Рубрика «Семантика» - 8

В прошлой статье я сказал, что числовые атрибуты напрямую связаны с операциями, которые мы проводим над объектами. При этом натуральные числа – самый простой из рассматриваемых нами атрибутов. Есть и более сложные. Например, матрицы. Если мы говорим о свойстве линейного преобразования в трехмерном пространстве, то оно записывается 9-ю числовыми значениями, из которых удобно сформировать матрицу размером 3 на 3. Причина этого в том, что два преобразования, выполненных последовательно, — тоже преобразование, числовые атрибуты которого могут быть получены путем перемножения двух матриц. В этом сила моделирования преобразования при помощи матрицы.

Я бы много отдал, чтобы преподавание математики строилось именно таким способом: через практическую задачу, через ввод нужных объектов (чисел, матриц, волновых функций) и объяснение, как операции над ними помогают решать конкретные задачи. Именно так строилось обучение в физмат школе, в которой мне довелось учиться – в интернате №18 при МГУ, спасибо преподавателям!
Читать полностью »

В прошлой статье я предложил подход к моделированию существительных и прилагательных таким способом, чтобы получить хранилище предметной области, не требующее изменения его структуры при добавлении в него новых знаний. Получилось следующее:

  • Мы моделируем объекты учета
  • При помощи существительных и прилагательных мы моделируем их классификацию.
  • Классификация всегда субъективна и потому надо указывать субъекта, который произвел эту классификацию

Я проводил мысленные эксперименты по объединению хранилищ с целью проверки созданной структуры хранилища на предмет его вместительности: изучал, что может быть включено в него, а что уже не поместится без переделки структуры.
Читать полностью »

В прошлой статье я говорил о заблуждениях, к которым склонны программисты и обещал рассказать про заблуждения, к которым склонны не только программисты, но и каждый из нас.

Объект учета и результат его классификации (существительные)

Проведем мысленный эксперимент. Представьте себе два хранилища моделей. В одном хранилище созданы классы для хранения моделей плавательных средств, в другом – классы для хранения моделей автомобилей. Допустим, что есть объект, который в одном хранилище описан как объект класса плавсредство, а во второй – как объект класса автомобиль. Допустим, что стоит задача объединения этих хранилищ в одно. Как вы это сделаете?
Читать полностью »

— В армии научились совмещать пространство и время.
— Как?
— Очень просто! Прапорщик дает задание: «Сегодня будем копать от забора и до обеда»

В этой статье я начну рассказ о путаницах, которые регулярно встречаются, и которые кочуют в информационные модели без всякого критического анализа.

В прошлой статье я дал определения типу и атрибуту. Напомню их:

  • Тип – это выделение кучки (подмножества) из кучи (множества) и наделение объектов этой кучки уникальным именем — существительным.
  • Атрибут разделяет кучу (множество) на кучки (подмножества) и наделяет объекты этих кучек разными прилагательными.

Это было определение типа и определение атрибута на основе анализа – мы делили кучу на части. Фактически, это было построение типа при помощи анализа. Теперь я покажу, как можно строить типы и атрибуты на основе синтеза.
Читать полностью »

Со всех сторон на нас сыпятся перспективы светлого роботического будущего. Или не очень светлого, в духе Матрицы и Терминатора. В самом деле — машины уже уверено справляются с переводами, не хуже и намного быстрее людей распознают лица и предметы окружающего мира, учатся понимать и синтезировать речь. Круто? Не то слово!

Научи бота! — разметка эмоций и семантики русского языка - 1Но дело серьёзно осложняется тем, что компьютеры так и научились ориентироваться в нашем мире. Всё, что они так хорошо делают, они делают по аналогии, не вдаваясь в суть и не нагружая себя смыслом происходящего. Может оно и к лучшему — дольше проживём, не будучи порабощены бездушным племенем машин.

Но любопытство подталкивает к рискованным шагам, а именно к попыткам познакомить компьютер с нашим миром, в том числе и с внутренним — чувствами, эмоциями и переживаниями.

Как мы планируем прокачать сознание машин, научить их эмоциям, чувствам и оценочным суждениям, а также где вы можете свободно скачать размеченные
данные — читайте в статье.Читать полностью »

Учиться у преподавателей Университета ИТМО можно и без поступления – достаточно записаться на массовый онлайн-курс. Такие курсы Университет выпускает не только на отечественных платформах (таких как «Открытое образование»), но и на платформе edX, которая была создана силами MIT и Гарварда в 2012 году.

Например, в прошлом году на платформе edX стартовал англоязычный курс «How to Win Coding Competitions: Secrets of Champions» (о нем мы уже рассказывали ранее: 1, 2). Однако Университет ИТМО не только создает интересные курсы, но и стремится улучшить работу самих образовательных платформ. Ученые из Университета ИТМО совместно с коллегой из Yandex LLC разработали решение, позволяющее внедрить семантические технологии в образовательный процесс на edX.

Как семантические технологии улучшают онлайн-образование: проект ученых Университета ИТМО - 1Читать полностью »

Математикам лень объяснять на языке обывателя, что такое действительное число. Обывателю трудно читать значки, написанные математиком, потому что их смысл для него не понятен. В итоге есть разрыв между теорией и практикой. В теории математики прекрасно знают, что такое типы объектов и что такое атрибуты, но, спускаясь к практике, мы видим, что мало, кто из практиков понимает, что это такое. Существует множество интуитивных понятий, но каждое из них скорее похоже на религиозную догму, нежели на знание. В данной статье я попытался ликвидировать пробел между математиками и прикладниками, объясняя основы теории множеств простым языком, без сложных значков.

В прошлой статье Моделирование конструкций. Требования к моделлеру я говорил о том, что несколько объектов, мыслимых нами как целое, существуют в нашем сознании, но не осознаются нами явно. Математики осознали это и сделали явным, введя для этого понятие множества. Я также напомнил, что понятие множество и понятие объект — аксиомы, которые невыводимы из других понятий. При этом понятие объект для нас привычно, и мы имеем достаточный опыт, чтобы работать с ними, а вот со множеством мы знакомимся в институте при изучении основ математики, и представление о них не столь очевидно. Для тех, кто ищет возможность научиться представлять множество более ясно, я рассказал, где мы можем найти хороший образ – в представлении конструкций. В этой статье я продолжу рассказ про множества, и расскажу, что такое тип и атрибут с точки зрения теории множеств. И самое главное – я расскажу, как эти понятия находят свое отражение в моделях, которые мы строим.
Читать полностью »

Быстрая настройка контекстной рекламы далеко не всегда дает хуже результат, чем долгий кропотливый парсинг и чистка запросов в ручном формате. Однажды пришел клиент, ниша — строительство деревянных домов на настройку контекстной рекламы. Сайта у него не было, планировался не скоро, поэтому решили постараться и сделать «как себе». 

Быстрая настройка Google Adwords за неделю, или долгая за 3-4 месяца? - 1

Читать полностью »

В прошлой статье Понятие системы и конструкции. Их место в проектировании информационных систем, посвященной конструкциям, я вкратце затронул герменевтический круг – это один из способов нашего мышления, нацеленного на достижение понимания. Герменевтический круг состоит из двух направлений мышления: анализа и синтеза.

Анализ – это процесс, при котором мы представляем изучаемый объект в виде множества его частей (изучаем различные конструкции, на которые можно разложить изучаемый объект).

Синтез — это обратная «сборка» объекта.

Утверждается, что чувство понимания достигается, когда, сделав разборку объекта (анализ), а затем его сборку (синтез), — субъект получает непротиворечивый результат. В той же статье я отметил, что стандарты, как правило, нацелены на описание только одного направления мышления — анализа, но совершенно игнорируют второе направление – синтез.

Моделирование конструкций. Требования к моделлеру - 1
Игнорирование процесса синтеза приводит к тому, что мы теряем способность делать проверку результатов анализа и начинаем мыслить шаблонами. Например, если нас спросить, из чего состоит велосипед, то довольно быстро найдется «правильный» ответ. Но если спросить: "Частью чего является велосипед?", – мы сильно затруднимся с ответом.
Читать полностью »

image

 

В ручном режиме контролировать все коммуникации — задача трудоемкая и, кроме того, малоэффективная. И мы решили ее автоматизировать. Для этого пришлось обучить нашу Виртуальную АТС новым трюкам. Технологию Text-to-speech мы внедрили давно, теперь же взялись за обратный процесс.

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js