Рубрика «требования» - 2

image

Анализ требований — часть процесса разработки программного обеспечения, включающая в себя сбор требований к программному обеспечению (ПО), их систематизацию, выявление взаимосвязей, а также документирование.
https://ru.wikipedia.org/wiki/анализ_требований

Большинству уже интуитивно понятно, о чем идет речь, однако я еще не встречал людей, которые бы руководствовались интуицией в вопросах анализа требований и получили что-то годное к использованию.

Зачастую все заканчивается недописанной таблицей, составленной для галочки, живущей в отрыве от реального функционала системы.

На мой взгляд, для того чтобы избежать этой ситуации, надо всего-лишь посмотреть на процесс под другим углом… Читать полностью »

С частью 4 можно ознакомиться, перейдя по ссылке

VIII Определяем сущности предметной области

Все, что видим мы, — видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей — не видна
Омар Хайям

Практика формирования требований в ИТ проектах от А до Я. Часть 5. Сущности предметной области. Немного о стратегиях - 1
Определив абстрактные хранилища продукта, мы получаем костяк для построения детальной модели данных. При проектировании структуры сущностей продукта, удобно использовать канонические диаграммы «Сущность-связь» (ERD), логическую диаграмму (Logic Diagram) или диаграмму классов (Class diagram).

Цель этой группы работ — спроектировать модель хранилищ данных для использования в продукте, а также задокументировать сущности системы и способы их взаимодействия.

Теория проектирования такого типа диаграмм детально изложена в литературе, описывающей работу с UML. Например, эта тема очень удачно представлена в [11]. Поэтому остановлюсь лишь на некоторых аспектах, интересных на мой взгляд,.
Читать полностью »

С частью 2 можно ознакомиться, перейдя по ссылке

VI ОПРЕДЕЛЯЕМ ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ И ГРАНИЦЫ ПРОЕКТА

Каждая модель ограничена в своих ответах, но нет ограничения на то, как и что моделирует модель, как нет ограничения на человеческую мысль
Дуглас Т. Росс

Практика формирования требований в ИТ проектах от А до Я. Часть 3. Функции системы и Границы проекта - 1

Когда основные потребности пользователей собраны и согласованы со всеми участниками, мы можем приступить к определению ключевых функций разрабатываемой системы, и уже на основании их примерно оценить стоимость и длительность проекта, направленного на создание конечного продукта. В результате этого процесса, как правило выясняется, что не хватает либо времени, либо ресурсов, либо и того и другого для получения качественного результата в предусмотренные сроки. В этом случае, нам очень пригодится умение эффективно определять Границы проекта и управлять ими.

Цель данной группы работ: максимально полно определить набор функций, который должен выполнять целевой продукт, для удовлетворения выявленных потребностей заказчика. Отобрать те из них, которые, могут быть реализованы в рамках текущего проекта.

Границы проекта (project scope) показывают, какая область конечного продукта будет реализована в текущем проекте. Другими словами, определяется черта между тем, что мы будем делать сейчас и тем, что отложим на потом или от чего вообще сможем отказаться. Для этого в арсенале команды должен быть инструмент, позволяющий не просто строить модели создаваемого продукта, а помогающий наглядно очертить рамки автоматизируемых процессов, а также предоставлять возможность легко выносить процессы за границу или включать их обратно. Это очень важно для осознания и более качественного планирования объемов работ. Подобный инструмент полезен не только для «борьбы» с непомерными желаниями заказчика, но и для маневров менеджмента со стороны разработчиков.
Читать полностью »

С частью 1 можно ознакомиться, перейдя по ссылке

IV ОПРЕДЕЛЯЕМ ЦЕЛИ, ПРОЕКТА

Цель не обязательно должна достигаться. Порой это просто направление двигаться дальше.
Брюс Ли.

Практика формирования требований в ИТ проектах от А до Я. Часть 2. Цели и Потребности - 1

Одним из основных признаков системы, отличающим ее от разрозненных компонентов, является подчиненность всей организации системы — некоторой цели. Проектная работа команды, представляет собой тоже некую систему и соответственно должна «идти на поводу» у какой-то цели. Потому, установив коммуникации между участниками проекта, начнем определять цели, которые мы хотим достичь в результате создания нового продукта.

Цель данной группы работ: определить основные задачи, которые ставят перед собой группы заинтересованных лиц, участвующих в проекте.
Читать полностью »

Пролог

Читая на этой площадке статьи по управлению проектами, часто ощущается рвущаяся наружу боль менеджеров, вызванная неэффективным использованием ресурсов в проекте. А одной из основных причин этих проблем чаще всего называется именно отсутствие качественных заданий на разработку продукта. Проявляться эта беда может в разных симптомах: в виде трудностей с делегированием абстрактных расплывчатых заданий, или взаимного непонимания на совещаниях по решениям, которые имеются только у каждого в голове, при этом представляются они абсолютно по разному и т.п. Читая об этом в сознании живо проносятся картинки из своей собственной практики. И вот Вы уже напряжены и пытаетесь быстрее перейти от симптомов к рецептам избавления от этой головной боли. И что же мы чаще всего можем увидеть? А дальше, как правило, идут оптимистические и решительные, лозунги — готовьте правильно задачи исполнителям, не надейтесь, что они быстро сами во всем разберутся, до всего догадаются или им внезапно придет озарение. Подождите! А как это сделать? Авторы, подняв проблему, почему-то поиски ее решения оставляют для самостоятельной работы читателя. А ведь это самое интересное и сложное.

В своей статье «О качестве требований в ИТ проектах, начистоту (с позиции команды разработки)», я попытался более конкретно подойти к решению этих проблем и рассказал на своем опыте, как можно преобразовать собранные требования для автоматизации в ИТ проекте так, чтобы максимально повысить результативность команды, воплощающую их в целевой продукт. Повысить именно за счет качественно сформулированных заданий на разработку продукта, покрывающую весь процесс.

Теперь я хочу рассказать, как можно качественно сформировать сами требования, ведя Заказчика от его «хотелок», к его счастливому и плодотворному сожительству с программным продуктом, его мечты.
Читать полностью »

С частью 1 можно ознакомиться, перейдя по ссылке

Рекомендации по проектированию спецификаций требований с примерами

То, о чем не говорят, каждый понимает по-своему

Как и было анонсировано в предыдущих разделах, мы постараемся преобразовать требования на разработку ПО в такой формат, чтобы они максимально упростили и ускорили работу команды превращающую их в конечный продукт.

Готовим читателей к знакомству со спецификациями

Итак, с чего может начинаться знакомство команды разработки, с представленными требованиями? Непременно с презентации аналитиком своего творения, будущим исполнителям. Для обоих сторон очень важно, насколько успешно будет установлен первый контакт и преодолен барьер вхождения в новый процесс. Но часто, по ряду причин очно это сделать невозможно или проблематично. Поэтому хорошим тоном будет включение в начало документа раздела, с кратким обзором его структуры и представления информации, а также разъяснением, как правильно и эффективно ее использовать.

Пример обзора документа:
О качестве требований в ИТ проектах, на чистоту (с позиции команды разработки). Часть 2 - 1

Для лучшего восприятия контекста разрабатываемой системы, помимо разделов, отобранных нами в структуру документа — как обязательные, я стараюсь включить в текст информацию о целях, которые должны быть достигнуты в результате разработки целевого продукта или его составного модуля. Разработчики все-таки должны осознавать, чего же желает заказчик получить на выходе проекта. Для описания этого раздела подойдут формализованные Потребности заказчика. Похожий раздел есть в большинстве стандартов, например в ГОСТ-34.602-89 [4] он называется «назначение и цели создания (развития) системы».
Читать полностью »

По мотивам моей статьи, изданной ранее…

Вступление

Получить бы медаль, а уж с обратной ее стороной найдем, что делать.
(Георгий Александров)

В подавляющем большинстве работ, посвященных управлению требованиями, которые мне довелось читать [1], [2], [3] и другие, авторы хороводят вокруг заказчика, акцентируя основное внимание читателей, на том, как максимально эффективно организовать работу именно с ним. Ну и конечно, львиная доля труда обычно посвящена вопросам преобразования собранной информации в некие проектные решения, моделирующие разрабатываемую систему, а также оформление их со спецэффектами, бантиками и рюшами. Разумеется это все важно и я ни в коем случае не хочу умолить значение этих аспектов формирования требований, но есть еще и обратная сторона. Ведь дальше требования должны попадать непосредственно в “цех” по производству программного обеспечения. И именно там они, до самого рождения целевого продукта, останутся основным сводом законов и правил, по которым он будет зарождаться и являться миру. Этот факт уже сам по себе определяет важность того, насколько точно требования должны соответствовать интересам специалистов, призванных воплотить их в конечном продукте.

А посему давайте взглянем на качество требований глазами команды исполнителей: разработчиков, специалистов управления качеством, менеджеров проекта. Ведь именно эти люди и являются основными потребителями работы аналитика. И от того насколько точно созданные спецификации подходят конкретной команде для переработки их в готовый программный продукт, зависит качество и конечная себестоимость этого продукта.
Читать полностью »

Статья предназначена для бизнес- и системных аналитиков, формирующих требования к информационным системам. Также эта информация будет полезна разработчикам и другим лицам, работающим в бизнесе производства программного обеспечения. В статье обсуждается формирование и документирование требований. В частности, рассматривается тот случай, когда аналитику говорят: «все ваши требования бесполезны, потому что никак не объясняют разработчику, что нужно сделать и, главное, зачем».

Разберем процесс, как это обычно происходит. Аналитик получает запрос на изменение функционала в виде тикета из техподдержки, технического задания или прямой жалобы клиента. Суть запроса в том, что что-то там в системе плохо и нужно подумать, как это исправить. Или что нужно сделать вот тут на этом экране еще одну такую возможность. Или нужно, чтобы «у пользователя была возможность сделать вот это». Часто аналитик просто записывает требование в том виде как оно пришло: в виде нескольких предложений или user story, формирует из этого задачу на изменение (или несколько задач) и отправляет её разработчику. Далее происходит то, что описано в последнем предложении предыдущего абзаца. Разберемся почему.
Читать полностью »

imageСегодня на специальном брифинге для журналистов в министерстве внутренних дел Украины премьер-министр Арсений Яценюк совместно с министром МВД Арсеном Аваковым объявил о создании отдельного Департамента киберполиции, которое будет заниматься проблемами информационной безопасности в стране. Структурно новое подразделение будет частью Национальной полиции и будет насчитывать 400 человек: среди них будет 187 инспекторов и 39 специальных агентов информационных технологий.
Читать полностью »

Ситуация

  • На входе в студию клиент (виртуально / реально не важно).
  • Клиент хочет что-то заказать у нас — систему, сайт, приложение, аппу, что угодно — все что можно разработать и даже потом скрестить бульдога с муровьедом например (1С битрикс, просто 1С, другие системы и наша разработка).
  • Высылает он нам нечто (как мы это видим), называя это «тз» (как он это видит) и говорит — оценить / посчитать / задать вопросы и далее везде, ожидая в ответ как правило получить вполне конкретную точную цифру и срок (беру пример крайней клиники) когда это будет готово.
  • Ждет.

За годы работы я пришел к работающей конструкции в данной части воронки моих продаж — я всегда отвечаю на такие письма — отлично, получил, я вижу ваши пожелания к решениям в письме и, а тз вы забыли приложить?

В такой конструкции диалог не выглядит слишком агрессивным и всегда случается плавный переход в следующий шаг воронки — позитивный диалог что такое тз и что там должно быть, что еще необходимо изложить именно клиенту, а особенно что не нужно излагать клиенту, а делать это должны мы.

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js