Рубрика «сервис» - 3

Вечный вопрос технического долга - 1
Это одно из самых крутых облегчений проекта. На картинке — график суммарного времени, затрачиваемого CPU на обработку всех пользовательских запросов. В конце видно переход на PHP 7.0. с версии 5.6. Это 2016 год, переключение во второй половине дня с 24 ноября.

Туту.ру с точки зрения вычислений — это в первую очередь возможность купить билет из точки А в точку Б. Для этого мы перемалываем огромное количество расписаний, собираем в кэш ответы множества систем авиакомпаний и периодически делаем невероятно длинные join-запросы к базе данных. В целом мы написаны на PHP и до недавних пор были полностью на нём (если язык правильно готовить, то можно даже строить на нём системы реального времени). С недавнего времени критичные по производительности участки стали рефакториться на Go.

У нас постоянно возникает технический долг. Причём это происходит быстрее, чем нам бы хотелось. Хорошая новость: его не надо закрывать весь. Плохая: по мере роста поддерживаемой функциональности техдолг тоже пропорционально растёт.

Вообще технический долг — это плата за ошибку при принятии решения. Вот ты что-то предсказал не так, как архитектор, то есть совершил ошибку прогнозирования или принимал решение в условиях недостаточной информации. В какой-то момент понимаешь, что надо что-то менять в коде (часто на уровне архитектуры). Дальше можно сразу поменять, а можно подождать. Если подождал — на техдолг набежали проценты. Поэтому хорошая практика — время от времени реструктуризировать его. Ну или признавать себя банкротом и писать весь блок заново. Читать полностью »

Привет! Я Валерий Лаптев, руководитель разработки LM в России. За два года мне нужно было поднять огромный отдел, и это был довольно интересный опыт.

Дело в том, что «Леруа Мерлен» есть во многих странах. Головная компания — во Франции, называется ADEO. Там пишут код под Францию, Италию, Испанию и Россию. Бизнес-модели у нас разные: если на российском рынке мы держим минимальные цены (ниже всех конкурентов в мониторинге), то в Европе всё иначе. На самом деле отличий море — начиная от особенностей локали и заканчивая другим законодательством. Есть особенности инфраструктуры России (те же очень большие задержки до Хабаровска) и другой жизненный цикл оформления заказа. Всё это порождает вот такой адский код, состоящий из огромных блоков IF:

Зачем нам в «Леруа Мерлен» нужен собственный российский отдел разработки на 200 человек - 1

Два года назад у нас было 60 магазинов и много-много хотелок по фичам. Накатывались они примерно за полгода и не всегда правильно. Последней каплей после кучи отклонённых по низкому приоритету фич была просьба завести в заказ поле-строку, чтобы мы его уже потом сами парсили. Это нужно было для особенностей доставки в России, поскольку страна больше других стран присутствия LM. Нам отказали и в этом, точнее, сказали, что будет где-то через семь-восемь месяцев.

Полугодовой цикл неспешной головной компании нам не подходил. Естественно, мы предложили написать свой код, отдать на ревью и подождать внедрения… Правда, из этого ничего хорошего не вышло.Читать полностью »

Мы, команда разработчиков, делаем корпоративные сервисы Леруа Мерлен. И у нас есть одно преимущество, которым может похвастаться мало какой разработчик: у каждого сотрудника компании есть телефон, где всё это запускается.

То есть мы можем быть уверены, что, если завтра будет релиз приложения для инвентаризации, то все пользователи его получат. И смогут мгновенно использовать.

Я хочу рассказать про эту экосистему приложений и то, что сотрудники делают с ними в магазине и в офисе. Вот так выглядит экран телефона:

Корпоративный телефон — как швейцарский нож: для инвентаризации, чата, обращений в поддержку и справок - 1

Как видите, тут корпоративные приложения соседствуют с соцсетями, Телеграмом и прочим «бытовым» набором. Мы поощряем использование мессенджеров и соцсетей с корпоративных устройств. Принципиально не отслеживаем пользователей и не обращаемся к их данным (французская политика приватности в MDM примерно на уровне GDPR).

По нашим наблюдениям, когда у сотрудника появляются рабочий Телеграм и ВКонтакте на телефоне, он начинает эффективнее использовать приложения, которые нужны ему для работы.Читать полностью »

На этой фотографии из депо видно три поколения электропоездов: новый двухэтажный поезд ЭШ2, довольно старый ЭД4 (таким было первое поколение экспрессов до аэропорта) и ЭГ2Т, «средняя» по характеристикам между ними хорошая рабочая лошадка, которую тоже ремонтируют в депо Аэроэкспресса.

Аэроэкспресс: идём в депо - 1

Поэтому давайте поговорим о том, как устроен Аэроэкспресс, почему в нём почти не слышно шума, куда ему засунули аккумулятор, и как вообще всё устроено в самом поезде. И в депо тоже, потому что компания «Аэроэкспресс» имеет свои поезда, своё депо для их обслуживания и свои бригады машинистов. То есть всё своё кроме рельсов и электричества.

Аэроэкспресс: идём в депо - 2
Работы в кабине машиниста.

Это очень, очень интересный пример компании на инфраструктуре РЖД. Читать полностью »

Как в Леруа Мерлен можно купить товар со склада поставщика, которого нет в ассортименте магазина - 1

У нас в Леруа есть много товаров, которые хотелось бы поставить на полки. Например, побольше видов обоев. Или профессиональное оборудование. У нас есть материалы для отделки спален, но нет кроватей и постельного белья. И так далее. 16 миллионов человек ежемесячно посещают сайт при населении России 146,8 миллиона человек. Поверьте, нашим покупателям хочется много чего, кроме 40 тысяч товаров основного ассортимента.

И вот к нам приходит маркетинг и говорит: слушайте, уважаемые разработчики, вы такие крутые и быстрые, что, наверное, можете запилить нам платформу для того, чтобы разные поставщики продавали свой товар через сайт. И мы это комплектовали в доставку к нашим обычным товарам.

Это космос. Это почти как закупить товар и продать его клиенту, только без закупки. В смысле: чего клиент хочет, мы показываем ему сразу наличие у поставщика, он покупает, транспортная компания везёт с нашими документами напрямую (как если бы это было куплено у нас), а если вдруг надо вернуть по гарантии или обменять — это делается через любой наш магазин.

В случае успеха это такое резкое изменение бизнес-модели, что можно гордиться ещё года три. А внедрять всё пару месяцев. Как нам поначалу показалось.Читать полностью »

Как мы сделали форк российского Леруа Мерлен на Казахстан - 1
Нужно было успеть адаптировать все ИТ-системы до конца строительства магазина.

В 2016 году было решено открыть магазин в Казахстане (в Алматы). В логике группы компаний Adeo (это все магазины Leroy Merlin по всему миру) на каждую новую страну нужно создавать отдельный бизнес-юнит со своей инфраструктурой и всем-всем-всем. Например, Украина — это отдельный юнит из пяти магазинов со всеми собственными подразделениями, службами и ИТ-процессами.

На Казахстан мы решили (впервые в истории развития компании) сделать форк российской инфраструктуры, фактически расширяя наши системы на новый регион. Почему? Потому что закупки, цепи поставок, юридические и финансовые службы централизованы. Рынки близки. Законодательство близкое, хотя и есть свои особенности (каждый департамент выявлял для себя отличия с помощью коллег из юротдела). Это евразийский Таможенный союз. У нас было 90 магазинов в России, и можно было закупать на условиях, которых в Казахстане поставщики просто не дадут, да и местного производства не так много. У нас много отлаженных процессов, работающее ПО и так далее.

Осталось только чуть-чуть докрутить пару ИТ-систем. Простая работа года на полтора, потому что переписать пришлось не всё, но очень-очень многое. Началось с того, что, оказывается, надо подписать дополнительные соглашения с 800 поставщиками, чтобы их товары правильно маркировались и сертифицировались при необходимости. Чтобы в Казахстане их можно было правильно учесть, соответственно и правильно напечатать ценник, на котором по закону наименование товара должно быть на казахском и русском языках.

На этом сюрпризы только начинались. Читать полностью »

Гранд Экспресс: первый частный поезд в России - 1

Привет! Вы просили меня рассказать про особенные поезда. Ближе всего было добраться до №5 по рейтингу (по нашим отзывам) — «Гранд Экспресс» Москва — Петербург. Выше него ничего в Москву не заезжает. Собственно, мы попросились в отстойник, где состав обслуживается между рейсами, и поговорили там с начальником поезда.

Поезд считается «люкс», то есть не просто везёт вас из Москвы в Петербург и обратно, а делает это с особым шиком и с кучей дополнительных услуг, удобных также для бизнес-путешественников. Наверное, это самый шикарный поезд из тех, что есть в нашей стране. Во втором вагоне есть отдельный бар, большинство купе двухместные, в части вагонов у пассажиров собственные туалеты, души и умывальники. С 2018 года есть тариф «Эконом Базовый», где из услуг нет ничего, кроме белья, ТВ и Wi-Fi, а всё остальное вроде тапочек и завтрака можно докупить. Цель — предоставить свободу выбора услуг, без необходимости оплачивать неиспользуемое.

Заходите смотреть на ресторан и нормальные туалеты в поездах. В целом «Гранд Экспресс» можно рассматривать как пилот для того, что будет входить лет через 5-7 в купе по дефолту. Давайте расскажу, как можно провести ночь между городами в бизнес-классе.
Читать полностью »

Еще одна расшифровка доклада с Pixonic DevGAMM Talks. Антон Косякин — Technical Product Manager и работает над ALICE Platform (такая Jira для отелей). Он рассказывал, как они интегрировали воедино существующие в проекте инструменты для тестирования, зачем нужны нагрузочные тесты, какие инструменты предлагает комьюнити и как запустить эти инструменты в облаке. Ниже — выступление и текст доклада.

Читать полностью »

На Хабре (да и в реальной IT жизни) встречаeтся много вопросов вида:

  • Надо ли обновлять систему (или зависимости в приложении), если и так всё работает?
  • Нужны ли вообще тесты (автотесты) в приложении (вы ведь на них потратите своё время и деньги заказчика)?
  • Если ли смысл в паттернах и выделении абстракций (ведь подобное размазывает код, приводит к снижению производительности и т.д.)?

Ключевой вопрос во всех примерах ниже: что вы разрабатываете: товар или сервис? Как ни странно, но как только вы ответите на этот вопрос о товарах и сервисах, все сомнения о необходимости тестов, абстракций и т.д. отпадут сами собой.

Читать полностью »

А вообще нормально ли нашим сотрудникам работается с внутренними системами? В небольшой компании это вопрос простой, всех сотрудников и их системы IT-служба знает почти наизусть. Но нашим айтишникам сложновато запомнить 20 тысяч человек — а именно столько в ВТБ используют IT-сервисы в работе. Мы задали всего один вопрос, но и этого было достаточно для получения большого количества информации о наших пользователях. В этом посте мы поделимся своим опытом организации массового опроса удовлетворенности — надеемся, он пригодится и вам.

«Толик — лапочка», или как мы делали опрос IT-удовлетворенности на 20 тысяч человек - 1
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js