Чтобы полностью раскрыть все преимущества Kotlin, пересмотрим некоторые подходы, которые мы используем в Java. Многие из них могут быть заменены на лучшие аналоги из Kotlin. Давайте посмотрим на то, как мы можем написать идиоматичный код на Kotlin.
Чтобы полностью раскрыть все преимущества Kotlin, пересмотрим некоторые подходы, которые мы используем в Java. Многие из них могут быть заменены на лучшие аналоги из Kotlin. Давайте посмотрим на то, как мы можем написать идиоматичный код на Kotlin.
В настоящее время широко известны такие принципы написания программного кода (coding standards), которые позволяют облегчить его поддержку и развитие. Эти принципы используются многими софтверными компаниями, а средства разработки и статического анализа кода предлагают для этого разнообразную автоматизацию. В то же время инженерные задачи в программировании явно требуют расширения понятия «хороший код». Мы попробуем выйти на обсуждение «хорошего» инженерного кода через, казалось бы, весьма частный пример — через практику использования в алгоритмах константных параметров.
Читать полностью »
Хочу поделиться очень субъективными мыслями об изменении отношения к сложности за последние лет 50. Возможно, мои наблюдения касаются всей инженерии, но я поостерегусь и буду писать только про разработку ПО.
В последние годы мне стало казаться, что я упускаю что-то в методах разработки ПО. Весь мир радостно и с песней ускоряется, создаёт софт всё быстрее и быстрее, а я торможу. Чтобы не отставать, приходится преодолевать внутренний барьер неясной природы, действовать за границей которого выгодно но неприятно (мне). Не понятно почему выгодно. И не понятно почему неприятно.
Сегодня понял. В былые времена со сложностью боролись, теперь её игнорируют принимают. Переход между этими воззрениями был долгим и плавным, но уже можно видеть разительные отличия.
Я же учился в основном по материалам, созданным в прошлом веке, «древним манускриптам», да ещё и научную фантастику читал классическую, поэтому невольно стал приверженцем «старой школы». В чем же разница?
Читать полностью »
Мне нравится думать, что я пишу хороший код. Ну или, что я хотя бы пишу больше хорошего кода, чем плохого.
Моя любимая особенность хорошего кода — это его скука. Предсказуемые выражения, одно за другим. Никаких сюрпризов, никаких трюков, никаких уникальных случаев. Никакого мета-программирования, конечно! Скучный код очень легко отлаживать, читать, объяснять.
Скучный код не использует глобальных состояний, не порождает побочных эффектов и старается уменьшить свою связанность с проектом, в котором он живёт. Скучнейшим образом происходят присвоения значений, которые для каждой переменной случаются лишь раз и избавляют нас от возможности увлекательного расследования кто же и когда изменил вот это состояние. Скучный код делает лишь то, что должен и не полагается на какие-то неявно высказанные предположения.
Код, использующий неявное поведение, может быть основан на каком-нибудь недокументированном, но уже реализованном функционале. Например, в мире написана целая куча НЕВЕРНОГО кода, который полагается на то, что функция файловой системы, возвращающая список директорий, вернёт их в отсортированном по алфавиту порядке. Это и вправду часто работает именно так, но ровно до того момента, пока не ломается по «непонятным» причинам. А на самом деле просто никто никогда этой сортировки не гарантировал.
Читать полностью »
Порой даже в авторитетных источниках проскальзывает снисходительное отношение к тестированию программных продуктов и, соответственно, к людям, занятым в этом направлении. Там, дескать, и требования к работникам ниже, и сами кадры — так себе, и денег особо не заработаешь. О том, как на самом деле выглядит тестирование изнутри, мы поговорили с Никитой Макаровым, занимающимся в «Одноклассниках» одновременно и ручным, и автоматизированным тестированием.
Информационная безопасность — это важно; впрочем, это знание мало кому помогает. Количество соединенных general-purpose компьютеров (==сложность) растёт каждый день, происходят очень реальные инциденты от Heart или Cloudbleed до Stuxnet или проблем с бортовым компьютером Toyota (когда машина не останавливается), и ситуация не становится лучше сама по себе. Становится хуже, потому что "интернет вещей" — это стартапы, делающие физическую инфраструктуру типа лампочек или дверных замков (разработчики SCADA плачут кровавыми слезами). Потому что огромное количество кода пишется на memory-unsafe языках. Потому что образование разработчиков — это, как правило, либо про фичи (проекты / этожпрототип), либо про фундаментальные алгоритмы (что не помогает пониманию того, что система работает не в вакууме).
Кажется, что основных корней проблемы два: это небезопасный инструментарий — например, ЯП (C/C++) и библиотеки (OpenSSL), и люди. Люди забывают про ИБ, думают "выпустим что-нибудь, а потом разберёмся", не понимают tradeoff'ы своих инструментов (то, что "C — это быстро", знают все, а вот про memory unsafety и масштаб UB — немногие), etc. Первая проблема сейчас решается сообществом: разрабатываются безопасные языки типа Rust и простые, понятные библиотеки типа TweetNaCl. Остаётся вторая (ведь хорошим инструментам надо ещё научить, как и соответствующему мышлению).
Поэтому мы проводим митап по информационной безопасности Security by Default.
Картинка из фильма «Размер имеет значение», 2009
Данная статья была начата в апреле 2016г в результате того, что компьютер опять стал работать медленнее, чем я щелкаю мышкой. Собственно, она является компиляцией многих тестов (некоторых еще с 2010г) и обсуждений с моим участием. Ее нельзя назвать полностью законченной, поскольку это не окончательные выводы, а некие промежуточные точки, показывающие на что обратить внимание и куда копать дальше.
Название частично позаимствовано из статьи Никлауса Вирта «Долой „жирные“ программы», которой в 2016г было ровно 10 лет, и актуальности она не утратила — а скорее вышла на новый уровень, кто не знаком — почитайте.
Рассмотрим разные аспекты, влияющие на производительность систем и программ.
Языковой аспект
Аспекты памяти
Аспекты реального мира
Неязыковые факторы
Аспект человеческого фактора
Читать полностью »
При проектировании приложений на C++ временами возникает необходимость предоставления доступа к закрытым методам класса другому классу или свободной функции. Для этого в языке C++ есть ключевое слово friend, которое предоставляет полный доступ не только к публичному интерфейсу класса, но и к закрытому, и всем деталям реализации. Таким образом friend работает по принципу «все или ничего» и «все» может быть слишком много. Например, когда есть класс Facade и несколько клиентов Client1, Client2, то может потребоваться предоставить каждому клиенту доступ только к определенному набору методов, причем каждому клиенту к своему набору, не предоставляя доступа к деталям реализации. Для решения такой задачи в C++ есть все возможности. В этой статье я расскажу про две идиомы Attorney-Client и Passkey и как их использовать с нулевыми накладными расходами.
Читать полностью »
Хабра, привет!
Не так давно у со мной произошел довольно-таки интересный инцидент, в котором был замешан один из преподавателей одного колледжа информатики.
Разговор о программировании под Linux медленно перешел к тому, что этот человек стал утверждать, что сложность системного программирования на самом деле сильно преувеличена. Что язык Си прост как спичка, собственно как и ядро Linux (с его слов).
У меня был с собой ноутбук с Linux, на котором присутствовал джентльменский набор утилит для разработки на языке Си (gcc, vim, make, valgrind, gdb). Я уже не помню, какую цель мы тогда перед собой поставили, но через пару минут мой оппонент оказался за этим ноутбуком, полностью готовый решать задачу.
И буквально на первых же строках он допустил серьезную ошибку при аллоцировании памяти под… строку.
char *str = (char *)malloc(sizeof(char) * strlen(buffer));
buffer — стековая переменная, в которую заносились данные с клавиатуры.
Я думаю, определенно найдутся люди, которые спросят: «Разве что-то тут может быть не так?».
Поверьте, может.
А что именно — читайте по катом.
Читать полностью »
На днях мне довелось делать довольно крупные изменения в одном C# проекте — удаление сторонней сборки. Самое "замечательное", что львиную долю времени я потратил на изменение мест, где использовались helper'ы из этой сборки (так сказать бонус к основной функциональности).
Helper'ы такого вида:
Guard.ArgumentNotNull(myobject, "myobject");