Мы продолжаем еженедельные круглые столы на темы, касающиеся IT — и завтра приглашаем всех на круглый стол, посвящённый одной из самых горячих и неоднозначных: работа ДИТ Москвы в последние два месяца по внедрению в столице цифровых пропусков и приложения «Социальный мониторинг».
Неоднозначность темы, по крайней мере в околотехнических кругах, была вызвана не только сомнительными правовыми аспектами введения подобных ограничений — за них, очевидно, ДИТ не в ответе, но и крайне низким качеством технической реализации.
Достаточно вспомнить одни только события вокруг «цифровых пропусков»:
- практически постоянная недоступность сервиса nedoma.mos.ru в первые дни работы
- эпизодическая недоступность его далее
- суточное массовое «обнуление» пропусков всем ИП и их сотрудникам
- многочасовые задержки синхронизации данных между различными сервисами и терявшиеся в никуда пропуска на машины
- отсутствие автоматической системы контроля за выдачей пропусков людям, имеющим на руках постановление о карантине
- закольцованная логика, не позволяющая сотрудникам ряда организаций получить пропуск в принципе
- «ночи длинных серверов», когда ДИТ блокировал работу таких организаций, как политические партии, посольства и консульства иностранных государств и даже Правительства Москвы
И прочая, и прочая, и прочая. И это — только «цифровые пропуска». Если вспомнить ещё и приложение «Социальный мониторинг», список претензий может оказаться многостраничным.
Всё это не просто нарушило нормальную жизнь огромного числа людей, но и привело к негативным последствиям даже собственно в борьбе с эпидемией — бессистемная, хаотичная работа подобных систем приводит к тому, что люди начинают воспринимать как основную угрозу именно их, а не вирус. Шутки про то, что маска на лице плохо защищает от коронавируса, зато хорошо — от штрафов, рождаются не на пустом месте.
Вместе с тем, мы, как айтишники, понимаем, что ситуация не столь однозначна.