался описать весь спектр звуковых карт эпохи MS-DOS, но не то, чтобы сильно в этом преуспел. С конца восьмидесятых до середины девяностых многие производители экспериментировали с технологиями синтеза звука, воспроизведения цифровых записей, ранними протоколами сжатия и спецэффектами. Для продолжения моего проекта по строительству «прокачанного» 386-го компьютера базовых знаний достаточно. А дальше будем разбираться с конкретными железками.

Древности: чем хуже, тем лучше или особенности Sound Blaster Pro 2 - 1

Я остановился на трех звуковых картах для шины ISA, и каждая из них имеет свои особенности. Все три ценятся коллекционерами и строителями ретро-ПК, но поводы для этого разные. Sound Blaster 16 точно соответствует выбранному мной периоду: если бы я покупал новый компьютер в конце 1992 года, то это была бы самая современная звуковая карта от Creative. Sound Blaster Pro 2 чуть постарше в смысле технологий, но ее часто называют лучшей картой для DOS-игр. Sound Blaster AWE64 Gold выпущен позже и просто считается лучшей звуковой картой ISA: за счет качественного аудиотракта и модных разъемов с золочением.

Не буду пытаться устраивать интригу: в 386-й системе на постоянной основе поселится Sound Blaster Pro 2. В этой статье делюсь результатами моих попыток выяснить, почему в отзывах на форуме Vogons, на ютюбе иногда говорят о «более четком звуке» в играх, в то время как поздние звуковые карты, начиная с SB16, оцениваются как звучащие «глухо, нечетко, размыто». Мое небольшое исследование привело к интересному выводу: SB Pro 2 субъективно (не всем) «нравится» больше, потому что система обработки цифрового звука у него более неправильная, чем у последователей.
Читать полностью »

Звуковая карта — один из самых важных элементов ретрокомпьютера, а для многих это основная причина сборки такового. В отличие от офисного софта компьютерные игры не стареют: запускать их на аутентичном железе — это приятная и почетная задача. Хотя и не обязательная: есть же DosBox, в которой если не все, то многие игры работают без проблем. Выбрать правильную звуковую карту для моего 386-го компьютера было непросто: вариантов много, нюансов совместимости еще больше, а некоторые экземпляры потихоньку превращаются в с трудом добываемые раритеты. Вот какая из них лучше?

Древности: трудный выбор звуковой карты для DOS-игр - 1

Но это сейчас выбор трудный, а в девяностых он был простой: какую звуковую карту удалось добыть, та и лучшая. В реальности мне тогда не удалось добыть никакую, и мой 386-й компьютер тех времен так и прожил всю жизнь, издавая звуки только жестким диском, PC-спикером и модемом. Зато первые пробы Doom с «саундбластером» у знакомых и друзей в 1994 году производили невероятное впечатление. К реалистичной (по тем временам) графике добавились не менее жизненные (тоже по тем временам) звуковые эффекты. Круто же!

Окей, в моем ретрокомпьютере точно будет установлена звуковая карта Sound Blaster компании Creative. Какая именно — тоже непростой вопрос, и итоговый выбор будет зависеть не только от предоставляемых картой возможностей, но и от наличия или отсутствия определенных багов, тоже аутентичных. Какие у меня есть варианты? И какие варианты существуют вообще? Причем тут гуси? В этом теоретическом посте я попробую на данные вопросы ответить, и заодно расскажу о древних технологиях извлечения звука из вашего IBM-совместимого ПК.
Читать полностью »

Во второй половине нулевых компания HTC ненадолго стала если не лидером рынка смартфонов, то точно производителем наиболее совершенных устройств на базе платформы Windows Mobile. Это был короткий период, когда iPhone еще представлялся странной диковинкой, Android только начинал бороться за лидерство на рынке, а Nokia воспринималась как производитель традиционных телефонов, пусть и с широкой функциональностью. Если вам требовался большой сенсорный экран и чуть больше возможностей, чем обычно, устройство на Windows Mobile было правильным выбором. Уже достаточно взрослая платформа с широким выбором софта, многозадачность и множество фич.

Древности: i-Mate Jasjar, коммуникатор для дела - 1

Буквально тремя годами ранее HTC была известна только профессионалам, как ODM-вендор для более именитых брендов. Например, карманный компьютер HP iPaq hx4700 был разработан HTC. Собственные устройства, не на заказ, изначально продавались под брендом Qtek. Сегодня я расскажу о коммуникаторе переходного периода. Устройство, известное как HTC Universal, i-Mate Jasjar, Qtek 9000, Dopod 900 и O2 XDA Exec. Многоликий янус, одна из первых попыток совместить в одном устройстве сразу всё: и большой экран, и клавиатуру, и две камеры, и связь третьего поколения. Дальний предок современных устройств, но представляющий совсем иную школу строительства носимых компьютеров.
Читать полностью »

Древности: 1992 год в компьютерной прессе - 1Временной период для чтения старых журналов мне помогли определить судебные разбирательства. В конце восьмидесятых и начале девяностых компании AMD и Intel регулярно встречаются в суде. Изначально они обменивались технологиями. AMD выпускала по лицензии процессоры вплоть до 286-го (наличие второго поставщика было требованием IBM), но после выпуска Intel 80386 ситуация изменилась: американский производитель решил не делиться разработками с AMD, и пытался запретить производство клонов. Судебные тяжбы окончательно прекратились только в 1996 году, Intel в целом проиграла, но сумела задержать появление на рынке 386-х процессоров от конкурента до марта 1991 года.

Пытаясь наверстать упущенное, AMD выпускает самый мощный клон 80386 — процессор AM386DX с частотой 40 мегагерц (Intel остановилась на 33 Мгц). Компьютеры на базе этого процессора появляются в конце 1991 — начале 1992 года. А в 1995 году 40-мегагерцевый 386-й становится моим первым личным компьютером. На тот момент он уже устарел, и Windows 95 на нем работала неторопливо, но выбора (как и денег) особо не было: этот компьютер прослужил мне аж до 2001 года.

В 2019 году я решил восстановить свою компьютерную систему из 90-х, а заодно изучить компьютерные технологии начала девяностых. Для меня это времена скорее темные и непонятные. И выходит так, что самый мощный 386-й был актуальным ровно один год, после чего (для производительных ПК конечно), окончательно уступил место 486-м системам. Пока ко мне едет новое-старое железо, следует изучить контекст подробнее, по первоисточникам. Я уже делал похожую подборку по материалам выставки Комтек 1997 года. А сегодня расскажу, о чем писали и что рекламировали в компьютерных изданиях за 1992 год.
Читать полностью »

Древности: Windows 3.1 и жизнь без кнопки «Пуск» - 1В моей компьютерной реальности Windows 3.x продержалась недолго, всего пару лет, и была моментально забыта после появления Windows 95. Но и в первой половине девяностых она никогда не была основным инструментом. Практически все делалось в DOS: игры там, работа с файлами там, тексты тоже там, даже интернет (еще не веб, а только почта и новостные группы) работал через «консольные» утилиты. Как так вышло? Действительно ли третья версия Windows была необязательным приложением к суровому текстовому экспириенсу четверь века назад?

Вдоволь наигравшись с компьютерами двадцатилетней давности, я начал исследовать более ранние системы, и понял, что за исключением досовских игр они для меня — темный лес. Сегодня — первый подход к снаряду, знакомство с Windows 3.1 — еще не совсем операционной системой, скорее графической оболочкой поверх MS-DOS. Выпущенная в 1992 году, эта версия Windows, по-прежнему лишенная многих очевидных сегодня элементов интерфейса, содержала большое количество нововведений, включая наиболее ценное: «Сапёр».
Читать полностью »

Камера у этого телефона закрыта шторкой. Если ее сдвинуть — автоматически запускается приложение для съемки. Экран можно погасить отдельным подпружиненным рычагом — это не считая того, что он включается и выключается от выдвижной клавиатуры. Кнопка включения тоже есть, но она именно что включает телефон. Или выключает. Кнопка для фотосъемки также отдельная, двухпозиционная, как у «взрослых» фотоаппаратов.

Древности: Nokia N900 — телефон, который отличается - 1

Nokia N900 — это уникальный, единственный в своем роде смартфон, не похожий как на обычную продукцию финской компании в первом десятилетии 21-го века, так и на все последующие устройства. В 2009 году это был еще и один из самых мощных смартфонов на рынке, но рынок постепенно начинал понимать, что дело не только в крутизне железа, требуются еще и сервисы. Надо было сделать пользователю удобно, и вот с этим у N900 не то, чтобы совсем не вышло, но…

В моем собственном хит-параде старых устройств Nokia N900 уступает разве что клавиатурному КПК Psion 5MX. Его создавали технари, и делали так, чтобы удобно было не пользователю, а самим технарям. Сообщество разработчиков под платформу Maemo (во многом благодаря открытой софтверной архитектуре) живо до сих пор. N900 был моим основным смартфоном всего год. Был обменян на один из первых Samsung Galaxy, потом куплен еще раз, год трудился на полке, перенаправляя SMS на почту. После того, как у него отвалился чип памяти, я купил третий экземпляр, уже не для дела, а просто как музейный экспонат. Как напоминание, что Nokia могла сделать мобильную платформу не хуже, чем iOS и Android. Если бы по-настоящему захотела.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js