Рубрика «сервис» - 2

Сегодня запуск первых двух маршрутов МЦД. По МЦД пойдут не просто поезда, а «Иволги».

«Иволга 2.0» — поезд, на котором вы поедете по МЦД - 1
За пару месяцев до открытия МЦД на Тверском вагоностроительном.

К релизу МЦД вышел и новый релиз «Иволги», теперь у неё версия 2.0. Давайте покажу, как собирается этот поезд, и что в нём появилось интересного. Заодно немного погрузимся в особенности компоновки и проблемы, которые решают конструкторы. Сразу — самое главное: первая «Иволга» уже была хороша. Вторая — это история доработок и докручивания фич, которые не вошли в первый релиз. С точки зрения ходовой части почти ничего не поменялось. Читать полностью »

ОK, а мне точно нужен Kubernetes? - 1

В большой компании часто очень тяжело согласовывать выделение ресурсов под рабочие задачи. Весь Agile с хрустом разбивается о стену трёхнедельного согласования с ИБ новой инфраструктуры. Поэтому к нам часто приходят запросы на перевод инфраструктуры на контейнеры, чтобы выкатывать изменения не раз в три месяца, а когда нужно бизнесу. Просят при этом настроить/внедрить Kubernetes как самый популярный инструмент оркестрации, хотя, как показывает практика, из 10 проектов он нужен максимум в трёх. А по факту стоит или использовать не Kubernetes, а OpenShift, или работать с ним не в своей инфраструктуре, а в публичном облаке, например. Я попробую рассказать про реальные бизнес-кейсы, которые мы решали, опишу основные различия между Kubernetes и OpenShift. А ещё о том, как мы согласование ИБ до 30 минут урезали, и все остались живы.

У нас было несколько интересных внедрений, в которых мы разгребали накопившиеся проблемы заказчика. Например, к нам пришла розничная компания, которой надо было выкатывать новые фишки непрерывно. Конкуренция дикая! А у них только инфраструктура под разработку каждый раз готовится от шести до десяти дней, из-за чего возникают простои. Решать вопрос с помощью закупки нового железа для тестирования и разработки — дорого и путь в никуда. В итоге мы перевели ИТ-инфраструктуру на контейнерную виртуализацию. В результате благодаря контейнерам нагрузка сократилась на 40 %, а инфраструктура под новую разработку теперь готовится от одного до четырёх часов. Бонус — экономия, так как все процессы можно было продолжать вести на базе имеющихся мощностей без покупки новых.Читать полностью »

Оптимизация аптек: что мы сделали с помощью математики - 1

Оказалось, что аптечный бизнес достаточно прост в плане старта (аптека крупной франшизы открывается чуть ли не по механике «далее-далее-ок»), но достаточно сложный в управлении. При этом таким он не кажется. Сложная часть в управлении запасами, то есть в поставке лекарств, медсредств и прочего в конечную розничную точку. В реальности делают это люди руками и часто жёстко лажают.

Очень часты ситуации недозаказа товара (когда нужного ходового лекарства просто нет в аптеке), перезаказа (товар поставляется на пару ближайших лет) или неправильного распределения по сети аптек (в одной нет, а в другой — на шесть месяцев запаса). Таблетки компактные, выкладка в аптеках — хорошо, если 5 % от товарного запаса, поэтому восемь–десять миллионов рублей можно запросто спрятать даже на 15 квадратных метрах в ящиках. А потом у этих лекарств внезапно уже через год закончатся сроки годности.

Проблема — в ручном управлении запасами и в неправильном прогнозировании спроса: рынок таков, что часто в начале года подписываются обязательства на год вперёд, и производитель впихивает тонны неходового товара аптечным сетям.

Конечно же, в этой ситуации очень не хватает математической модели. Ну мы с ней и пришли. В процессе сделали ещё несколько чудесных открытий про рынок. Читать полностью »

Частный поезд, который когда-то поломал представления об удобстве - 1
В отстойнике в пункте формирования около Ленинградского вокзала.

3 октября 2006 года с Ленинградского вокзала вышел первый состав «Мегаполиса». Даты запуска зависели от согласований, и билеты начали продавать в спешке примерно за неделю, а не за 45 дней до отправления. Никаких договорённостей с туристическими группами не было, и поезд в расписании казался просто ещё одним до Петербурга из множества. В первый рейс он ушёл с населённостью 19 % — это были случайные пассажиры. В декабре 2006 года добавили второй состав, а в мае 2007-го понадобилось добавлять вагоны: к 10 пассажирским и вагону-ресторану прицепили ещё семь, потому что пассажиров стало очень много. Запустили и второй состав по тому же маршруту.

Почему так случилось? Потому что поезд казался сказкой в 2006 году. Его делали люди, глубоко знающие железные дороги и часто путешествующие поездами. Это не люкс-класс, а максимум эффективности за земные деньги. И как следствие очень большой акцент был сделан на человеческое отношение к пассажирам.

Основателей поезда бесили отсутствие пододеяльника и необходимость пассажирам самим заправлять полки, и поэтому все полки сразу были заправлены (вслед за «Мегаполисом» так стали делать позже и в остальных поездах). Бесило то, что утром весь вагон поднимается по рубильнику от громкой музыки. Бесили необходимость сдавать бельё проводнику и очереди с этим. Бесили пугающие туалеты и ещё много всего.Читать полностью »

Электрички Москвы (и не только): что поменялось и спасибо тем, кто помогал - 1
Электричка слева — Аэроэкспресс — теперь тоже добавлена в приложение.

В день расписание у нас просматривают 600 тысяч человек, поэтому каждое маленькое изменение имеет эффект большого масштаба. Я хочу немного отчитаться о том, что мы добавили в приложение электричек по просьбам сообщества. И сказать спасибо всем, кто давал нам обратную связь, и показать, что мы меняли.

Читать полностью »

Сервис «Яндекс.Еда» начинает переход на эко-упаковку - 1

Сервис «Яндекс.Еда» начал предлагать ресторанам-партнерам упаковку из экологичных и разлагаемых материалов – картона и сахарного тростника. Эко-упаковка уже доступна на сайте для партнеров в разделе «эко».
Читать полностью »

Как европейская автобусная компания работает в России: чем отличаются автобусы и пассажиры - 1
82 сантиметра между сиденьями.

Европейская компания Lux Express возит пассажиров автобусами из Москвы и Петербурга в Таллин, Ригу, Хельсинки и города Восточной Эстонии (Нарва, Силламяэ, Йыхви). Я хочу рассказать, как устроены их автобусы (они строятся прямо под них на шасси Scania), чем бизнес-класс отличается от обычного и про другие особенности инфраструктуры. И заодно пройтись по тому, как живёт водитель в дороге и что вообще нужно, чтобы отправить автобус в путь.

Пока же остановимся на двух особенностях, которые показывают, что мы всё ещё в России.

Первая история такая: в автобусах стоят роутеры на восемь sim-карт и четыре модема. Они соединяются в массивы для русской стороны и заграничной соответственно. Трафик раздаётся по Wi-Fi пассажирам и на экраны-планшеты перед каждым местом. Раньше антенны были слабые, около 10 метров, и в конце автобуса ставился репитер. Это вызывало несколько опасных случаев на дороге, поскольку водители легковых машин шли почти впритирку за автобусом, стараясь воспользоваться халявным вай-фаем. Сейчас сигнал достаёт примерно на 50 метров в стороны, и таких ситуаций куда меньше. Читать полностью »

Наши турецкие клиенты попросили нас правильно настроить бэкап для дата-центра. Мы делаем подобные проекты в России, но именно здесь история была больше про исследование того, как лучше сделать.

Дано: есть локальное S3-хранилище, есть Veritas NetBackup, который обзавёлся новым расширенным функционалом по перемещению данных в объектные хранилища теперь уже с поддержкой дедупликации, и есть проблема со свободным местом в этом локальном хранилище.

Задача: сделать всё так, чтобы процесс хранения резервных копий был быстр и дешев.

Собственно, до этого в S3 всё складывалось просто файлами, причём это были полные слепки критичных машин дата-центра. То есть не так, чтобы очень оптимизированно, но зато всё работало на старте. Сейчас же пришло время разобраться и сделать правильно.

На картинке то, к чему мы пришли:

Как уплотнить до 90% хранение бэкапов в объектном хранилище - 1

Как видно, первый бэкап делался медленно (70 Мб/с), а последующие бэкапы тех же систем — значительно быстрее.

Собственно, дальше чуть больше деталей про то, какие там особенности. Читать полностью »

Мы среди прочего оказываем поддержку по Вотсапу. Вечер, ничто не предвещает проблем, как тут вдруг открывается окно видеозвонка. Крупным планом — телеком-оборудование, установленное на площадке заказчика… И оно горит. Буквально. Видно огонёк, похоже — изоляция проводов около блока питания. Человек спрашивает, что делать. Кричу:
— Туши!
Он:
— А можно?
— Можно!
И только тогда он тушит.

Будни техподдержки: байки про то, что бывает, когда не можешь дойти до юзера - 1

Оказалось, что у них далеко не всё можно тушить обычными средствами: может в ответ ударить током на пару десятков тысяч Вольт. Или вообще тушение помешает работе важного оборудования. В общем, он увидел возгорание, позвонил в поддержку и, пока устанавливалось соединение, нашёл и подготовил огнетушитель.

В общем, привет! Я из команды удалённой технической поддержки, и мы часто общаемся с пользователями по всей стране и за её пределами. И они творят довольно странные вещи. Ниже будут байки.
Читать полностью »

Как мы развивали ИТ в «Леруа Мерлен»: пересборка двигателя на ходу - 1

Четыре года назад база клиентов велась отдельно в каждом магазине плюс ещё одна — на сайте.

В предыдущих сериях: три года назад мы решили, что нужно делать свою разработку в России. Два года назад начали писать собственный код вместо того, чтобы модифицировать форк кода материнской компании. Сегодняшняя история будет про то, как мы переключались с одного большого легаси-монолита на кучу маленьких микросервисов, соединённых своего рода шиной (оркестратор).

Самый простой юзеркейс: сделать заказ через сайт и забрать его в реальном магазине «Леруа Мерлен» в России. Раньше заказы интернет-магазина обрабатывались в другом приложении вообще и по другой схеме. Теперь нам нужна была омниканальная витрина, чтобы любой заказ был разбит на интерфейс: касса в магазине, мобильное приложение, терминал в магазине, сайт — что угодно. Если вы поставите Linux на микроволновку — пускай будет микроволновка. Главное, чтобы какие-то интерфейсы могли стучать по API к беку и говорить, что вот тут надо оформить такой-то заказ. И получали на это внятный ответ. Вторая история была с запросами наличия и свойств товара из его карточки.

На фронте (скоро и про это напишем) у нас монстр — AEM, а за ним в беке было два больших приложения: OPUS и MoVe. Первое — это база данных свойств каждого товара (от габаритов до описания), второе — отвечает за чекаут, то есть монолит касс. Если сильно упростить.Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js