Рубрика «системное программирование» - 49

Одним из символов Нового Года для меня всегда был (и до сих пор остаётся) прекрасный мюзикл «Чародеи». И дело не только в хороших песнях, отличном актёрском составе или атмосфере сказки. Фильм «Чародеи» — это ещё один взгляд на любимый многими мир книги «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. Авторами сценария фильма тоже были они (хотя многое в нём пришлось переделать вопреки их оригинальной идее).

«Что все эти размышления делают на Хабре?» — спросите вы. Ну, во-первых, на дворе Новый Год, а во-вторых, «Понедельник начинается в субботу» — это книга для программистов («Сказка для научных сотрудников младшего возраста») и о программистах (профессия главного героя книги). Уже на первой странице книги мы видим, например,

пример хед-хантинга ценного специалиста в безденежный, но интересный проект

«А где вы работаете?» Я ответил. «Колоссально! – воскликнул горбоносый. – Программист! Нам нужен именно программист. Слушайте, бросайте ваш институт и пошли к нам!»… «Интереснее, чем у нас, вам нигде не будет». – «Почему вы так думаете?» – «Уверен».

Фильм тоже показывает нам волшебство как результат сложной и наукоёмкой деятельности простых, в общем-то, людей. Никаких тут тебе „ты был рождён в семье волшебников и унаследовал дар...“ и прочих философских камней и корня мандрагоры. Лаборатория Абсолютных Неожиданностей в фильме выглядит как классический вычислительный центр любого НИИ тех лет:

Информационные технологии в новогоднем мюзикле «Чародеи» - 1

А теперь я хочу рассказать об одном вопросе, связанном с информационными технологиями в данном фильме, который интересовал меня уже много лет и для решения которого я даже писал письмо Борису Стругацкому, когда он был ещё жив (хотя и не получил ответа). При каждом из многочисленных просмотров фильма „Чародеи“ меня удивлял в нём один эпизод (осторожно, под катом будут спойлеры!).
Читать полностью »

Маршрутизация ортогональных соединений в редакторах диаграмм

В данной статье я покажу, как решить проблему маршрутизации соединений в редакторе диаграмм типа MS Visio. Здесь будет минимум теории и максимум практики. Если вам нужно быстро реализовать маршрутизацию соединений в двумерной сцене, и вы первый раз сталкиваетесь с подобной проблемой — то эта статья для вас.

lead

Проблематика

К данной проблеме я пришел в процессе разработки своего хобби-проекта ultra_outliner. Грубо говоря, в нем есть двумерная сцена, в которой находится много прямоугольных карточек, которые могут быть связаны между собой. И соединений может быть довольно много — а значит их нужно маршрутизировать, чтобы сегменты не накладывались, не пересекали карточки и др.

Многие из вас работали с Microsoft Visio, и конечно же оценили, как красиво автоматически маршрутизируются стрелочки. Конечно, и Visio не всегда справляется, и для таких случаев есть возможность ручной подгонки. Но тем не менее, не рассматривая крайние ситуации — мне захотелось это повторить. Действительно, ведь там все этим проблемы достаточно неплохо решены.

Читать полностью »

Моя коллекция старых компьютеров пополняется не очень быстро, поэтому я делаю старый компьютер своими руками.

Он работает полностью на электромагнитных реле и будет состоять из четырех блоков.
На сегодняшний день я закончил уже три из них: АЛУ, регистровый файл и управляющий модуль, который декодирует инструкции раздает остальным блокам указания что делать.

Тёплый ламповый щелкающий звук тактового генератора:

Читать полностью »

Как вы думаете на сколько реально зайти на машину по ssh, обновить систему, загрузить новое ядро и при этом оставаться в той же ssh сессии. Сейчас есть модное движения по обновлению ядра на лету (ksplice, KernelCare, ReadyKernel, etc), но у этого способа есть много ограничений. Во-первых, он не позволяет применять изменения, которые меняют структуру данных. Во-вторых, объекты в памяти могут уже содержать неверные данные, которые могут вызвать проблемы в дальнейшем. Здесь будет описан более «честный» способ обновить ядро. На самом деле, сам способ уже давно известен [1], а ценность этой статьи в том, что мы разберем все в деталях на реальном примере, поймем на сколько это просто или сложно, и чего стоит ждать от подобных экспериментов.
Читать полностью »

tmux example

Вступление

Довольно долгое время я использовал в своей работе screen. Но со временем он меня перестал устраивать. Я начал искать альтернативы. Такой альтернативой является tmux. На многих порталах его описывают так: «Это тот-же screen, только на стероидах». Сначала я не мог понять почему такое сравнение пока не попробовал. Скажу честно, я на него не с первого раза перешел. Раза три-четыре пробовал, возвращался к screen’у. Но tmux все же победил.
Читать полностью »

Эта статья объясняет почему при разработке Win32-приложений механизм Slim Reader/Writer Lock (SRWL) часто более предпочтителен, чем классические критические секции.

Легковесность

SRWL-объект занимает в памяти всего 8 байт на x64-архитектуре, в то время как критическая секция — 40 байт. Критическая секция требует инициализации и деинициализации через вызовы функций ядра ОС, в то время как SRWL инициализируется простым присваиванием ему константы SRWLOCK_INIT, а затрат на удаление нет вообще никаких. Использование SRWL генерирует более компактный код и использует меньше оперативной памяти при работе.

Если у вас будет 100 000 объектов, требующих некоторой внутренней синхронизации, экономия памяти будет уже существенной. Прирост производительности от избегания лишних промахов кэша будет ещё более ощутимым. В современных процессорах (начиная с Intel Nehalem, вышедшего в 2008-ом) одна кэш-линия занимает 64 байта. Если вы используете на объект синхронизации 40 из них — это существенно ударит по производительности доступа к небольшим объектам в вашем ПО.
Читать полностью »

Команда связей с сообществом Rust рада сообщить о первом ежегодном соревновании Underhanded Rust. Это соревнование должно проверить наше предположение о готовности языка Rust и его экосистемы к написанию легко читаемого и надежного кода. Воодушевившись примерами Underhanded C и Underhanded Crypto, мы хотим, чтобы вы заставили Rust работать неправильно, используя лёгкий для чтения код, к которому сложно придраться. Нам нужна ваша помощь в поиске брешей в языке и способов их исправления. Сможете ли вы написать стопроцентно безопасный код, скрывающий логическую ошибку, или так спрятать эксплойт в unsafe коде, чтобы он прошел аудит? Попробуйте это сделать!

Читать полностью »

image

В первой части статьи вы получили краткое представление о драйверах в привилегированном режиме. Настало время покопаться в нашей песочнице.
Читать полностью »

И снова здравствуйте! Почти пять лет уже не писал здесь новых статей, хотя, если честно, всегда знал, что рано или поздно начну это делать снова. Не знаю как вам, а мне все таки это дело всегда казалось довольно увлекательным.

Начинать написание нового материала после столь продолжительного отдыха от этого дела — труднее всего. Но раз цель поставлена — надо идти до конца. Начну немного издалека.

Всю свою сознательную жизнь основным родом моей деятельности была и остается по сей день веб-разработка. Именно поэтому, сознаюсь сразу, что данный материал стоит воспринимать именно как попытка построения Docker-кластера от системного администратора любителя, но никак не профессионала. В этой статье я не могу не претендовать на экспертное мнение в кластеризации и даже, более того, сам же хочу проверить достоверность собственного опыта.

Под хабракатом вы найдете Quick Start по использованию Docker на уровне, необходимом для решения конкретных задач, обозначенных ниже, без углубления в "дебри" виртуализации и прочих сопутствующих тем. Если вы до сих пор хотите начать успешно использовать эту современную технологию, тем самым значительно упростив целый ряд процесов: от разработки веб-продуктов и до разворачивания и переноса оных под какое-либо современное оборудование — прошу под кат!

Opening Illustration - Docker

Читать полностью »

image
Итак, эта статья посвящается тем, кто любит решать нестандартные задачи на не предназначенных для этого инструментах. Здесь я опишу основные проблемы, с которыми столкнулся во время создания аналога игры Gravity defied с использованием потокового текстового редактора (sed).
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js