Рубрика «системы типов»

Как типы делают сложные задачи простыми - 1


Последнюю пару лет мой мозг программиста всё больше увлекался типами, принципами функционального программирования и Typescript. По большей мере на это повлияло огромное количество времени, потраченное мной на кодовую базу Heartbeat — фулстек-приложения из трёхсот тысяч строк на Typescript, включающего в себя веб-приложение React, мобильное приложение React Native и сервер Node.js. Мой опыт работы с этой кодовой базой показал мне, что чем больше я полагаюсь на систему типов, тем больше пользы из этого извлекаю.

Написание кода в кодовой базе, полностью сделавшей упор на типы, похоже на жульничество. Часто я могу реализовать 80% новой фичи, ни разу не запустив код. Я начинаю работать над крупным рефакторингом, требующим нарушить допущение, принятое во всём коде, но вскоре выясняю, что благодаря системе типов изменения оказываются тривиальными. Простые фичи практически кодируют себя сами, потому что опечатки мгновенно отлавливаются, а половина моего кода пишется автодополнением. На вопросы от команды техподдержки о тонкостях работы какой-то фичи можно ответить при помощи Ctrl+F в коде, даже если письменной документации почти нет. Целые категории багов, с которыми мне приходилось бороться, попросту исчезли.

Я начал называть стиль кодинга, позволяющий реализовать подобное, Type Driven Development. В статье я приведу разрозненные мысли и ссылки на ресурсы, сильно повлиявшие на то, как я понимаю type driven development.
Читать полностью »

Система типов — лучший друг программиста - 1

Я устал от одержимости примитивами и от чрезмерного использования примитивных типов для моделирования функциональной области.

Значение в string не лучший тип для записи адреса электронной почты или страны проживания пользователя. Эти значения заслуживают гораздо более богатых и специализированных типов. Мне нужно, чтобы существовал тип данных EmailAddress, который не может быть null. Мне нужна единая точка входа для создания нового объекта этого типа. Он должен валидироваться и нормализироваться перед возвратом нового значения. Мне нужно, чтобы этот тип данных имел полезные методы наподобие .Domain() или .NonAliasValue(), которые бы возвращали для введённого foo+bar@gmail.com значения gmail.com и foo@gmail.com. Эта полезная функциональность должна быть встроена в эти типы. Это обеспечивает безопасность, помогает предотвращать баги и существенно повышает удобство поддержки.
Читать полностью »

Системы типов — это настоящее безумие.

КДПВ в подражание XKCD

Некоторое время назад я уже отметился здесь со статьёй, в которой пытался разобрать, какие гарантии в compile-time может дать система типов Rust. Кое-какие интересные моменты удалось выловить уже тогда, однако больше всего меня зацепил весьма развёрнутый комментарий, описывающий некоторые вещи, доступные в зависимо-типизированном Idris.
Разумеется, я не мог остаться в стороне. Результат исследований доступен на github, а детальный разбор — под катом.

Читать полностью »

Безразмерный воздушный шар. Утилитарная магия анализа размерностей - 1

На написание этой небольшой заметки меня натолкнула недавно опубликованная на Хабре статья Динамика вертикального полёта летательного аппарата легче воздуха. Захотелось написать комментарий, но он быстро перерос во что-то большее и, как кажется, более полезное.

В оригинальной статье приводится пример расчёта динамики воздушного шара или аэростата в атмосфере. При этом учитываются и сопротивление воздуха и градиенты плотности и температуры атмосферы, так что задача сводится к нетривиальному дифференциальному уравнению, которое благополучно решается численно средствами языка Python. В статье всё хорошо: шар взлетел, остановился, где надо, мы получили и предельную высоту и время подъёма. Потребовалось запустить другой шар, скажем, побольше, нагрузить его поосновательнее, или поменять водород на гелий – не проблема – поменяем параметры в программе и снова всё посчитаем. Программка понятная, линейная, работает, что же можно здесь улучшить, если не усложнять модель?

Можно сделать так, чтобы модель и расчёты стали универсально полезными не для какого-то конкретного шара, а для широкого круга задач. Можно обеспечить оптимальную точность вычислений при численном интегрировании дифференциального уравнения. Можно избавиться от необходимости вручную задавать пределы интегрирования и шаг при расчёте в широком диапазоне параметров. Наконец, можно многое рассказать о динамике полёта нашего шара и без численного решения. И для всего этого служит один давний приём, верный и надёжный, когда-то обязательный при любых расчётах на ЭВМ и до их появления, а сейчас факультативный и часто относимый к магии и искусству – приведение уравнений к безразмерному виду и собственным масштабам. Воспользуюсь задачей о воздухоплавании, как примером и покажу, насколько более осмысленным и изящным становится анализ задачи, при использовании этой техники. А потом объясню почему это может быть важным для программистов, и отчего эта статья попала в хаб «Функциональное программирование».

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js