Рубрика «самолёт»

Прежде чем читать этот текст, советую вам закончить ужином.

В пассажирских самолетах, вмещающих в себя хотя бы два десятка пассажиров есть туалеты. В зависимости от самолёта, он может быть один, а может быть пару десятков туалетов на один самолёт. Задумывались ли вы куда деваются отходы, улетающие в трубу унитаза на высоте 11 километров?

Спойлер: не за борт, как в старых вагонах поезда.

Разберем работу системы отходов из сортира на примере нашего любимого А320. На остальных самолетах этого класса и эпохи принцип аналогичен.

Читать полностью »

История авиасимуляторов - 1Глюк с мостами в MSFS 2020

Ходят слухи, что современные игровые симуляторы типа Microsoft Flight Simulator (MSFS) реально используются в обучении будущих пилотов. Честно говоря, в такие слухи не очень верится: это как изучать боевые искусства по Mortal Kombat. Но потрясающий реализм современных игр как бы намекает, что всякое возможно…

Если дать игроку штурвал, шлем VR, кресло на гидравлической платформе с наклонами и тряской (5D), то это будет похоже на пилотирование настоящего самолёта. Есть реальные истории, как после многолетней игры на MSFS люди спокойно сдают на лицензию пилота, потому что в одномоторнике им известны все элементы управления.

А на гражданском лайнере полёт вообще бóльшую часть времени на автопилоте.Читать полностью »

Про Boeing 747 — модификации и поколения - 1
Сборка Boeing 747-8F на заводе в Эверетте, штат Вашингтон. Фото: Boeing

Продолжаем рассказывать про Boeing 747, первый широкофюзеляжный самолёт в истории авиации. Теперь говорим о решениях, которые позволили увеличить вместительность и дальность полёта и обеспечили модели гораздо более долгую жизнь на рынке, чем планировалось первоначально.

Первая часть рассказа — о том, кто, как, когда и почему придумал 747-е, тут.
Читать полностью »

Про Boeing 747 — с чего всё начиналось - 1
Главная бортпроводница SAS Вивека Анкарона на фоне вентилятора двухконтурного двигателя Boeing 747 — на выкатке первого борта 30 сентября 1968 года. Фото: Scandinavian Airlines

Boeing 747 — первый широкофюзеляжный самолёт в истории. Производитель планировал выпускать его лет десять, а продолжал выполнять заказы больше пятидесяти. Конструкторы сначала видели его двухуровневым, а потом у него вырос элегантный горбик. Пассажиры в середине салона скучали по иллюминаторам, но оценили удобные багажные полки, широкие проходы, большие экраны и выбор из «мяса — курицы — рыбы» в меню.

Сборка последнего самолёта на заводе завершилась в конце 2022-го, но дооснащение нескольких перед поставкой заказчику продлится до 2026-го. А лайнеры в парках многих авиакомпаний продолжат летать гораздо дольше. Рассказываем, как создавали Boeing 747 — удивительное порождение эпохи технологического оптимизма.

За полвека эксплуатации у Boeing 747 возникло два прозвища. Первое — «Джамбо», по имени всемирно известного в XIX веке циркового слона, оно намекает на огромные размеры лайнера. Второе — «Королева небес» (англ. Queen of the skies) отсылает к английской традиции считать морские и воздушные суда одушевлёнными существами женского пола, а ещё указывает на особое положение этой модели в истории гражданской авиации.

Boeing 747 — первый широкофюзеляжный лайнер. На протяжении 35 лет — до начала эксплуатации Airbus A380 в 2007 году — он оставался самым большим и вместительным гражданским самолётом в мире. Интересно, что создатели поначалу вовсе не рассчитывали на такой успех. Планировалось выпустить не более 300 машин и к концу 1970-х свернуть производство.
Читать полностью »

Про самолёт МС-21: разбор, что это вообще - 1

МС-21 расшифровывается как магистральный самолёт двадцать первого века. Именно на него рассчитывает большинство российских авиакомпаний в ближайшие годы. Но главный вопрос настоящего — когда будет получена государственная сертификация, после которой возможны лётные испытания и только потом постановка на регулярные рейсы. Сертификацию ждём со дня на день. А пока рассказываем, что это за лайнер и куда он нас увезёт на крыльях из новейших композитных материалов. Ведь доля пластика у него в конструкции — 30 процентов. И это рекорд.

МС-21 — первый в своём классе самолёт с крылом из композитных материалов, представитель нового поколения. Также в этом классе Airbus А320 и Boeing 737-800. Именно их, как предполагается, будут заменять на МС-21 российские авиакомпании. И именно их новый лайнер должен превзойти по некоторым своим параметрам. В комплексной программе развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года запланировано производство корпорацией «Иркут» 270 самолётов МС-21.
Читать полностью »

На Хабре уже было несколько статей про то, как люди нашли свой путь в небо через частную малую авиацию, а точнее — авиацию общего назначения (АОН). Обучались авторы тех статей чаще всего за рубежом. Информации из первых рук о том, как стать частным пилотом в России, сравнительно мало, и большая ее часть уже успела устареть.

Читать полностью »

Ту-134: 50 лет эксплуатации - 1

Современные перевозки с точки зрения архитектуры сети — это «колесо и спицы», а не сеть. За последние пару лет развитие технологий и инфраструктуры аэропортов поменяли экономику полётов так, что стало можно не завозить пассажиров в крупные хабы, а возить напрямую между небольшими и средними аэропортами. Ту-134 сделал нечто похожее ещё в 70-е годы в СССР. Ближнемагистральный самолёт связал небольшие аэродромы напрямую.

Это самая узнаваемая «тушка», поскольку произведено их было со всеми модификациями больше 850 единиц, в основном для стран соцлагеря. После окончания испытаний в 1964 году самолёт до сих пор находится в эксплуатации. Я бы хотела рассказать вам про то, почему он такой красивый с инженерной точки зрения, и показать фотографии условно-гражданского самолёта авиакомпании «Космос».
Читать полностью »

ИИ снова победил пилота F-16 в воздушном бою - 1

В истории о машинах, побеждающих людей, появилась новая глава: ИИ снова победил пилота-человека в виртуальном воздушном бою. Соревнование AlphaDogfight стало финалом испытаний нейросетевых алгоритмов, разработанных для американских вооруженных сил. И наилучшей демонстрацией возможностей интеллектуальных автономных агентов, способных победить вражеские самолеты в воздушном бою. Подробнее — в материале Cloud4Y.Читать полностью »

image
VHF omnidirectional range в естественной среде обитания

Сегодня разберём еще один интересный вопрос, посвящённый гражданской авиации: то, каким образом строится маршрут для полётов из аэропорта А в аэропорт Б. Заодно посмотрим, что влияет на «прокладку» маршрута полёта, кто и как может повлиять на уже составленный маршрут и каким образом диспетчера узнают об всем этом безобразии.

Но для начала давайте совершим краткий исторический экскурс по опредёленным авиадисциплинам для лучшего понимания всей этой авиационной legacy, накопленной поколениями. Опять же, напомню вам — гражданская (да и в принципе вся) авиация — это одна из самых консервативных областей деятельности, что продиктовано в первую очередь фокусом на безопасности полётов (не путать с авиационной безопасностью — всякие САБ и иже с ними).

Времена пионеров авиации к сожалению давно прошли.
Читать полностью »

«А про посадку читайте в следующем номере…» — так вот он, этот номер - 1

Заход на посадку и уход на второй круг — по статистике самые опасные этапы полёта.

Давайте разбираться, как это работает, и пользуясь моментом, посмотрим как устроена электронная система управления современным самолётом.

Но перед тем, как мы начнем, я вынужден обозначить эдакий дисклеймер: я действующий пилот Airbus семейства 320, который является самолетом 4-го поколения (отличительный признак которого — наличие технологии Fly-by-Wire). Соответственно, многие специфические системы и процедуры, описываемые в посте, будут привязаны к данному типу. На других типах (например Boeing 737 Classic/NG/MAX, которые являются самолетами предыдущего, 3-го поколения без технологии Fly-by-Wire) процедуры и логика построения и работы систем может значительно различаться. И да, я не имею отношения к инженерно-авиационной службе и службе ОрВД (организации воздушного движения), поэтому уж простите возможные огрехи в описании матчасти.

Итак, приступим.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js