«Данные – нефть цифровой экономики» — выражение, которое уже стало афоризмом. Действительно, в современном мире пользовательские данные превратились в один из наиболее ценных и востребованных ресурсов. Так, по данным компании PwC, в 2018 году мировая выручка от использования пользовательских данных достигнет $300 млрд. Что касается России, то по данным журнала РБК в 2017 году оборот рынка продажи и покупки персональных данных в России составил не менее 3,3 млрд рублей. Более того, эксперты прогнозируют дальнейший интенсивный рост этого рынка.
Тем не менее, использование персональных данных в бизнесе пока не имеет должного правового регулирования. Текущее законодательство оставляет открытым вопрос об оборотоспособности данных и возможности их монетизации. Также в судебной практике пока не сформированы универсальные критерии, позволяющие найти баланс между необходимостью защиты частной жизни пользователей и потребностями бизнес-сообщества в условиях цифровой экономики.