Многие стартапы создаются не для того, чтобы жить долго и счастливо, принося прибыль владельцам.
Зачастую целью основателей и инвесторов является продажа бизнеса через 3-5 лет.
А что входит в понятие «бизнес»?
- Бренд, репутация и положение на рынке
- Оборот и доходы
- База активных клиентов
- Программный продукт или сервис
Есть множество методик. позволяющих оценить стоимость бренда. Еще проще измерить оборот, доходы и количество клиентов компании.
А вот с продуктом намного сложнее.
Дело в том, что продукт должен быть отторгаемым от исходной команды разработчиков.
То есть, если все текущие программисты по какой-либо причине одномоментно напишут заявление об уходе, должна быть возможность нанять новую команды (причем недорогую, т.е. не состоящую сплошь из высококлассных дорогих специалистов), быстро обучить и продолжить выпуск программного продукта.
И вот именно такие продукты пофигисты, энтузиасты и хакеры создавать не умеют. Я за время работы на ниве развития стартапов видел плачевные результаты работы всех трёх социальных групп и сейчас постараюсь обосновать почему каждую их них нельзя подпускать к архитектуре продукта.
Читать полностью »