Рубрика «старое железо» - 38

В нашей памяти история домашнего видео восьмидесятых и девяностых навечно осталась в размытом качестве картинки видеомагнитофонов. В двухтысячных на смену кассетам VHS пришли диски DVD, а в Blu-ray цвет лазера сменился на фиолетовый, сообщают воспоминания.

Реальность разнообразней: каждый успешный формат хранения данных — это несколько погибших конкурентов, которых рынок отверг из-за высокой цены или низкого качества. Не все из проигравших ушли в забвение сразу. Часть из них существовала параллельно, сохраняя крошечную долю рынка в тени формата-победителя.

LaserDisc: история несостоявшегося конкурента видеокассет (часть 1) - 1
Диск фильма «Бегущий по лезвию» в проигрывателе Pioneer LaserVision LD-V2000. Фото Electric Thrift.

Такая участь была заготовлена для LaserDisc. В конце семидесятых фильмы для домашнего просмотра впервые начали выходить на оптических накопителях. На каждой из сторон 30-сантиметрового CD-переростка умещалось по часу видео отличного качества 425 горизонтальных телевизионных линий. Это куда приятнее картинки VHS (240 линий). Поддержка цифрового кодирования и объёмного звука 5.1 появилась чуть позже. Релизы часто сопровождались альтернативными аудиодорожками с комментариями и визуальным бонусным материалом. Не нужно было ничего перематывать, работала навигация по главам как в DVD.

Как правило, рассказ о менее популярном технически более продвинутом формате заканчивается сожалением о его непозволительно высокой стоимости. Но на заре LaserDisc и лазерные проигрыватели, и диски стоили дешевле видеомагнитофонов и кассет. Тогда почему лазерный диск не вытеснил VHS?
Читать полностью »

Предыстория

Будучи любителем ретро железа, приобрёл я как-то у продавца из Великобритании ZX Spectrum+. В комплекте с самим компьютером мне достались несколько аудиокассет с играми (в оригинальной упаковке с инструкциями), а также программами, записанными на кассеты без особых обозначений. На удивление данные с кассет 40-летней давности хорошо читались и мне удалось загрузить почти все игры и программы с них.

Как я восстанавливал данные в неизвестном формате с магнитной ленты - 1

Однако, на некоторых кассетах я обнаружил записи, сделанные явно не компьютером ZX Spectrum. Звучали они совершенно по-другому и, в отличие от записей с упомянутого компьютера, не начинались с короткого BASIC загрузчика, который обычно присутствует в записях всех программ и игр.

Какое-то время мне не давало это покоя — очень хотелось узнать, что скрыто в них. Если бы получилось прочитать аудио сигнал как последовательность байтов, можно было бы поискать в них символы или что-то, что указывает на происхождение сигнала. Своего рода ретро-археология.
Читать полностью »

В прошлый раз мы рассказали о том, как пластинки и радио изменили подход к прослушиванию музыки в начале XX века. Сегодня говорим о технологиях, которые получили распространение после Второй мировой войны и вновь изменили акустическую экосистему в домах людей.

Как развивалось домашнее аудио после Второй мировой — от магнитной звукозаписи до новых колонок - 1Читать полностью »

IBM 3270 – это терминал компьютерного мейнфрейма. Я давно восхищаюсь мейнфреймами от IBM, и особенно этими терминалами. У ранних моделей, 3278 и 3279, была уникальная эстетика, а их блочная система работы заметно отличается от той, которой пользовались вездесущие терминалы серии VT.

Изготовление контроллера терминала IBM 3270 - 1
Терминал IBM 3278-2 и его пра-пра-правнук, ThinkPad X1, на котором запущен оес. Терминал подсоединён к современному z14 при помощи TN3270.

Не один я хотел попробовать подсоединить настоящий терминал от IBM к эмулятору Hercules [программный эмулятор мейнфреймов IBM (System/370, System/390, zSeries/System z) и совместимых (Amdahl)]. К сожалению, довольно трудно найти контроллер терминала IBM 3174 с интерфейсом Ethernet или Token Ring, версией софта с поддержкой TCP/IP и в рабочем состоянии. К тому же они огромные, шумные, и их сложно обслуживать, поскольку софт на них приходится загружать при помощи редких флоппи-дисков 5¼" объёмом 2,4 Мб – если повезёт, бывают ещё варианты с жёстким диском на 20 Мб. Поэтому я решил сделать собственный контроллер, а в процессе узнать что-то новое.
Читать полностью »

Числа с плавающей запятой необходимы для научного программирования, однако первые процессоры напрямую поддерживали лишь операции с целыми числами. Но ранние микропроцессоры всё же могли производить операции с числами с плавающей запятой. Такие операции просто разбивались на множество целочисленных, манипуляции с экспонентой и дробной частью. Иначе говоря, поддержка плавающей запятой не сделала возможной операции с ней в принципе – она просто серьёзно их ускорила. Существует ещё один способ представления нецелых чисел – это числа с фиксированной запятой, у которых есть неизменное количество цифр после десятичного разделителя. С ними работать проще, однако с их помощью можно представить диапазон заметно меньшего размера.

Хотя операции с плавающей запятой на мейнфреймах были обычным делом уже в 1950-х и 1960-х годах, только в 1980-м Intel представила сопроцессор с плавающей запятой 8087 для микрокомпьютеров.

8087 не был первым чипом с поддержкой плавающей запятой. National Semiconductor представила MM57109 Number Cruncher Unit [«перемалыватель цифр»] – так его реально назвали – в 1977-м. Это был, по сути, чип от научного калькулятора на 12 цифр в новом корпусе, работающий с десятичными значениями в двоичном представлении, и требовавший ввода данных в обратной польской записи. Чип работал до абсурдного медленно: к примеру, на вычисление тангенса могло уйти до секунды. AMD представила свой первый чип с поддержкой плавающей запятой, Am9511, в 1978-м. Этот чип поддерживал 32-битные числа с плавающей запятой, и на вычисление тангенса тратил до 1,4 мс. В итоге Intel купила у AMD лицензию на Am9511 и продавала его как 8231. 8087 на 10 МГц, для сравнения, мог вычислить тангенс за 54 мкс, работая с 80-битным числом с плавающей запятой. Вот насколько быстродействие и точность 8087 были выше его предшественников.
Читать полностью »

Всем привет!
Сегодня публикую короткую статью о том, как я из старых жестких дисков собирал лазерный проектор. Который получился не очень интересным, а вот визуализатор звука, на удивление вышел потрясающим.
Если Вам интересны подробности, то смотрите видео или читайте статью под катом.Читать полностью »

В прошлый раз мы рассказывали, как домашнее аудио становилось массовым — в частности, затронули эпоху радио. Сегодня говорим о виниле — как он пришел в дома людей.

Как развивалось домашнее аудио: эра винила - 1Читать полностью »

Владимир Китов: «Невозможно понять, как ученые-первопроходцы предвидели всеобщую компьютеризацию еще в 1950-х!» - 1

Владимир Китов, работающий с ИТ более полувека, возглавлял команды программистов в ГВЦ Минморфлота СССР и ЦНИИ «Монолит», руководил разработкой ПО для международной системы космического спасения КОСПАС-SARSAT и созданием мультитерминального монитора для ЕС ЭВМ. Он работал топ-менеджером в компаниях DEC, SIEMENS, «Техносерв», IBS, Fujitsu, написал учебник по системному программированию и несколько монографий, а теперь занимается историей информатики.

В продолжении интервью Владимир Китов вспоминает своего отца Анатолия Ивановича и других выдающихся советских ученых, объясняет, почему история автоматизированных систем управления — заметная часть истории страны, рассказывает о работе для сельского хозяйства в Институте кибернетики на рубеже 1980-1990-х.Читать полностью »

МРЭМ – 200. Электронный микроскоп родом из СССР - 1
Неоценимую помощь в размещении статьи оказал ZEvS_Poisk с Habr.
К написанию этой статьи меня подтолкнула статья Алексея Брагина «Растровый микроскоп в гараже». С Алексеем я немного знаком по переписке и по совместному пребыванию на сайте microscopist.ru.
Читать полностью »

Discret 11: краткая история шифрования французского телеканала - 1

Я провёл своё детство во Франции, много играл в футбол и слишком долго смотрел телевизор. В 80-х во Франции было три телеканала. Два из них, Antenne 2 и FR3, финансировались государством и были скучными, а TF1 был частным и показывал много японских мультиков. Моё поколение выросло на «Капитане Цубасе», «Святом Сейя», «Капитане Харлоке» и «Грендайзере».

У нас не было ни кабельного, ни Интернета, телесигнал транслировался по воздуху и на крыше каждого дома стояла ловившая волны антенна.

Всё изменилось в 1984 году с появлением четвёртого канала. Canal Plus (Channel Plus) должен был совершить революцию на рынке телеканалов, показывая современные фильмы, спортивные трансляции со всего мира и не имея при этом рекламы. Для удовлетворения амбиций владельцев «Canal» должен был финансироваться ежемесячной абонентской платой подписчиков.

Техническая трудность такой схемы была совершенно понятна. Как гарантировать, что канал смогут смотреть только заплатившие абоненты, если его сигнал транслируется всем? Легко — достаточно закодировать его технологией под названием «Discret 11».
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js