Когда-то управление автомобилем было почти искусством. Во времена славной классики (шестёрок и пятёрок) нужно было знать, как прочистить карбюратор, заменить топливный насос и что такое «подсос».
Когда-то компьютеры были большими и слово «debug» использовалось в самом прямом его смысле. Когда первые ПК начали входить в наши дома, было важно понимать, что такое северный и южный мост, как установить драйвер для видеоплаты, и какое значение поменять в системном реестре, чтобы таки запустить привередливую игру.
Сегодня хоть для личного использования, хоть для бизнеса, вы приходите в магазин, покупаете машину, нажимаете кнопку «ВКЛ» и начинаете пользоваться.
Да есть, нюансы — не пройдёт такой трюк с System p5 595 или Bagger 293 — нужны технические специалисты. Однако в базисе, даже для компании из нескольких филиалов — вы купили газельку, несколько ПК, обеспечили их выходом в Интернет — и можно работать.
Некоторое время назад у меня состоялся спор с человеком от сетей далёким. У него был резонный вопрос: почему нельзя автоматизировать создание и настройку корпоративных сетей небольшого размера. То есть почему он не может купить по одной железке в каждый свой филиал, нажать 5 кнопок на каждой и получить работающую стабильную сеть?
Вопрос был даже более глубокий и затрагивающий личные струны: зачем такой штат техподдержки (у компаний, провайдеров, вендоров). Разве нельзя в автоматическом режиме находить и исправлять бОльшую их часть?
Да, мне известны многие аргументы, которые тотчас всплывают в вашей голове. Такая постановка вопроса и мне сначала показалась утопической. И это логично, что сейчас это кажется невозможным в сфере связи — максимум в рамках одного домашнего маршрутизатора, но и там не всё гладко.
Однако вопрос не лишён рационального начала, и он завладел моим разумом на долгое время. Правда, я абстрагировался от корпоративных SOHO и SMB сетей и посвятил свои мысли сетям провайдерским.
С точки зрения нетехнического специалиста может казаться, что автоматическая настройка важнее и проще в реализации, чем поиск неисправностей. Но любому инженеру должно быть очевидно, что именно траблшутинг выкладывает дорожку из жёлтого кирпича — если мы не знаем, в чём может быть проблема, как мы можем пытаться что-то настроить?
В этой отправной статье под катом я хочу поделиться своими размышлениями на тему различных препятствий на пути к поставленной цели и способах их преодоления