Рубрика «stm32» - 21

image
Недавно я ковырялся с подключением своего устройства на микроконтроллере STM32F103 как USB Mass Storage Device, или по русски — как флешку. Вроде бы как все относительно несложно: в графическом конфигураторе STM32CubeMX в пару кликов сгенерировал код, добавил драйвер SD карты, и вуаля — все работает. Только очень медленно — 200кбайт/с при том, что пропускная способность шины USB в режиме Full Speed гораздо выше – 12 мБит/с (грубо 1.2 Мбайт/с). Более того, время старта моей флешки в операционной системе составляет около 50 секунд, что попросту некомфортно в работе. Раз уж я нырнул в эту область, то почему бы и не зачинить скорость передачи.

Вообще-то я уже писал свой драйвер для SD карты (точнее драйвер SPI), который работал через DMA и обеспечивал скорость до 500кб/с. К сожалению в контексте USB этот драйвер не заработал. Причиной всему сама модель общения USB — там все делается на прерываниях, тогда как мой драйвер был заточен под работу в обычном потоке. Да еще и припудрен примитивами синхронизации FreeRTOS.

В этой статье я сделал парочку финтов, которые позволили выжать максимум из связки USB и SD карточки подключенной к микроконтроллеру STM32F103 по SPI. Также тут будет про FreeRTOS, объекты синхронизации и общие подходы к передаче данных через DMA. Так что, думаю, статья будет полезна и тем кто только разбирается в контроллерах STM32, и инструментах вроде DMA, и подходах при работе с FreeRTOS. Код построен на основе библиотек HAL и USB Middleware из пакета STM32Cube, а также SdFat для работы с SD картой.
Читать полностью »

Всем, кто использует или интересуется микроконтроллерами фирмы STMicroelectronics, хочу представить свой небольшой хобби-проект.

И на Хабре, и на geektimes уже достаточно много статей, посвящённых микроконтроллерам серии STM32F, например: Дешевая STM32 плата + Arduino IDE, Попытка подружиться с STM32 и ответ на неё Как надо дружиться с STM32 и многие другие. В совокупности они очень хорошо освещают эту тему, но есть одно но… Во всех этих статьях рассматриваются готовые платы и один конкретный контроллер, что на этой плате. А что делать тем, кто хочет поиграться с разными контроллерами, да ещё и на макетной плате? Например, многие известные мне платы с контроллером STM32F4 (та же STM32F4-Discovery) в макетную плату не воткнуть. Но мне лично хочется что-то типа такого (внимание, все картинки кликабельны):

Нестандартный способ подружиться с STM32: не Ардуино и не Discovery - 1


При этом, как я уже написал, не хочется быть связанным конкретным контроллером, а хочется иметь возможность легко его заменить. Тех, кому интересно, как я реализовал эти не совсем обычные хотелки, прошу под кат.

Читать полностью »

Зачем?

В эпоху Arduino UNO и Atmega328 я вполне обходился без программатора, прошивая микроконтроллер сначала загрузчиком Arduino через другую Arduino (Arduino as ISP), а потом через обычный последовательный порт, и лишь после появления поддержки Arduino для модулей на основе Nordic Semiconductor nrf51822 и nrf52832 для меня впервые стало актуальным наличие swd-программатора, ибо никаким другим способом прошивку в голый китайский модуль не зальешь.

Стандартом де-факто в данной области являются программаторы Jlink немецкой компании Segger Microcontroller System, известные не только своими прекрасными ТТХ, но и заоблачной ценой (около $500-600). Надо отдать должное компании Segger, для некоммерческого использования выпускается EDU версия, полностью идентичная Jlink Base, но даже она стоит в России в районе 3000 руб. Любимый Aliexpress полон китайских клонов, однако и они относительно недешевы, не говоря уж о прочем.

Есть еще ST-LINK/V2 от ST Microelectronics, правда, под вопросом их совместимость с микроконтроллерами производства не самой STMicro.

В итоге, мой взгляд неминуемо пал на JTAG/SWD программатор Black Magic Probe (BMP), собравший на Kickstarter более $47,000 при заявленной цели в $10,000.
Читать полностью »

Перед примером моей настройки немного лирики.

Давно хотел попробовать себя в микроконтроллерах, вернее были идеи с их использованием, которые очень хотелось реализовать. Сначала начал с PIC32 — огонь контроллеры. Так получалось, что поначалу и коротил их порты, и с питанием завышал — неубиваемые (не совсем конечно, порт правда однажды сгорел, но сам контроллер продолжал работу). IDE MplabX неплоха, подкупал графический блок с отображением занимаемой RAM/Flash на выбранном МК — удобно, но сам NetBeans как IDE это жесть, ну не удобно ни разу после Idea. Но проблема была не в этом — как потом оказалось, PIC'и тяжело достать, мало кто их возит, а если и возит, то по относительно высокой цене.

Дальше решил копнуть в сторону STM32 — они в больших количествах, за базовую периферию просят не много, но главное — это доставаемость. (Но кодогенератор STM'а хуже Microchip'a — весь файл загажен комментами и функциями, это конечно сильно огорчило. У Microchip'а все сгенеренные функции вынесены в отдельные файлы и main.c практически чист — прелесть).
Теперь об IDE для STM32.
Читать полностью »

image

Мне хотелось бы верить, что хотя бы половина читателей может расшифровать хотя бы половину названия статьи :) Кто не в курсе — поясню. Мое устройство должно реализовывать сразу две USB функции:

  • Mass Storage Device (он же Mass Storage Class — MSC). Я хочу, чтобы мой девайс прикидывался обычной флешкой и отдавал файлики с данными, которые лежат на SD карте.
  • Другая функция это виртуальный COM порт (он же в терминологии USB называется Communication Device Class — CDC). Через этот канал у меня идет всякий дебажный вывод, который удобно смотреть обычным терминалом.

В большинстве примеров по работе с USB реализуется только один тип устройства — флешка, мышка, кастомное HID устройство или виртуальный COM порт. А вот найти вменяемое объяснение как реализовать хотя бы две функции одновременно оказалось не так просто. В своей статье я хотел бы восполнить этот пробел.

Я буду описывать создание композитного USB устройства на базе микроконтроллера STM32, но сам подход будет также применим и для других микроконтроллеров. В статье я детально разберу каждый из классов по отдельности, так и принцип построения композитных устройств. Но обо все по порядку.

Итак, поехали!
Читать полностью »

Предисловие

Около года назад я описал в статье систему для полива моего участка — и теперь опишу дальнейшее её развитие.Год — достаточно большое время, и его удалось потратить с пользой. С удовольствием опишу и расскажу вам, что же у меня получилось.

Читать полностью »

…. а потом еще раз туда, и еще раз обратно… В общем “тудов” и “обратнов” у меня было достаточно много.

Arduino <-> STM32 HAL, или туда и обратно - 1

Свой проект GPS Logger’a я начал на платформе Ардуино. Постепенно я вырос до контроллера STM32F103, но код остался на базе клона ардуины — stm32duino. Что именно я строю, зачем, какие библиотеки использую и прочие вопросы по самому устройству я сегодня оставлю за кадром — все это я описывал в упомянутых статьях (есть еще третья часть про билдсистему). Сегодняшняя тема — переезд на HAL (он же STM32Cube).

Время от времени в комментариях к моим статьям, а также в личных беседах с коллегами по цеху возникает вопрос “а почему ардуино? Есть же HAL!”. Сначала я отмахивался, мол, у меня уже код на ардуиновских библиотеках, не хочу переписывать. И еще мне HAL не понравился своим некрасивым и громоздким стилем. Но врожденное любопытство подстегнуло все таки посмотреть еще разок на HAL с разных сторон.

Я провел несколько месяцев пробуя разные подходы, библиотеки и платформы. В итоге я пришел к выводу, что HAL хоть и громоздкий, но, в целом, заслуживает внимания. С ним можно добиться некоторых вещей, чего нельзя сделать используя только ардуино подход (например DMA). В итоге я переписал свой проект используя HAL (не весь, часть все же осталась на Arduino, но тоже поверх HAL) о чем и хочу рассказать в этой статье.

Читать полностью »

Большинство GSM модулей работают по интерфейсу UART, посредством AT-команд. Но для серьезных проектов, использование AT команд несет определенные трудности:

• контроль и обработка ошибок
• результат выполнения команды возвращается с длительной задержкой
• необходимо разбирать входящие строки налету

Нужно понимать, что с результатом выполнения команды, в буфер может попасть URC-код от входящего звонка, SMS, принятые данные и пр. Входной буфер с принятыми строками, приходится разбирать опираясь лишь на символы переносов и «эхо» команды, а сами команды зачастую сильно отличаются форматом. По этим причинам, использование AT вносит дополнительную задержку, алгоритмически ее устранить практически невозможно, ведь причина находится в самом модуле и несовершенстве его встроенного ПО

В этом примере я использовал SIM800C. Посмотрев спецификацию и убедившись в поддержке PPP, стал изучать способы реализации. Для использования PPP, модуль переключается несколькими настроечными командами, после этого режим AT становится недоступным и фактически идет общение с вышкой оператора напрямую, минуя внутренний стек модуля, что позволяет значительно ускорить обмен данными.

Пример PPP-пакета:

STM32 + PPP (GSM) + LwIP - 1
Читать полностью »

Введение

Эта небольшая заметка содержит не очевидное решение поставленной ниже задачи, до которого мне пришлось доходить несколько бессонных ночей.

Задача: на основе заданных пользователем данных о том, как должен работать периферийный блок микроконтроллера, получить на этапе компиляции массив масок конфигурации его регистров, которые можно было бы использовать в реальном времени. При этом требуется на этапе компиляции проверить, что все параметры заданные верно (периферия микроконтроллера будет сконфигурирована верна).

Используем template + constexpr для создания масок регистров периферии микроконтроллера на этапе компиляции (C++14) - 1

Заинтересовавшихся в том, как это можно сделать, прошу под кат.
Читать полностью »

image
Ранее в своей статье я рассказывал о том, как устроены фазовые лазерные дальномеры. Теперь пришло время разобраться с тем, как работают бытовые лазерные рулетки. Разобраться — это не просто заглянуть, что же там внутри, а полностью восстановить всю схему и написать собственную программу для микроконтроллера.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js