Рубрика «старое железо» - 50

В нашем мегадайджесте говорим о тонкостях работы в аудиоиндустрии, рассказываем историю необычных музыкальных инструментов плюс вспоминаем сказки и радиоспектакли Советского Союза.

Чтение для аудиомана: старое железо, ретроформаты, «блеск и нищета» в музыкальной индустрии - 1Читать полностью »

Внедрение в архитектуру советских программируемых калькуляторов «Электроника МК-52» - 1

В этой статье я хочу рассказать об архитектуре советских программируемых микрокалькуляторов на примере калькулятора «Электроника МК-52» и как можно внедриться в его архитектуру.

Советские калькуляторы семейства "Электроника Б3-34" («Электроника МК-56», «Электроника МК-61» и «Электроника МК-52») были особенно популярны в СССР. Причиной этому была не только доступная цена в 65 рублей за МК-54, 85 рублей за МК-61 или 115 рублей за МК-52, но и развитой язык программирования. Это семейство калькуляторов стало де-факто стандартным для многочисленных пользователей. Огромное количество книг было посвящено программированию на этих машинках и публикацией готовых алгоритмов. Электроника МК-52 даже летала в космос на корабле Союз ТМ-7, где предполагалось его использование в качестве резервного на случай неисправности спускаемого навигационного оборудования. Даже в военно-морском флоте СССР калькулятор «Электроника МК-52» с блоком расширения памяти БРП «Астро» какое-то время был стандартным средством для навигационных расчетов.

Внедрение в архитектуру советских программируемых калькуляторов «Электроника МК-52» - 2
Читать полностью »

Восстанавливаем UNIX v0 на PDP-7: закулисные подробности - 1

Фред Еарьян перед PDP-7 с серийным номером 129

Недавно я встречался с Фредом Еарьяном, бывшим инженером Boeing, и Джеффом Кейлином, инженером из Living Computers, для обсуждения их работы по реставрации PDP-7 в лаборатории музея Living Computers: Museum + Labs. PDP-7 (от Programmed Data Processor, «программируемый обработчик данных») был представлен компанией The Digital Equipment Corporation (DEC) в 1964.

В начале 1960-х термин «компьютер» был синонимом огромных и дорогих машин, в которых часто было сложно разобраться. DEC выбрала для своей машины название PDP, чтобы избежать подобных негативных коннотаций.

Покупателей для PDP-7 DEC находила по всей стране, в частности, в лабораториях Белла, национальной лаборатории тихоокеанского северо-западного побережья и Лаборатории реактивного движения. PDP-7 также пользовался популярностью в университетах – его, в частности, отправляли в Оксфордский университет, MIT, Хельсинкский технологический университет и Токийский университет.
Читать полностью »

Музей DataArt: промышленные компьютеры известного и неизвестного назначения - 1

Такие специфические машины в коллекции DataArt пока составляют небольшой раздел. Их создавали для работы в суровых условиях или сферах, требующих повышенной надежности, к ним же относят ЭВМ, заточенные под решение одной, но крайне ответственной задачи. Проследить происхождение и историю промышленных компьютеров бывает особенно трудно. В некоторых случаях мы рассчитываем и на помощь читателей нашего блога, которые, возможно, когда-то сталкивались с подобными машинами. Читать полностью »

В статье описываю свой опыт установки VMware ESXi на старинный Apple Mac Pro 1,1.

Устанавливаем Vmware ESXi на Mac Pro 1,1 - 1

От заказчика поставлена задача – расширить файловый сервер. Как создавался файловый сервер компании на PowerMac G5 в 2016, и какого было обслуживать созданное legacy достойно отдельной статьи. Решено было расширение совместить с модернизацией и сделать файловый сервер из имеющегося MacPro. И раз уж он на процессоре intel, то можно сделать и виртуализацию.

Задача вполне выполнимая, но пришлось столкнуться с рядом трудностей, и по крупицам собирать данные об их решении. Также, поиск решения часто затенялся результатами по обратной проблеме «установка mac os на VMware».

Для закрепления полученного опыта, сбора всех крупиц в одно место и перевода их на русский язык и создана данная статья.
Читать полностью »

DataArt примет открытую лекцию Андрея Терехова, завкафедрой системного программирования Матмеха СПбГУ - 1

5 декабря — это будет четверг — в центре разработки DataArt в Санкт-Петербурге пройдет лекция доктора физмат наук, профессора, члена правления РУСОФТ Андрея Николаевича Терехова. Он расскажет о самых популярных советских ЭВМ, о работе над транслятором языка Алгол-68 для них и организации ИТ-индустрии в СССР. Андрей Терехов обозначит главные проблемы, с которыми сталкивались советские инженеры и программисты, оценит, в чем их опыт оказался неудачным, а что можно считать успехом.Читать полностью »

IBM, память на линиях задержки и история дисплея 80×24 символа - 1
У терминала DEC VT100, проданного в количестве более миллиона штук, был дисплей 80×24 символа

Чем объяснить популярность терминалов 80×24 и 80×25 символов? Недавняя запись в другом блоге подвигла меня на небольшое исследование. Источником строк длиной в 80 символов очевидно являются перфокарты, и об этом пишут довольно часто. Однако что насчёт 24 или 25 строк на экране? Теорий существует много, но я нашёл простой ответ: IBM, а в частности, её доминирование на рынке терминалов. В 1971 году IBM ввела терминал с дисплеем 80×24 символа (модель 3270), и вскоре он стал наиболее продаваемым терминалом, заставив остальные равняться на размер 80×24. Дисплей для IBM PC добавил ещё одну строку, и сделал размер 80×25 стандартом в мире ПК. Влияние этих систем остаётся в силе и десятилетия спустя: строки длиной в 80 символов являются стандартами по сей день, как и терминальные окна 80×24 и 80×25.
Читать полностью »

Звуковая карта — один из самых важных элементов ретрокомпьютера, а для многих это основная причина сборки такового. В отличие от офисного софта компьютерные игры не стареют: запускать их на аутентичном железе — это приятная и почетная задача. Хотя и не обязательная: есть же DosBox, в которой если не все, то многие игры работают без проблем. Выбрать правильную звуковую карту для моего 386-го компьютера было непросто: вариантов много, нюансов совместимости еще больше, а некоторые экземпляры потихоньку превращаются в с трудом добываемые раритеты. Вот какая из них лучше?

Древности: трудный выбор звуковой карты для DOS-игр - 1

Но это сейчас выбор трудный, а в девяностых он был простой: какую звуковую карту удалось добыть, та и лучшая. В реальности мне тогда не удалось добыть никакую, и мой 386-й компьютер тех времен так и прожил всю жизнь, издавая звуки только жестким диском, PC-спикером и модемом. Зато первые пробы Doom с «саундбластером» у знакомых и друзей в 1994 году производили невероятное впечатление. К реалистичной (по тем временам) графике добавились не менее жизненные (тоже по тем временам) звуковые эффекты. Круто же!

Окей, в моем ретрокомпьютере точно будет установлена звуковая карта Sound Blaster компании Creative. Какая именно — тоже непростой вопрос, и итоговый выбор будет зависеть не только от предоставляемых картой возможностей, но и от наличия или отсутствия определенных багов, тоже аутентичных. Какие у меня есть варианты? И какие варианты существуют вообще? Причем тут гуси? В этом теоретическом посте я попробую на данные вопросы ответить, и заодно расскажу о древних технологиях извлечения звука из вашего IBM-совместимого ПК.
Читать полностью »

"Цветорасширитель для ZX-Spectrum" — так называлась статья, опубликованная в эхе fido7.zx.spectrum 3 августа 1997 года. Статья описывала идею решения одной из главных проблем платформы ZX-Spectrum — конфликта атрибутов (attribute clash). Публикация вызвала в то время определенный интерес, про технические детали и историю вопроса я и хотел бы рассказать.

ZX-Poly logo

Не буду залезать глубоко в технические подробности и просто структурно опишу идею и решение.

Читать полностью »

Продолжая историческую серию постов, захотелось рассказать об одной из самых ярких страниц в массовом производстве звуковой электроники — концепции “народного радиоприемника”. Из истории автоиндустрии многие помнят “народный автомобиль”, под которым, как правило, понимают одноимённый Volkswagen Käfer. Так вот, его предшественником был именно “народный радиоприёмник”. Я надеюсь, что одиозность политических режимов, при содействии которых реализовывались описанные ниже проекты, никак не повлияют на оценку инженерных и технологических решений.

История народного радиоприёмника: Муссолини из “Сельского радио” и тёплые лампы Йозефа Геббельса - 1

Если бы сегодня осуществлялся некий аналогичный проект, то это, вероятно, был бы “народный смартфон”. Я привожу такое сравнение, потому что, являясь в 20-е предметом роскоши и атрибутом высокого статуса, для начала 30-х радиоприемник становится насущной необходимостью, нечто похожее было со смартфонами. Важно отметить, что пропагандистские цели и идеологические причины выпуска таких приёмников по разному отразились на их истории, о чем я также написал несколько слов. Но обо всём по порядку.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js