Рубрика «шахматы» - 8

Каспаров против Deep Blue. Часть I: черный ящик - 1 Продолжаю серию материалов о противостоянии Гарри Каспарова с компьютерами, начатую valemak. Его статьи, открывающие тему, можно почитать здесь и здесь.

Несмотря на то, что к середине 90-х шахматные программы для ПК стали непростыми соперниками для гроссмейстеров, приблизиться к уровню чемпиона мира им всё ещё не удавалось. Их шахматная сила на классических контролях времени, колебалась в районе 2300 – 2400 пунктов рейтинга, что по-прежнему было ниже уровня гроссмейстеров (от 2500), и уж тем более, ниже уровня игры Каспарова (2800). В будущем многие специалисты ожидали улучшения качества игры шахматных машин, но что же можно было сделать прямо сейчас?

Читать полностью »

Первые обидчики. Fritz и Genius
Вторая серия о многолетней борьбе Каспарова с армадой терминаторов. Первую статью из цикла читайте здесь.

Шахматные программы считали с каждым годом всё быстрее и всё адекватнее оценивали позиции, в том числе и не изобилующими тактическими ударами. Алгоритмы совершенствовались и боты достигли успехов, выигрывая не только в комбинационном, но и в позиционном ключе. Компьютерные игроки почти излечились от жадности и если люди жертвовали материал, то роботы, ради восстановления игрового баланса, троянских коней с легким сердцем отправляли обратно.

Участие компьютеров в человеческих соревнованиях вошло в моду. IT-компании охотно и щедро спонсировали мероприятия, с непременным условием – роботы играют на тех же правах, что и люди. Особенно интересен 1994 год, в которых произошли несколько знаковых событий, когда внезапно компьютеры начали регулярно наносить людям чувствительные поражения.
Читать полностью »

Каспаров – Deep Thought. Игра в одни ворота
История о нашумевшем противостоянии Каспарова с детищем IBM уже затрагивалась на GeekTimes Хабре. Мой комментарий хоть и набрал приличное количество плюсов, содержит несколько существенных неточностей, которые я уже исправить, увы, не в силах. Дабы внести ясность и расставить все точки над ё, было решено написать более подробную статью про этот знаковый матч. Однако в творческом процессе выяснилось, что затронутая тема гораздо обширнее, многограннее и интереснее, и охватывает куда больший период времени. А посему статья про матч 1997 года органично трансформировалась в серию публикаций о заурядных победах и незаурядных поражениях 13-го чемпиона мира в борьбе с искусственным разумом на протяжении 15 лет.
Читать полностью »

Гарри Каспаров проиграл суперкомпьютеру Deep Blue в шахматы из за компьютерного сбоя

Одна из величайших шахматных партий всех времен и народов — это, вне всяких сомнений, сражение Гарри Каспарова и суперкомпьютера Deep Blue от IBM, в 1997 году. Это была уже вторая игра Каспарова с суперкомпьютером, матч-реванш машины.

Партия была очень сложной и напряженной, у Каспарова было поначалу преимущество, но, начиная с 44 хода, он начал позиционно проигрывать, и, в итоге, проиграл весь матч. Спустя некоторое время Каспаров даже обвинил инженеров IBM в «читерстве»: манипуляциях с ПО машины, которые и привели к поражению. Спустя 17 лет ситуация прояснилась — Каспаров проиграл из-за ошибки самого компьютера.

Читать полностью »

На написание этого обзора натолкнул пост, опубликованный 25 мая. В самом посте, и, тем более, в комментариях, было много сказано по поводу компьютерных шахмат вообще и матча Deep Blue — Каспаров (1997) в частности. Понятно, что сейчас, спустя уже без малого двадцать лет, мало кому интересны все подробности того матча: компьютеры развиваются с колоссальной скоростью, современные смартфоны легко дадут фору компьютерам того времени, да и возможно, сами шахматы несколько утратили популярность последнее время — по каким причинам — это уже тема отдельного разговора.

Впрочем, некоторые подробности, судя по всему, действительно неизвестны, а подробности эти таковы, что заголовки о “падении последнего интеллектуального бастиона” — не более, чем газетный прием, ибо случившийся по итогам матча, по сути, скандал, в силу своей шахматной специфичности вряд ли был бы интересен широкой публике. Нет, я, несмотря на то, что всегда являлся поклонником Гарри Кимовича Каспарова (исключительно в шахматном плане), не собираюсь его оправдывать за то поражение и пытаться доказать, что все было совсем не так, как сейчас общеизвестно. И уж тем более целью не является опровержение некоторых комментариев на шахматную тему к посту читателя alizar. Единственная цель — рассказать некоторые подробности того, что именно произошло в Нью-Йорке в начале мая 1997 года, и почему результат этого противостояния, по мнению автора, на самом деле никому ничего не доказал.
Читать полностью »

Zillion приключений (миниобзор)Я уже писал о том как легко разработать собственную игру, используя Zillions of Games, но я не упомянул об одном важном следствии этого факта. Набор приложений для ZoG не ограничивается 375 играми и головоломками, входящими в комплект дистрибутива. Игр, разработанных под Zillions of Games действительно много. Десятки энтузиастов со всего мира пополняют этот список, используя как ZRF, так и native-расширения. На сегодняшний день, его размер уже перевалил за 2000.

Конечно, я не смогу рассказать обо всем, что было реализовано в рамках проекта ZoG. Сегодня, я постараюсь рассказать о приложениях, показавшихся мне особенно интересными.
Читать полностью »

Приручаем ZoG (Часть 4: Осторожно — мины!)Сегодня я хочу продолжить рассказ о возможностях языка описания игр ZRF, используемого Zillions of Games. В предыдущих статьях цикла я показал как описываются ходы фигур, но есть еще одна важная разновидность хода, оставшаяся не рассмотренной. Помимо перемещения фигур по доске (возможно со взятием фигур противника), игрок (если ему это разрешено), может добавлять новые фигуры на поле. Эта разновидность хода называется сбросом (drops).
Кроме того, в сегодняшней статье, я расскажу о том, как в ZoG осуществляется генерация случайных ходов. Этот функционал необходим, например, при реализации игр, использующих броски игровых костей, для выполнения ходов, таких как Ludo или Chaturanga.

В качестве примера, я предлагаю, взяв за основу классические Шахматы, реализовать игру по мотивам одной из миссий сюжетной кампании Battle vs Chess. Большинство миссий в кампании играются по измененным правилам. Миссии различаются по сложности, в некоторых, для победы, достаточно провести одну из пешек в ферзи, в других — поставить мат за ограниченное число ходов. Я предлагаю рассмотреть четвертую миссию кампании Хаоса под названием «Точка невозврата».
Читать полностью »

К шахматам я неравнодушен с детства. Хотя я так и не научился играть действительно хорошо, сам процесс игры доставляет мне огромное удовольствие. Довольно давно я узнал, что помимо известных всем традиционных шахмат, существуют и другие их разновидности. Не помню на каком компьютере, на Спектруме или Векторе 06 Ц я впервые увидел Сянцы.Игра была полностью на китайском языке и постигать её правила приходилось «методом тыка». Позже, я узнал о существовании Сёги, Чатуранга и прочих ближайших родственников Шахмат. Публикации в Кванте подстегнули интерес к Сказочным шахматам. Меня заинтересовал вопрос, сколько вообще известно разновидностей шахмат? Выяснилось, что их невероятно много. Настолько много, что список, посвященный этому вопросу на Вике очень и очень далек от того, чтобы его можно было считать полным.

Уже гораздо позже, когда я стал профессиональным программистом, у меня появилась идея, разработать универсальное приложение, для контроля правил ходов в разнообразных шахматноподобных играх на квадратных и прямоугольных досках. Разумеется, у меня и в мыслях не было, что я смогу создать универсальный AI. Даже сама задача реализации универсальной шахматной доски, с настраиваемым контролем всевозможных правил и возможностью игры по сети выглядела неподъемной. Я коллекционировал правила шахматных игр, пытался обобщить их, но, с учетом того, что я занимался этим краткими урывками, между основной работой, процесс пробуксовывал и шел очень медленно. Так продолжалось до тех пор, пока в прошлую пятницу, я не обнаружил проект под названием Zillions of Games.
Читать полностью »

Чемпион мира по шахматам, юный Магнус Карлсен сыграл с Биллом Гейтсом в «быстрые шахматы» в эфире скандинавского телеканала NRK и поставил ему мат девятым ходом.


Читать полностью »

Шахматы на чистом sed В Линуксе и многих других системах существует утилита командной строки sed («сед») — это несложный редактор, которые преобразует текст, попадающий ему на вход при помощи несложных команд.

Его, в основном, используют для всяких мелких нужд в bash-скриптах — заменить одну строку на другую, что-то удалить и так далее. Если говорить терминами более привычных языков, в «седе» доступны две строковые переменные, в одной из которых можно что-нибудь проверять, заменять, а со второй только обмениваться данными из первой, метки, команды переходов на метки и группировка команд, плюс ещё несколько менее полезных.

Вот на этом безобразии я решился написать шахматы, причём такие, чтобы можно было бы играть с компьютером.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js