Рубрика «СССР» - 3

Мы уже рассказывали вам про «Националь» — легендарные кассовые аппараты американской компании National Cash Register, изменившие представления о розничной торговле. Довольно долгое время они использовались в Российской Империи и в СССР, но с развитием собственного производства советские кассы начали вытеснять зарубежные. Сегодня поговорим про «ОКА» — знаменитые советские кассовые аппараты, впервые произведенные на Рязанском заводе счетно‑аналитических машин в 1970-х годах. Подробнее остановимся на «ОКА 4401».

Краткая предыстория

Читать полностью »

Компьютерная гонка между СССР и США развернулась в 1950-1970-е годы. Советские учёные и изобретатели работали над идеями сети, связывающей компьютеры на предприятиях и повышающей эффективность плановой экономики, старались создать миниатюрные ЭВМ – и одна из первых персоналок «появилась» именно в этой стране, после чего на выставке в Великобритании экземпляр приобрела IBM.

Какие перспективы видели в СССР в плане использования компьютеров в разных отраслях? Как электронные вычислительные машины показывали в журналах для молодёжи и мультфильмах? Каким могло быть будущее компьютеров? 

Читать полностью »
Не деревянные игрушки. «Электронные» игры, в которые играли советские дети - 1

Современные дети — поколение, воспитанное смартфонами. В них сосредоточено и общение, и игры, да и полезные знания подростки черпают оттуда же. Нам повезло чуть меньше: 30 лет назад мобильников и интернета ещё не придумали, а персоналки (даже в форм-факторе «Спектрума») стоили как космический корабль, потому были по карману далеко не всем. Тем не менее, моим современникам хотелось играть и учиться, желательно — с использованием современных технологий. И если «для поиграть» можно было выпросить у родителей замечательное изделие из серии «Электроника» под названием «Ну, погоди!» или «Тайна океана», а программирование мы осваивали на калькуляторах под той же торговой маркой, то с образовательно-развлекательным контентом дела обстояли чуть сложнее (телепередачу «Очевидное — невероятное» в расчёт не берём). Тем не менее, советская промышленность выпускала обширную номенклатуру развивающих игр для детей и подростков, в основе которых лежала электротехника и электроника. Изделия эти работали без дорогостоящих микросхем, на одной инженерной смекалке и нетривиальных технических идеях. Недавно, разбирая антресоли на даче, я наткнулся на один такой «привет» из далёкого советского детства, и не смог отделаться от нахлынувших воспоминаний…
Читать полностью »

Самая удивительная советская семья, в которой почти все были докторами физико-математических наук и примерами для подражания

Сегодня я хочу рассказать Вам о замечательной советской женщине-математике, которая отличалась невероятной силой духа, принципиальностью и не только внесла значительный вклад в достаточно сложную область математики - дескриптивную теорию множеств, тесно связанную с общей топологией, но также воспитала выдающихся детей, пошедших по её стопам.

Читать полностью »

"Нет оснований для сомнений в том, что в недалеком будущем на основании математического анализа деятельности мозга ЭВМ смогут выполнять ряд его сложных функций, например, вывод теорем или построение новых гипотез".

Лев Дашевский, Екатерина Шкабара, 1961 год.

Читать полностью »

Удивительные беспроцессорные «текстовые» компьютеры Wang 2200 — мечта писателя конца 70-х - 1

В прошлой статье я рассказал об американском изобретателе китайского происхождения Ван Ане, создателе памяти на магнитных сердечниках, который построил с нуля успешный IT-бизнес в США. Самым интересным проектом основанной им компании Wang Laboratories стал специализированный компьютер для обработки текстов — удивительная и очень самобытная машина, аналогов которой в мире попросту не существовало. Конструкции и истории создания этого компьютера я решил посвятить сегодняшнюю заметку.Читать полностью »

«Ну, погоди!» и остальные: немного ностальгической истории о советских карманных электронных играх - 1


Мало кто из заставших в юные годы вторую половину 80-х не помнят тогдашний суперхит: карманную игру «Ну, погоди!». Сколько бесконечных часов школьники, дошколята, студенты, комсомольцы и прочие пионеры-октябрята убили, ловя яйца Волком в жизнерадостных «семейниках» — не поддаётся даже приблизительному исчислению. Лично я в последние предшкольные годы, где-то в 1988-90 годах, попросту не отрывался от маленького серого экранчика, за что претерпевал критику от взрослых.

Среди детворы ходила городская легенда о том, что при достижении 1000 очков на экране должен был появиться мультик. Самые хитромудрые с уверенным видом втирали о том, что они набирали эти самые тысячу очков — и это была специальная, очень интересная серия, которую не показывали по телевизору.
Читать полностью »

DARPA: как создавшее Интернет агентство родилось из продаж бытовой химии и страха перед «Спутником» - 1


Интернет родился в недрах DARPA/ARPA — Управления перспективных оборонно-исследовательских проектов министерства обороны США (Advanced Research Projects Agency, с то появляющимся, то исчезающим первым словом Defence, «оборонных») — утверждение по банальности и общеизвестности сравнимое с «Земля вращается вокруг Солнца». Даже его первая итерация Интернета, заработавшая 29 октября 1969 года, называлась ARPAnet — «сеть ARPA». Однако не только созданием этих наших интернетов знаменито DARPA. Если вбить слово DARPA в поиск Хабра, мы получим множество публикаций: смесь исторических обзоров и новостей о всевозможных разработках повышенной степени масштабности и безумности (от боевых насекомых-киборгов до беспилотного преемника «Шаттлов»).Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js