Рубрика «системное программирование» - 36

Сегодня мы расскажем о героических буднях админов и системах хранения данных. В рамках этой статьи мы расскажем две реальные истории внедрения СХД и попробуем поделиться своим опытом внедрения и эксплуатации СХД решений. Имена участников конечно же вымышлены.

История 1. Как закалить админа

Начались суровые будни администратора Пети, и вот вечером приехала очередная партия оборудования вместе с СХД, но уже слышны стоны пользователей о том, когда новые ресурсы СХД будут им выданы. И вот системный администратор, невзирая на погоду и завершившийся рабочий день, уже бежит в свой ЦОД (или серверную, у кого как). Ведь там находится его главная цель — СХД, про которую он уже много читал на сайте производителя, практически изучил по буклетам, как она работает. Ведь именно он защищал покупку этой системы у своего ИТ-директора и приводил тысячу «за» и немного «против», и вот наступил тот самый момент, счастье совсем близко.
Читать полностью »

Команда Rust рада сообщить о новой версии Rust: 1.25.0. Rust — это системный язык программирования, нацеленный на безопасность, скорость и параллельное выполнение кода.

Если у вас установлена предыдущая версия Rust, для обновления достаточно выполнить:

$ rustup update stable

Если же у вас еще не установлен rustup, вы можете установить его с соответствующей страницы нашего веб-сайта. С подробными примечаниями к выпуску Rust 1.25.0 можно ознакомиться на GitHub.

Что вошло в стабильную версию 1.25.0

Несколько последних выпусков были незначительными, но Rust 1.25 содержит много
нововведений! Во-первых: мы обновили LLVM с 4-ой версии до 6-ой. Обновление
влечёт ряд изменений, наиболее важное из которых — поддержка AVR.

Читать полностью »

Операционные системы с нуля; уровень 2 (младшая половина) - 1 В этой части мы напишем менеджер памяти для того, чтоб разблокировать использование Vec, String, HashMap и всего этого. Сразу после этого реализуем файловую систему FAT32 и подключим драйвер для EMMC (такая штука для общения с SD-карточками). В конце концов в нашей командной оболочке появятся пара новых команд: cd, pwd, cat, ls.

Нулевая лаба

Первая лаба: младшая половина и старшая половина

Читать полностью »

Вашему вниманию предлагается перевод недавнего письма по поводу неоднозначной идеи из рассылки Linux Kernel Mailing List, вызвавшей традиционную реакцию Линуса Торвальдса. Необходимые для понимания пояснения предоставлены в конце поста.

Письмо

Отправитель: Мартин Уэкер
Дата: Tue, 20 Mar 2018 22:13:35 +0000
Тема: Обнаружение целочисленных константных выражений в макросе

Здравствуй Линус,

У меня появилась идея:

Тест для целочисленных константных выражений, который возвращает само целочисленное константное выражение (integer constant expression, ICE), которое должно подходить для передачи в __builtin_choose_expr, и выглядит следующим образом:

#define ICE_P(x) (sizeof(int) == sizeof(*(1 ? ((void*)((x) * 0l)) : (int*)1)))

Кстати, в этом выражении само x не вычисляется в gcc, хотя это и не гарантируется стандартом (я не проверял этот факт в старых версиях gcc.)

Ответ Линуса Торвальдса

Отправитель: Линус Торвальдс <>
Дата: Tue, 20 Mar 2018 16:08:30 -0700
Тема: Re: Обнаружение целочисленных константных выражений в макросе

On Tue, Mar 20, 2018 at 3:13 PM, Мартин Уэкер
<Martin.Uecker@med.uni-goettingen.de> написал:
У меня появилась идея:

Нет, это не «идея».
Это либо работа гения, либо напрочь больного на голову.
До конца пока не уверен, поэтому не могу сказать с точностью.
Читать полностью »

Баг в яблокеНовая версия PVS-Studio 6.23 работает под управлением macOS и позволяет проверять проекты, написанные на языке C и C++. К этому событию наша команда решила приурочить проверку XNU Kernel.

PVS-Studio для macOS

С выходом версии анализатора для macOS, PVS-Studio можно смело называть кроссплатформенным статическим анализатором кода для C и C++.
Читать полностью »

Ускорение перечисления процессов и потоков в ОС Windows - 1Иногда бывает нужно перечислить все процессы или потоки, которые в данный момент работают в ОС Windows. Это может понадобиться по разным причинам. Возможно, мы пишем системную утилиту вроде Process Hacker, а может быть мы хотим как-то реагировать на запуск/остановку новых процессов или потоков (писать лог, проверять их, внедрять в них свой код). Самым правильным способом это реализовать является, конечно же, написание драйвера. Там всё просто — используем PsSetCreateProcessNotifyRoutine и PsSetCreateThreadNotifyRoutine для установки колбек-функций, которые будут вызываться при запуске/остановке процессов и потоков. Работает очень быстро и не ест ресурсы. Именно так и делают все серьёзные инструменты. Но разрабатывать драйвера — не всегда подходящий способ. Их нужно уметь правильно писать, их с недавних пор обязательно нужно подписывать сертификатами (что не бесплатно) и регистрировать в Microsoft (что не быстро). И ещё их не удобно распространять — например, программы с ними нельзя выкладывать в Microsoft Store.

Ну, давайте тогда пользоваться тем, что предлагает публичный WinAPI. А предлагает он функцию CreateToolhelp32Snapshot(), которую предлагается использовать как-то вот так. Всё, кажется, хорошо — есть информация о процессах, потоках. Немного расстраивает тот факт, что вместо элегантных колбеков мы вынуждены делать бесконечный пулинг в цикле, но это ладно.

Самая большая проблема здесь — это производительность. Связка CreateToolhelp32Snapshot() + Process32First() + Process32Next() работает ну очень медленно. Возможно, проблема лежит где-то в той же области, что и описанная вот в этой статье проблема с Heap32First() + Heap32Next(). Кратко — в силу исторических причин кое-где проход по линейному списку занимает квадратичное время.

Можно ли как-то всё это ускорить? Можно. Но придётся сойти со светлого пути использования одних лишь публичных функций WinAPI.
Читать полностью »

Если вы занимаетесь системным программированием под Windows, то могли бы заметить, что весьма полезные функции Heap32First/Heap32Next и другие из того же семейства стали работать существенно медленнее начиная с Windows 7. Что же с ними случилось?

Давайте перенесёмся в далёкий 1992 год. Разрабатывается Windows 3.1. Одним из новых компонентов в ней стал ToolHelp. Он позволил немного покопаться во внутренностях ядра ОС. Для нас в нём наиболее интересны функции, позволяющие просматривать данные в куче (heap). Поскольку Windows 3.1 использовала кооперативную многозадачность, вызывая подобные функции можно было быть уверенным в том, что содержимое кучи не изменится между вызовами HeapFirst и HeapNext, ведь у ОС не было права прервать выполнение процесса и переключить контекс на выполнение другого. Вот были времена!
Читать полностью »

Операционные системы с нуля; Уровень 1 (старшая половина) - 1 Настало время следующей части. Это вторая половина перевода лабы №1. В этом выпуске мы будем писать драйверы периферии (таймер, GPIO, UART), реализуем протокол XMODEM и одну утилитку. Используя всё это мы напишем командную оболочку для нашего ядра и загрузчик, который позволит нам не тыкать microSD-карточку туда-сюда.

Младшая половина.
Начинать чтение стоит с нулевой лабы.

Читать полностью »

Эта статья объясняет как создать минимальное ядро операционной системы, используя стандарт мультизагрузки. По факту, оно будет просто загружаться и печатать OK на экране. В последующих статьях мы расширим его, используя язык программирования Rust.

Я попытался объяснить всё в деталях и оставить код максимально простым, насколько это возможно. Если у вас возникли вопросы, предложения или какие-либо проблемы, пожалуйста, оставьте комментарий или создайте таску на GitHub. Исходный код доступен в репозитории.

Минимальный multiboot загрузчик - 1

Читать полностью »

Операционные системы с нуля; Уровень 1 (младшая половина) - 1 Эта часть посвящена улучшению навыков работы с Rust и написанию парочки полезных утилиток и библиотек. Напишем драйверы для GPIO, UART и встроенного таймера. Реализуем протокол XMODEM. Используя это всё, напишем простенький шелл и загрузчик. Перед прочтением настоятельно рекомендуется убедиться в прочтении Книги. По крайней мере от начала и до конца. Для ленивых, но чуть более опытных можно рекомендовать это. На русском можно поковырять вот тут.

Ну и разумеется обходить стороной нулевой уровень совершенно не стоит. Алсо где-то половина этой части не требует малинки.

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js