Рубрика «самолёт» - 2

Последние 10 лет происходит бум венчурного инвестирования в сферу аэротакси и прочего летающего транспорта. Большинство аппаратов не похожи ни на вертолет, ни на самолет – конструкторы придумывают свои новые "прорывные" схемы.

image

Все мы ждем, что еще чуть-чуть и каждый сможет перемещаться по городам без пробок, платя разумные деньги. Но пока проекты один за другим поднимают новые раунды финансирования, реальные полеты в черте города переносятся. Каждый год нам говорят нужно всего 24 месяца и свершится революция, но этот срок не меняется с течением времени.

Тогда все ли в порядке с этой технологией или это очередной пузырь?

Давайте вместе разберемся с точки зрения физики в этом непростом вопросе.Читать полностью »

Рейсов осталось очень мало, но они пока есть. Мало их из-за COVID-19. В основном — из-за закрытия пассажирских перевозок и сопутствующих карантинных мер. Но я бы хотел поговорить о том, насколько страшна угроза «подхватить» вирус, находясь внутри самолета. Вдруг вам по тем или иным причинам нужно лететь? А внутри — тесное закрытое пространство, и кажется, что там довольно опасно.

Я опишу специфику семейства Airbus 319/320/321, наверное, одного из самых распространенных узкофюзеляжных самолетов в мире, которые я пилотирую много лет. Я не специалист по Boeing и другим типам самолетов, но предполагаю, что различия в работе описываемых систем минимальны. Кроме того, я не являюсь техническим специалистом, обслуживающим данные самолеты, поэтому уж будьте любезны простить мои возможные небольшие огрехи в описании технической части.

Самое главное:

Современный самолёт by design защищён от биологической угрозы (COVID-19) лучше, чем вы думаете - 1
Схема вентиляции пассажирского салона Airbus A318/319/320/321

Пассажирская кабина самолета «нарезана» системой кондиционирования салона на много-много слоёв, разделенных по рядам и состоящих из отдельных воздушных потоков. Визуально это одно пространство, но благодаря данной системе — крайне маловероятно, что вы сможете заразиться, кроме как от ближайшего соседа. Плюс в полете воздух в салоне полностью обновляется раз в 3 минуты и перед тем, как вернуться обратно, пропускается через салонные HEPA-фильтры.

А теперь, давайте я расскажу вам детали.
Читать полностью »

Изобретатель предкрылка Густав Лахманн в конце тридцатых годов прошлого века предложил оснастить бесхвостку свободно плавающим крылышком, размешенным впереди крыла. Это крылышко было снабжено серворулем, с помощью которого регулировалась его подъемная сила. Оно служило для компенсации дополнительного пикирующего момента крыла, возникающего при выпуске щитка. Поскольку Лахманн был сотрудником фирмы Хэндли-Пэйдж, то она являлась собственником патента на это техническое решение и под этим брендом указанная идея упоминается в технической литературе. Но практического воплощения этой идеи нет до сих пор! В чем причина?

Потери на балансировку

Крыло самолета, создающее подъемную силу, обладает сопутствующим, можно сказать, негативным побочным продуктом в виде пикирующего момента, стремящегося ввести самолет в пикирование. Чтобы самолет не пикировал, на его хвосте присутствует маленькое крылышко – стабилизатор, который этому пикированию препятствует, создавая направленную вниз, то есть отрицательную, подъемную силу. Такая аэродинамическая схема самолета именуется «нормальной». Поскольку подъемная сила стабилизатора отрицательна, она суммируется с силой тяжести самолета, и крыло должно иметь подъемную силу, превышающую силу тяжести.

Разность этих сил называют потерями на балансировку, которые могут доходить до 20%.
Но первый летающий самолет Братьев Райт не имел таких потерь, потому, что маленькое крылышко — дестабилизатор, препятствующее пикированию, размещалось не позади крыла, а впереди него. Такая аэродинамическая схема самолета называется «уткой». И для того, чтобы препятствовать пикированию самолета дестабилизатор должен создавать направленную вверх, то есть положительную, подъемную силу. Она суммируется с подъемной силой крыла, и эта сумма равна силе тяжести самолета. В результате крыло должно создавать подъемную силу, меньшую, чем сила тяжести. И никаких потерь на балансировку!

Читать полностью »

Финские авиалинии Finnair: как тренируется экипаж и немного про внутренности кухни - 1
Тренировочный центр для бортпроводников. Видно надувной трап, модель такого же трапа в виде плота для бассейна. И напротив всего этого сауна. Потому что в Финляндии не могут построить бассейн без сауны. Да, прямо на тренировочном объекте тоже.

Итак, знакомьтесь, авиакомпания Finnair и аэропорт Хельсинки-Вантаа. Финнэйр уже 10 раз подряд лучшие среди авиакомпаний Северной Европы и шестая по безопасности в мире. Оценки по JACDEC и Скайтраксу. Про то, как это оценивается, ниже. А вообще пост про авиакомпанию, тренировочный центр, мобильное приложение и кухню для пассажирских рейсов.
Читать полностью »

Профессиональные путешествия: как живут стюардессы - 1

Пассажирам очень интересны станции стюардесс в самолёте. Обычное пассажирское кресло имеет анатомическую форму (кому-то жутко неудобную, но это важно при возможном ударе), а вот кресло бортпроводника куда меньше и ещё направлено в другую сторону. Поэтому используется пятиточечное крепление, которое очень своеобразно выглядит. В Боинге-717 ещё над одной из станций рычаг. Явление для Боингов нехарактерное, потому что это бывший Дуглас MD-95, который достался Боингу вместе с заводом бывшего конкурента.

Если вы думаете, что стюардессы не шутят, то зря. Когда в очередной раз пассажир спросил, что это такое, прекрасная Оля ответила:
— Ой, ну катапульта же. Мы дёргаем.
Пассажир растерялся:
— А как же пассажиры?
И Оля поняла, что настал её звёздный час. Потому что она уже была на почте и в налоговой. Как-то сами собой вырвались слова:
— Ну вас же много, а я одна!

На следующий день на разборе в кабинете начальника был разнос и эпохальная фраза: «Опять кто-то говорит, что у нас в самолёте катапульта». Пришла жалоба от пассажира, авиакомпания разбиралась. С тех пор Оля не шутит. Почти. Потому что пассажиры беспокоятся.

А мы поговорим про то, как вообще выглядит «неуставная» жизнь бортпроводников — и про их профиты от частых путешествий. Читать полностью »

Я некоторое время работал аналитиком в аэропорту.
Рассказываю про специфику, интересные случаи, полезности в работе и вообще…

image
Рабочее место аэропортового аналитика
Читать полностью »

Что внутри аэропорта: центры управления - 1
Рабочее место диспетчера круга, спереди микрофон связи с экипажами и наземными службами, слева — управление курсо-глиссадной системой.

Сейчас мы пройдёмся по тем местам, которые обычно не видят пассажиры, и куда обычно не пускают со съёмкой. Ниже про то, откуда берутся самолёты в аэропорту. Точнее, что нужно, чтобы они попали к терминалу.
Читать полностью »

ВВС США разрешили хакерам взломать военный спутник - 1

Военно-воздушные силы США не новички на хакерской конференции Defcon. Например, в прошлый раз они привезли с собой компонент информационной системы истребителя F-15. Хакеры впервые получили физический доступ к такому оборудованию. Они с удовольствием приняли подарок, тщательно разобрали его и обнаружили серьёзные уязвимости. Баги позволяют злоумышленнику полностью отключить систему Trusted Aircraft Information Download Station, которая принимает данные с видеокамер и сенсоров самолёта.

ВВС были настолько довольны результатом, что решили поднять ставки. В следующем году они дадут хакерам спутник. Настоящий спутник на орбите и канал связи к его наземной станции.
Читать полностью »

Как дойти до Северного полюса от дрейфующей базы Барнео - 1
Выброска группы на льдину.

Это пост по запросу Palomnik и тех, кто его поддержал — «Как добраться до Северного полюса на лыжах» после истории про собак, которых выводили для северных условий.

Лыжные экспедиции (а также на собаках и прочие) стартуют с российской дрейфующей базы Барнео. Фактически каждый год она строится заново на три недели в апреле, пока позволяет погода, на 89-й параллели северной широты. Выбирается подходящая крупная льдина, на ней берутся пробы для определения прочности и толщины льда, затем туда сбрасываются с самолёта люди и техника для расчистки взлётной полосы и всё необходимое для строительства базы из каркасных и надувных палаток.

На три недели Барнео становится туристическим и научным центром (здесь проводятся арктические исследования) и аэродромом для «Чебурашек» — Ан-74. Именно этот транспортник используется для взлёта в условиях до -60 °C с галечных и ледовых необорудованных аэродромов. На самой базе есть вертолёты Ми-8, которые позволяют забрасывать группы путешественников на маршруты и возвращать их на Барнео из точки Северного полюса. Связь базы с большой землёй — только через рейсы Ан-74.

Поскольку в регионе нет других более близких к полюсу баз (ближайшие точки старта — острова Шпицбергена, российский мыс Арктический в архипелаге Северная Земля, северная оконечность Канады, север Гренландии), на Барнео собирается около сотни человек из разных стран. Большинство приезжают, чтобы под руководством гидов пройти на лыжах от последнего градуса широты до Северного полюса — это 100-110 км. То есть можно заказать такой коммерческий поход.Читать полностью »

Не претендую на лавры товарища five, но мне кажется, что цикл статей прервался на самом интересном месте, и позволю себе восполнить этот пробел.

  1. Исчезновение
  2. Прибрежный бродяга
  3. Золотая жила
  4. Заговоры
  5. Возможный сценарий
  6. Капитан
  7. Истина

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js